Приложение к ДООП Рабочая программа «Народно-сценический танец» (платные образовательные услуги) Планируемые результаты обучения - реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) исполнения танцевальных образов; - позитивная самооценка своих танцевальных и творческих способностей; - развитие творческих способностей; - развитие интеллектуальных способностей, приобретение интеллектуальных знаний; - стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. - устойчивый интерес к хореографии, к художественным традициям своего народа, к различным видам музыкально-творческой деятельности; - понимание значения танца в жизни человека - освоение танцевальных направлений как духовного опыта поколений - знание основных закономерностей хореографического искусства, умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности. Учащиеся научатся: - высказывать личностно-оценочные суждения о роли хореографии в жизни; - решать творческие задачи, участвовать в художественных событиях школы; - проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности, в танцевально-эстетической жизни, школы (музыкальные вечера, концерты); - работать с разными источниками информации; - продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных задач. - различать лирические, эпические, драматические образы в танце; - эмоционально воспринимать и оценивать танец; размышлять о знакомых танцевальных поставочных работах; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения; - понимать специфику хореографического языка, получать представление о средствах танцевальной выразительности; - исполнять народный танец, изученные классические танцевальные комбинации, участвовать в концертном исполнении танцевального репертуара. Содержание программы Тема 1. Введение в программу. Теоретические занятия: Знакомство с историей народного танца, инструктаж по технике безопасности. Практические занятия: Входная диагностика. Тема 2. Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений. Теоретические занятия: Знакомство детей с танцевальной азбукой. Элементы танцевальных движений. Знакомство детей с элементами танцевальных движений. Правила исполнения танцевальных движений. Ориентировка в пространстве. Основные понятия: музыка, темп, такт. Практические занятия: - разогрев, постепенный ввод мышц в работу (назначение - настрой на урок с полной физической отдачей и внимания, организует и дисциплинирует, учит правильному пользованию дыханием носом); - упражнения для рук, кистей, и пальцев; - упражнения для плеч; - упражнения для головы; - упражнения для корпуса. Тема 3 . Народный экзерсис у станка. - Пять позиций ног. - Переводы ног из позиции в позицию. - Demi plies, grand pliés (полуприседания и полные приседания). - Battements tendus (выведение ноги на носок). - Battements tendus jetés (маленькие броски). - Rond de jambe par terrе (круг ногой по полу). - Подготовка к маленькому каблучному. - Подготовка к «веревочке», «веревочка». - Дробные выстукивания (сочетание ритмических ударов). - Grands battements jetés (большие броски). - Relevé (подъем на полупальцы). - Port de bras. - Подготовка к «молоточкам». - Подготовка к полуприсядкам и присядкам. - Прыжки с поджатыми ногами. 2 Тема 4. Экзерсис на середине зала. - Русский поклон: простой поясной на месте, простой поясной с движением правой руки к левой стороне груди, затем в 3 позицию, левая рука в подготовительном положении. - Основные положения и движения рук: ладони, сжатые в кулачки, на талии (подбоченившись); руки скрещены на груди, одна рука, согнутая в локте, поддерживает локоть другой, указательный палец которой упирается в щеку, держась за одну руку, за две, под руку; «воротца»; положения рук в круге; держась за руки; «корзиночка»; «звездочка»; - Движения рук: подчеркнутые раскрытия и закрытия рук; раскрытия рук в стороны (ладонями наверх в 3 позицию); взмахи с платочком; - Хлопки в ладоши. - Русские ходы и элементы русского танца: простой сценический ход на всей стопе и на полупальцах, переменный ход с фиксированием в воздухе ног поочерёдно в точке на 30-45 градусов; на полупальцах - этот же ход; переменный ход с фиксированием ноги сзади на носке на полу, работающей ноги на воздух через 1 позицию ног; тройной шаг на полупальцах с ударом на четвертый шаг всей стопой в пол, шаг с мазком каблуком и вынесением сокращенной стопы на воздух на 30-45 градусов; - Комбинации из основных шагов. - «Припадание»: 1) по 1 прямой позиции 2) вокруг себя по 1 прямой позиции 3) по 5 позиции 4) вокруг себя и в сторону - Подготовка к «веревочке»: 1) без полупальцев, без проскальзывания 2) с полупальцами, с проскальзыванием 3) «Косичка» (в медленном темпе) 3 - Подготовка к «моталочке»: 1) по 1 прямой позиции — с задержкой ноги сзади, впереди - «Моталочка» в «чистом» виде. - «Гармошечка»: 1) начальная раскладка с паузами в каждом положении 2) «лесенка» 3) «елочка» 4) исполнение в «чистом» виде. - «Ковырялочки»: 1) простая, в пол 2) простая, с броском ноги на 45 градусов и небольшим отскоком на опорной ноге 3) «Ковырялочка» на 90 градусов с активной работой корпуса и ноги в чередовании с одинарными, двойными и тройными притопами. - Основы дробных выстукиваний: 1) Простой притоп 2) Двойной притоп 3) В чередовании с приседанием и без него 4) В чередовании друг с другом, двойными и тройными хлопками в ладоши 5) Подготовка к двойной дроби 6) Двойная дробь 7) «Трилистник» 8) «Трилистник» с двойным и тройным притопом 9) Переборы каблучками ног 10) Переборы каблучками ног в чередовании с притопами - Подготовка к присядкам и присядки: 1) подготовка к присядке (плавное и резкое опускание вниз по 1 прямой и 1 позициям) 2) подкачивание на приседании по 1 прямой и 1 позиции 3) «мячик» по 1 прямой и 1 позиции. - Подскоки: 1) подскоки на двух ногах 2) поочередные подскоки с подъемом согнутой ноги вперед 3) присядки на двух ногах 4) присядки с выносом ноги на каблук 5) присядки с выносом ноги в сторону на 45 градусов. Тема 5 . Диагональ. Танцевальные движения. - Комбинация простых и тройных шагов. 4 - Подскоки с продвижением вперед и на месте в повороте по четвертям. - Галоп со скользящим хлопком (в белорусском характере). - Подскоки с наклонами (в белорусском характере). - Прыжки с поджатыми ногами с продвижением вперед. - Шаг на одну ногу, закончить прыжком с поджатыми ногами. Тема 6. Подготовка к вращениям на середине зала. - Полуповороты по четвертям круга приемом plie-releve - Полуповороты по четвертям круга приемом шаг-retere. - Полуповороты по четвертям круга приемом plie-каблучки. - Припадание по первой прямой позиции по схеме: три на месте, а четвертое в повороте на 45 градусов - Подскоки по той же схеме. - «Поджатые» прыжки по той же схеме. - Подготовка к tours (мужское). - Поворот на 90 во всех вращениях. - Подготовка к вращениям и вращения по диагонали класса: 1) приемом шаг-retere по схеме: 2 шага retere на месте, 2 - в повороте на 90 градусов , 5, 6, 7, 8 - шаги на месте, 2 шага retere на месте, 2 - в повороте на 180, 5, 6 – фиксация, 7, 8 пауза. 2) поворот на 4 шага - retere на 180 градусов. 3) подскоки – разучиваются по той же схеме. Тема 7. Репетиционно-постановочная деятельность. - Значение постоянной отработки исполнения технически сложных комбинаций народного танца в более сложных ритмических рисунках и ускоренных темпах. - Объяснение процесса объединения движений в более сложные по композиции комбинации и танцевальные этюды народного танца. - Уровень выразительности исполнения. - Ансамблевое исполнение технически насыщенных танцев. Тема 8. Итоговое занятие. Теоретические занятия - Вопросы и задания по разделам программы. Практические занятия - Выполнение музыкально-ритмических, танцевальных комбинаций и разученных комплексов упражнений. - Разбор и оценка практической деятельности обучающихся. - Подготовка к открытому занятию. - Открытое занятие (концерт). 5 Тематическое планирование № 1. 2. Всего Разделы, темы часов Введение в программу Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений из них теория практика 1 0,5 0,5 5 2 3 3. Народный экзерсис у станка 15 15 4. Экзерсис на середине зала 15 15 5. Диагональ. Танцевальные движения 10 10 10 10 6. 7. 8 Подготовка к вращениям на середине зала Репетиционно-постановочная 14 деятельность Итоговое занятие. 2 2 Концерт Итого: 72 12 2 4,5 67,5 6