Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 168 620102 г. Екатеринбург, ул. Серафимы Дерябиной д. 27а, телефон - факс (343) 233-40-81 e-mail: soch168@eduekb.ru ИНН/КПП 6658066139/665801001 ОКПО 41746036 УТВЕРЖДЕНО Приказом № 01-01-11/68 от 28.08.2020 г. Вступает в силу 29 августа 2020 г. ПОЛОЖЕНИЕ о проектной деятельности обучающихся Муниципального автономного общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы № 168 (МАОУ – СОШ № 168) 1. Общие положения г. Екатеринбург, 2020 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального, основного и среднего общего образования (далее ФГОС НОО, ООО, СОО) и является обязательным для исполнения. 1.2. Данное Положение регламентирует деятельность Муниципального автономного общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы № 168 (далее – Учреждение) по организации работы формирования первоначальных навыков проектной деятельности (ФГОС НОО и ФГОС ООО), а также работы над итоговым индивидуальным проектом (далее - ИИП) обучающихся по ФГОС СОО. 1.3. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности, направлена на повышение качества образования, демократизации стиля общения педагогов и обучающихся. 1.4. Выполнение проекта, обязательно для каждого обучающегося, обучающимся НОО, ООО, СОО. Выбор проекта входит в компетенцию обучающегося. Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность. 1.5. Проектная деятельность на разных уровнях образования имеет свои особенности. 1.5.1. Основными задачами в процессе учебно-исследовательского и проектного обучения начального общего образования является развитие у ученика определенного базиса знаний и развития умений наблюдать, измерять, сравнивать, моделировать, генерировать гипотезы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи. Данные умения обеспечивают необходимую знаниевую и процессуальную основу для проведения исследований и реализации проектов в урочной и внеурочной деятельности. Исследовательская и проектная деятельность может проходить как в индивидуальной, так и в групповой форме, что помогает учителю простроить индивидуальный подход к развитию ребенка. Границы исследовательского и проектного обучения младших школьников определяются целевыми установками, на которые ориентирован учитель, а также локальными задачами, стоящими на конкретном уроке. В рамках внеурочной деятельности исследовательская и проектная деятельность направлены на обогащение содержания образования и возможность реализации способностей, потребностей и интересов обучающихся с различным уровнем развития. На уровне начального общего образования, с 1 по 4 классы, происходит постепенное расширение диапазона применимости исследовательского и проектного обучения путем постепенного усложнения непосредственно самих заданий и/или увеличением степени самостоятельности ребенка, регулируемой мерой непосредственного руководства учителя процессом научно-практического обучения. В качестве основных результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности младших школьников рассматриваются такие метапредметные результаты, как сформированные умения: наблюдать, измерять, сравнивать, моделировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать, определять понятия, устанавливать причинноследственные связи и работать с источниками информации. Они обеспечивают получение необходимой знаниевой и процессуальной основы для проведения исследований и реализации проектов при изучении учебных предметов. Главная особенность развития учебно-исследовательской и проектной деятельности – возможность активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер и таким образом передать учащимся инициативу в своей познавательной деятельности. Учебноисследовательская деятельность предполагает поиск новых знаний и направлена на развитие у ученика умений и навыков научного поиска. Проектная деятельность в большей степени связана с развитием умений и навыков планирования, моделирования и решения практических задач. 2 В ходе освоения учебно-исследовательской и проектной деятельности учащийся начальной школы получает знания не в готовом виде, а добывает их сам и осознает при этом содержание и формы учебной деятельности. 1.5.2. Основной особенностью проектной деятельности на уровне основного общего образования является то, что на каждом возрастном уровне (11–13 и 13–15 лет), благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий: моделирования, контроля и оценки осуществляется переход от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе. На этом уровне общего образования возрастает значимость различных социальных практик, исследовательской и проектной деятельности, использования ИКТ. Направлениями проектной деятельности обучающихся может быть: - исследовательское; - инженерное; - прикладное; - информационное; - социальное; - игровое; - творческое. Видами проектов (по преобладающему виду деятельности), могут быть: информационный, исследовательский, творческий, социальный, прикладной, игровой, инновационный. Проекты могут быть реализованы как в рамках одного предмета, так и на содержании нескольких. Количество участников в проекте может варьироваться, так, может быть индивидуальный или групповой проект. Проект может быть реализован как в короткие сроки, к примеру, за один урок, так и в течение более длительного промежутка времени. В состав участников проектной работы могут войти не только сами обучающиеся (одного или разных возрастов), но и родители, и учителя. 1.5.3. Среднее общее образование — этап, когда все приобретенные ранее компетенции должны использоваться в полной мере и приобрести характер универсальных. На уровне среднего общего образования проект реализуется самим старшеклассником или группой обучающихся. Они самостоятельно формулируют предпроектную идею, ставят цели, описывают необходимые ресурсы и пр. Начинают использоваться элементы математического моделирования и анализа как инструмента интерпретации результатов исследования. На уровне среднего общего образования сам обучающийся определяет параметры и критерии успешности реализации проекта. Кроме того, он формирует навык принятия параметров и критериев успешности проекта, предлагаемых другими, внешними по отношению к школе социальными и культурными сообществами. В образовательной программе СОО в части учебного плана реализуется обязательная предметная область «Индивидуальный проект». Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; способность постановки цели и формулирования гипотезы 3 исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. 1.6. Индивидуальный итоговый проект (ИИП) представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебным предметов с целью демонстрации своих достижений в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную). 1.6. Выполнение индивидуального итогового проекта с обязательной защитой обязательно для каждого обучающегося на уровне среднего общего образования. Выбор проекта входит в компетенцию обучающегося. Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность. 1.7. Защита индивидуального итогового проекта на уровне среднего общего образования является обязательной составляющей системы внутришкольпого мониторинга достижений. 1.8. Отметка за выполнение проекта выставляется в электронный журнал по предмет «Индивидуальный проект» и в документ государственного образца об уровне образования - аттестат о среднем общем образовании. 1.9. Проект, выполненный обучающимся или группой обучающихся и индивидуальный итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных обучающимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ. 2. Цели и задачи проектной деятельности 2.1. Целями проектной деятельности являются: - повышение качества образования обучающихся через формирование ключевых компетенций, необходимых выпускнику в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООО и СОО; - оценка достижения метапредметных результатов освоения основной образовательной программы на уровне начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования. 2.2. Задачами проектной деятельности являются: - выполнение требований ФГОС по использованию в основной образовательной программе исследовательских, проектных, самостоятельных и групповых работ; - обучение учащихся мыслительным техникам практической направленности: постановка, проблемы, целеполагание, планирование, анализ и рефлексия ситуации, определение результатов проекта; - формирование современных компетенций для решения конкретной задачи, представление результатов проделанной работы, решение поставленных в проекте задач, исполнение полученных заданий, контроль над исполнением работ, организация групповой работы, продуктивная работа в команде, самостоятельность в принятии решений, навыки публичного выступления; - развитие сферы информационного образования и построение обучающимися собственных образовательных траекторий; - повышение мотивации обучающегося к учебной деятельности, обеспечение - индивидуализации обучения. 3. Требования к подготовке проекта/индивидуального итогового проекта 4 3.1. Темы проектов могут предлагаться как педагогом, гак и учениками. Темы, предложенные педагогами, собираются в Банке тем проектной деятельности и размещаются в свободном доступе на официальном сайте ОО и Дневник.ру. 3.2. Темы, предложенные педагогом, закрепляют за ним право быть руководителем проекта по данным темам. 3.3. Тема, предложенная учеником, согласуется с педагогом. Педагоги обязаны уважительно относиться к личностному выбору обучающегося. В случае отклонения темы, предложенной обучающимся, педагог должен аргументировать свое решение, если тема не отвечает общепринятым нормам морали и поведения, косвенно пропагандирующее асоциальное поведение либо является околонаучной. 3.4. План, программа подготовки проекта/ИПП для каждого обучающегося разрабатывается куратором (руководителем) проекта. 3.5. Руководителем проекта может являться учитель-предметник, классный руководитель, педагог-организатор, педагог дополнительного образования. Классный руководитель контролирует занятость обучающихся в проектной деятельности, информирует родителей о выборе темы проекта обучающимся. 3.6. План реализации проекта/ИИП разрабатывается обучающимся совместно с руководителем проекта. 4. Требования к содержанию и направленности проекта 4.1. Проекты должны быть посвящены актуальным проблемам научной, культурной, политической, правовой, социальной жизни современного мирового сообщества. 4.2. Проект может рассматривать один из аспектов избранной проблемы, тем самым быть открытым, предоставляющим другим творческим коллективам возможность продолжить изучение новых аспектов этой проблемы. 4.3. Проектная работа включает не только сбор, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой проблеме, но и представляет собой самостоятельной решение исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, оригинальное ее толкование или решение. Проект должен иметь практическую направленность, быть востребованным и иметь возможность применения в той или иной сфере человеческой деятельности. 4.4. Проектные задания должны быть четко сформулированы, цели, задачи и средства ясно обозначены. Совместно с обучающимися составлена программа действий. При выборе темы ИИП необходимо учитывать следующее: - выбор темы должен быть мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога; - выбранная тема должна учитывать реальный уровень подготовленности обучающегося к выполнению самостоятельного задания; - тема должна быть реализуема в имеющихся условиях; - формулировка темы должна ориентировать обучающегося на самостоятельное исследование по достаточно узкому вопросу. 4.5. Возможные типы работ и формы их представления Таблица 1 Вид проекта Цель проекта Проектный Тип деятельности продукт учащегося ПрактикоРешение Учебные пособия, Практическая ориентированный практических задач макеты и модели, деятельность в заказчика проекта инструкции, определенной учебнопамятки, предметной области 5 Исследовательский проект Информационный проект рекомендации Доказательство или Результат опровержение исследования, какой-либо оформленный в гипотезы виде презентаций, стенгазет, буклетов Сбор информации о каком-либо объекте или явлении Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу, представленные в виде журнала, газеты, альманаха, презентации Творческий проект Привлечение Литературные интереса публики к произведения, проблеме проекта произведения изобразительного или декоративноприкладного искусства, видеофильмы, акции, внеклассные занятия Игровой или Предоставление Мероприятие (игра, ролевой проект публике опыта состязание, участия в решении викторина, проблемы проекта экскурсия и тому подобное ) Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями Деятельность, связанная со сбором, проверкой, систематизации информации из различных источников; общение с людьми как источниками информации Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики Деятельность, связанная с групповой коммуникацией Цель организации публичной защиты проектов: - создание условий для формирования универсальных учебных действий обучающихся; - интеллектуальное и творческое развитие обучающихся; - поддержка талантливых учеников, демонстрация и пропаганда лучших достижений школьников; - приобщение обучающихся к исследовательской, экспериментальной, конструкторской, поисковой деятельности; - расширение и углубление научно-практического творчества обучающихся, теоретических знаний и необходимых профессиональных навыков. 6 5. Организация проектной деятельности. 5.1. Для формирования поля проектной деятельности и ее организации каждый учительпредметник определяет тематику проектов по своему предмету (до 5 тем). Классные руководители и педагоги дополнительного образования определяют тематику социальных проектов. 5.2. Презентация организации проектной деятельности и Банка тем на текущий учебный год проходит в сентябре-октябре текущего учебного года. Информация представляется на информационных стендах, сайте школы и Дневник.ру. 5.3. В ноябре должен пройти выбор тем для проектирования всеми учащимися и утверждение тем и кураторов, обучающихся среднего общегообразования, которое утверждается приказом директора не позднее 15 января. 5.4. В декабре-марте текущего года в ходе работы над проектом проводятся групповые и индивидуальные консультации с руководителями проектов, сбор информации по проекту, наблюдения, эксперимент и др. 5.5. Работа над проектом может быть начата и в более ранние сроки, если сфера интересов обучающегося устойчива, налажен диалог с преподавателем. Преподавателями и администрацией школы приветствуется раннее начало работы над индивидуальными проектами и их предварительную защиту у руководителя проекта. 5.6. К 20 марта текущего учебного года руководители индивидуальных проектов предоставляют отчет о ходе проектной деятельности, целях и задачах курируемых проектов, планах их реализации, возникших проблемах и путях их решения. 5.7. К 15 марта обучающиеся уровня среднего общего образования сдают письменный отчет по проекту в объеме не более 10 листов на предварительную экспертизу, по результатам которой проект возвращается на доработку или допускается к защите на школьной научно- практической конференции в апреле текущего учебного года. Предварительная экспертиза осуществляется экспертным советом научно-практической конференции, который формируется на учебный год. 5.8. В состав экспертного Совета входят представители администрации, руководители ШМО, педагоги, обучающиеся 10-11 классов и иные эксперты. 5.9. В апреле текущего учебного года проходит Школьная научно-практическая конференция, на которой представляются лучшие текущие проекты 1-9 и итоговые индивидуальные проекты (10 или 11 классов). 5.10. В рамках конференции (по секциям) обучающиеся знакомят слушателей с проектным продуктом, выступление и результаты работы обучающегося оцениваются компетентным жюри согласно предложенным критериям (Таблица 4). 5.11. Проект защищается публично. 5.12.Ответсгвенными за организацию и проведение научно-практической конференции для защиты проектов и ИИГ является заместитель директора по учебной деятельности и ответственное лицо - куратор проектной деятельности. Последовательность работы над проектом Таблица 2. № Этапы работы Содержание работы на данном п/ над проектом этапе п 1. Подготовка Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей Деятельность учащихся Деятельност ь учителя Обсуждают предмет Знакомит смыслом со 7 группы 2 3 4. 5. проекта с учителем и получают при необходимости дополнительну ю информацию. Устанавливают цели проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели проекта. Наблюдает за деятельность ю учащихся Планирование а) Определение источников Формируют Предлагает информации. б) Определение задачи. идеи, способов сбора и анализа Вырабатывают высказывает информации. план действий. предположен в) Определение способа Выбирают и ия. Наблюдает за представления результатов обосновывают (формы проекта). свои критерии и деятельность г) Установление процедур и показатели ю учащихся критериев оценки результатов и успеха процесса проектной проектной деятельности. деятельности д) Распределение задач (обязанностей) между членами команды Исследование Сбор и уточнение информации, Выполняют Наблюдает, решение промежуточных задач. исследование, советует, Обсуждение альтернатив решая косвенно методом "мозгового штурма". промежуточные руководит Выбор оптимального варианта. задачи деятельность Основные инструменты: ю учащихся интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п. Формулирование Анализ информации. Выполняют Консультируе результатов и/или Формулирование выводов исследование и т учащихся выводов работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект Защита проекта Подготовка доклада: Участвуют в Слушает, обоснование процесса коллективном задает проектирования, представление самоанализе целесообразн полученных результатов. проекта и ые вопросы в Возможные формы отчета: самооценке роли рядового устный отчет, устный отчет с деятельности участника. демонстрацией материалов, При письменный отчет необходимост и направляет 8 6. Оценка результатов процесса проектной деятельности процесс анализа Анализ выполнения проекта, Участвуют в Оценивает и достигнутых результатов оценке путем усилия (успехов и неудач) и их причин коллективного учащихся, их обсуждения и креативность, самооценок качество деятельности использовани я источников. Определяет потенциал продолжения проекта и качество отчета 6. Требования к оформлению проектной работы 6.1. Проектная работа, выполненная в школе и представляемая на Школьную научнопрактическую конференцию, должна быть представлена в печатном и электронном виде (презентация, сайт, цифровой фильм и т.д.). 6.2. Содержание проектной работы: - оглавление (содержание): перечисление разделов и глав исследования; — Определение цели и задач исследования; - справочный аппарат различного вида; - ссылки на использованные, а также рекомендуемые источники информации, выполненные с соблюдением норм и правил цитирования; - указание всех представленных в проекте печатных, рисованных, графических, фото-, видео-, музыкальных и электронных материалов; - деление на разделы или главы, представленные в логической последовательности. 6.3. В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются: - выносимый па защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм; - краткая пояснительная записка к проекту (объемом не более 10 листов) с указанием для всех видов проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода (этапов) выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов: - описание эффектов/эффекта от реализации проекта. - краткий отзыв руководителя, содержащий характеристику работы обучающегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. 9 При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов. Для исследовательских проектов обязательно наличие письменного отчета о проведении исследования (не более 10 листов) и приложения, включающего таблицы, фотографии, рисунки, диаграммы, анкеты и т.п. Обязательные структурные части письменного отчета: введение и заключение. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цель и задачи, адекватные предмету изучения методы исследования. В заключении подводятся итоги исследовательской работы, делаются выводы о точности рабочей гипотезы. Письменный отчет для творческих проектов содержит: - описание авторского замысла; - этапы создание продукта; - используемые технологии и материалы. Продукт творческой деятельности (изделие, буклет, видеоролик, стенгазета и проч.) должен быть представлен на защите. Отчет по реализации социального проекта содержит описание: - проблемы, целей и задач проекта; - альтернативных способов решения; - рисков реализации проекта; - имеющихся и недостающих ресурсов для выполнения проекта, смета. Функции участников проекта указываются в календарном плане, где обозначены зоны личного участия и зоны ответственности членов команды, точки промежуточного мониторинга. Планируемый проектный продукт по окончании проекта сравнивается с полученным результатом. 6.4. Перед сдачей в экспертную группу электронная версия проектной работы должна быть тщательно проверена в отношении технико - демонстрационных параметров: системы запуска, темпа движения, силы и чистоты звука. При необходимости готовится пояснительная записка с перечислением программ, необходимых для просмотра электронной версии проекта. 6.5. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается. 7. Требования к защите проекта. 7.1. Защита осуществляется на школьной конференции. В докладе отражаются цель и задачи проекта, основные этапы проектной деятельности, полученные результаты. 7.2. Независимо от типа проекта его защита происходит публично: после заслушивания доклада (5-7 минут) слушатели и жюри (экспертный совет) задают вопросы по теме проекта. Т.к. соблюдение регламента свидетельствует о сформированное регулятивных навыков обучающегося, то защита по времени должна быть спланирована таким образом, чтобы обучающийся мог продемонстрировать готовый проектный продукт или представить материалы, подтверждающие его реализацию. 7.3. Компьютерная презентация является частью оценивания проекта как один из вариантов наглядности защиты, но ее использование должно быть продиктовано требованиями целесообразности и эффективности. 10 8. Критерии оценки итогового индивидуального проекта 8.1. При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированное навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырех критериев: - способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированное познавательных учебных действий; - сформированное предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий; - сформированное регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях; - сформированное коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы. 8.2. Критерии оценки проектных работ на предварительной экспертизе и на школьной конференции (по всем критериям максимум 3 балла) описаны в таблице Оценочный лист заочного тура школьного этапа защиты индивидуального проекта Таблица 3. Критерий не проявлен – 0 баллов; проявлен частично – 1 балл; проявлен в полном объёме – 2 балла. Максимальное количество – 30 баллов. № Критерий Описание критериев оформления проектной Баллы работы 1. Структура работы Наличие всех элементов: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список используемых ресурсов, приложения 2. Введение Наличие всех элементов: обоснование темы, её актуальность на сегодняшний день; проблема, противоречие; цель; задачи (4-6); методы и методики; новизна или практическая значимость (лично для автора) 3. Основная часть Наличие теоретической и практической частей проекта. Заголовки глав и параграфов отражают содержание текста. 4. Заключение Представлены развёрнутый обзор работы по достижению цели, заявленной в проекте, выводы и перспективы. 5. Список Количество используемых ресурсов не менее пяти. используемых Недопустимо включать в список работу, если она не ресурсов упоминалась в тексте (от «введения» до «выводов»). 6. Анализ Степень проработанности литературы по данной 11 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. источников Приложения Глубина раскрытия проекта Оформление теме (осуществляется в I главе) Приведены подтверждающие фотоматериалы, схемы, таблицы, описания. Степень раскрытия темы с выходом за рамки темы школьной программы. Использование средств наглядности Грамотность Единый стиль оформления текста согласно требованиям: поля, шрифт, абзацы, интервалы, выравнивание, номера страниц, ссылки. Объём проекта 15-20 страниц. Работа должна быть в папке со скоросшивателем. Соответствие основным требованиям к оформлению таблиц, формул, схем, иллюстраций. Отсутствие стилистических, грамматических, пунктуационных ошибок. Логика изложения Соответствие всех частей проекта заявленной теме. Самостоятельность Степень самостоятельности при работе над проектом. Планирование Соблюдение сроков выполнения этапов работы. Оригинальность Проверка основной части проекта «Антиплагиат». Оригинальность от 70% – 2 балла, ниже 50% – 0 баллов. Итого: Оценочный лист очного тура школьного этапа защиты индивидуального проекта Таблица 4. Критерий не проявлен – 0 баллов; проявлен частично – 1 балл; проявлен в полном объёме – 2 балла. Максимальное количество – 30 баллов. № 1. 2. 3. 4. 5. 6. Критерий Описание критериев оформления проектной Баллы работы Качество доклада Докладчик рассказывает, а не читает, объясняет суть работы, владеет иллюстративным материалом Представление Уровень культуры речи и поведения, чувство работы времени (7 мин), удержание внимания аудитории Построение доклада Степень раскрытия темы и содержания проекта. (логика) Представлены анализ, выводы и перспективы работы Компетентность Знание основных терминов и фактического материала, подходов к проблеме, источников информации Коммуникация Самостоятельное использование невербальных средств, наглядных материалов при общении с аудиторией Качество ответов на Полнота ответов, аргументированность, владение вопросы (не более 3) материалом, доказательное обоснование своей точки зрения 12 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Демонстрационный материал Представленный демонстрационный материал используется в докладе, автор свободно ориентируется в нём Объём презентации Презентация представлена 7 пронумерованными слайдами и отражает все основные аспекты исследования (титульный, цель и задачи, основная часть, заключение с выводами) Дизайн слайдов Стилевое единство: читаемость текстов, корректность цвета фона, шрифта, заголовков. Обоснованное выделение опорных слов, информации рамками, границами, цветом. Информация на Горизонтальное расположение информации, не слайде более трёх фактов, выводов, определений на слайде. Композиционное чувство меры (слайды не перегружены, текст сочетается с иллюстрациями). «Чем проще, тем нагляднее» Иллюстрации Каждое изображение должно нести смысл, дополнять текстовую информацию или передавать её в более наглядном виде, быть хорошего качества Анимация Целесообразность использования анимационных эффектов (смена слайдов, звук, графика) Грамматика Отсутствие орфографических и стилистических ошибок Владение Названы сильные и слабые стороны работы, рефлексией указаны причины успехов и неудач, предложены способы преодоления неудач Оригинальность Проявление творческого подхода к процедуре защиты Итого: ПРИНЯТО с учётом мнения коллегиального органа управления (протокол от № 1 от 28.08.2020 г.) 13 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)