Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №168 Методические рекомендации «Оценка качества образовательного процесса в дополнительном образовании» Автор-составитель: Кочеткова С.В. заместитель директора Содержание Введение. Основная часть: 2.1. Понятие оценки качества образовательного процесса в дополнительном образовании. 2.2. Методика проведения оценки качества образовательного процесса: - Подходы к оценке качества образовательной деятельности в дополнительном образовании. - Методы определения эффективности образовательного процесса. - Контрольно-оценочные материалы как элемент программы. - Особенности проведения стартовой, промежуточной и итоговой диагностик. - Определение уровней освоения программного материала. 3. Заключительная часть. 4. Литература. 1. 2. 2 1. Введение. Оценка качества образовательного процесса – важная и неотъемлемая часть образовательного процесса. Это главный показатель результативности обучающихся, педагогов и всей организации. На данный момент контроль успеваемости обучающихся в организациях дополнительного образования регламентируется на уровне организации нормативными актами. В этих документах описывается организация данного процесса, определяется частота его проведения, критерии оценки, указываются методы диагностики и формы представления результатов. Основная же работа по выявлению, фиксации, обработке и анализу результатов проходит на уровне детского объединения и осуществляется непосредственно педагогами дополнительного образования. Особенность дополнительного образования состоит в многообразии методов, форм диагностики, критериев и систем оценок, способов фиксации результатов. В этих условиях педагогам дополнительного образования не всегда просто организовать оценку качества образовательного процесса. Овладение диагностическими методиками значительно расширяет психологическую и методическую компетенцию педагога и становится условием его профессионального роста и мастерства. Анализ результатов диагностики позволяет педагогу спланировать коррекционную работу, определить перспективы развития образовательного процесса и подобрать эффективные способы его организации. Осуществляя диагностическую работу, педагог выполняет следующие функции: ➢ Психотерапевтичекую – различные диагностические технологии (рисунки, карты, игры, тесты) нравятся детям и способствуют позитивному настрою и свободному самоопределению, самостоятельному оцениванию своих достижений. ➢ Коррекционную – оказание индивидуальной помощи по освоению программных требований, усовершенствование содержания программы или форм преподнесения учебного материала. ➢ Развивающую – в ходе выполнения заданий ребенок получает возможность творческого самовыражения и личностной активности. Цель методических рекомендаций: создать условия для повышения компетентности педагогов дополнительного образования в вопросах осуществления оценки качества образовательного процесса. Задачи: 1. Определение основных подходов к осуществлению оценки качества мониторинга образовательного процесса. 2. Обоснование необходимости формирования системы мониторинга дополнительного образования. 3 3. Формулирование общих требований к содержанию оценочных материалов. 4. Определение диагностического инструментария. В данных рекомендациях систематизирован материал по осуществлению мониторинга результативности в системе дополнительного образования, рассмотрены основные этапы подготовки и проведения процесса диагностики результативности обучающихся, предложена последовательность действий для успешного осуществления этой деятельности, приведены примеры осуществления различных видов диагностик. Методические рекомендации разработаны для расширения знаний педагогов дополнительного образования в вопросах организации мониторинга образовательного процесса. 4 2. Основная часть 2.1. Понятие оценки качества образовательного дополнительном образовании. процесса в Дополнительное образование подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: ставит цели и задачи, определяет содержание, обозначает результат обучения, воспитания и развития обучающегося, поэтому возникает вопрос об оценке качества образовательного процесса. Показателем оценки качества образовательного процесса в дополнительном образовании является качество освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Оценивание результативности способствует росту самооценки и познавательных интересов обучающихся, а также диагностирует мотивацию их личностных достижений, и исходит из потребностей ребёнка и педагога получить информацию о том, насколько эффективно проходит их взаимодействие в ходе образовательного процесса. Оценка качества образовательного процесса осуществляется в форме итоговой аттестации и проводится с целью установления: - соответствия результатов освоения программы заявленным целям и планируемым результатам обучения; - соответствия процесса организации и осуществления программы установленным требованиям к порядку и условиям реализации программ (Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ). Оценка образовательных результатов, обучающихся носит вариативный характер, проводится в формах, определённых учебным планом и является составной частью образовательной программы. Непосредственно процедура аттестации обучающихся осуществляется педагогами дополнительного образования. Оценивание образовательной деятельности обучающихся является важным элементом педагогического процесса и является эффективным педагогическим средством при условии его систематического использования, понимания обучающимся критериев и оснований оценки, а также использования педагогом разнообразного инструментария оценки в соответствии с целями и задачами конкретной программы. Так как главная роль в оценивании результатов обучения принадлежит педагогу, то и ответственность за её проведение лежит на нём. Успешность осуществлении оценки зависит от качества разработки диагностических материалов. Чтобы диагностические материалы педагогом были разработаны качественно, ему необходимо понять логику и методику осуществления данного мероприятия. 5 2.2. Методика процесса. проведения оценки качества образовательного Подходы к оценке качества образовательной деятельности в дополнительном образовании. В дополнительном образовании оценка качества образовательной деятельности имеет свои особенности. Она выставляется обучающемуся не только за определённый уровень знаний по конкретному предмету, но и учитывает затраченные на это усилия, приобретённые им социальные компетенции, сформированные личностные качества, развитые творческие способности. К тому же сегодня всё чаще в качестве одного из требований к деятельности детских объединений выступает результативность. А это активизирует необходимость системной работы в этом направлении. Проанализируем некоторые аспекты этого вопроса. Что можно и нужно проверять? В сфере дополнительного образования нет единых образовательных стандартов, в соответствии с которыми можно было бы проверить уровень обученности детей в определённом направлении образовательной деятельности. В программах определены планируемые результаты обучения, воспитания и развития обучающегося, которые могут стать критериями в выявлении достижений обучающихся по итогам аттестации. На современном этапе образования подход к оценке результатов обучения изменяется знания, умения и навыки оцениваются, но внимание акцентируется, прежде всего, на метапредметных и личностных результатах. Поэтому подходы к оцениванию результатов несколько изменяются. Рассмотрим требования, предъявляемые к различным видам показателей результативности. Личностные результаты – это отношение к обучению, к предмету, моральные и этические нормы, осознание ответственности. Метапредметные результаты - организация деятельности, умения планировать и оценивать свою деятельность, находить и использовать информацию. Предметные результаты остаются немаловажными, ведь занятия в творческих объединениях подразумевают привитие обучающимся профессиональных навыков, определяют его будущую профессию или являются дополнительным качественным показателем, помогающим адаптироваться в социуме. В связи с этим предлагается следующий перечень качеств для диагностики. Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств 6 обучающихся, то о ее результатах необходимо судить по этим трём группам показателей Ниже представлена таблица, которая позволяет представить набор основных знаний, умений и практических навыков, которые должен приобрести обучающийся в результате освоения конкретной образовательной программы. Примерные качества обучающихся для диагностики № п/п 1. Показатели (оцениваемые параметры) Теоретическая подготовка ребенка: 1.Теоретические знания (по основным разделам учебнотематического плана программы). 2. Владение специальной терминологией по тематике программы. Критерии Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям. Методы диагностики наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. собеседование Осмысленность и правильность использования специальной терминологии. Расширение кругозора в различных областях знаний. Способность передавать знания сверстникам. 2. Практическая подготовка ребенка: 1.Практические умения и навыки, предусмотренные программой. 2.Владение специальным оборудованием и оснащением. 3. Творческие навыки (творческое отношение к выставки конкурсы соревнования творческие отчёты спектакли концерты Отсутствие затруднений в фиксация детских использовании достижений специального (индивидуальные оборудования и дневники «Мои оснащения. достижения», «Мои успехи,педагогические Освоение алгоритма дневники) действий при выполнении фото- и видеоСоответствие практических умений и навыков программным требованиям. 7 делу и умение воплотить его в готовом продукте) 3. заданий. материалы Креативность в выполнении заданий. анализ продуктов деятельности открытые занятия система практическиз работ, решение специальных задач и выполнение контрольных заданий художественнодидактические игры, упражнения, творческие задания 1) Умение подбирать и анализировать специальную литературу. Самостоятельность в подборе и анализе литературе. 2) Умение пользоваться компьютерными источниками информации. Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации. Анализ исследовательские работы наблюдение Общеучебные умения и навыки ребенка: 1.Учебноинтеллектуальные умения: 3) Умение осуществлять учебно-исследовательскую Проявление интереса и работу (писать рефераты, проводить самостоятельные готовности к исследовательской учебные исследования). деятельности. Участие в научнопрактических конференциях с докладами, сообщениями об исследованиях по профилю деятельности Наличие умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, Публичные высказывать собственные выступления предположения. Проявление в творческой деятельности способности придумывать, изобретать, формировать новые знания опытным путём, экспериментировать. Самостоятельность в учебно8 Создание авторских и творческих продуктов исследовательской работе 2.Учебнокоммуникативные умения: 1)Умение слушать и слышать педагога. 2) Умение выступать перед аудиторией. 3) Умение вести полемику, участвовать в дискуссии. Адекватность восприятия информации, идущей от педагога. семинар, круглый стол дискуссия доклад Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации. Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств. 3.Учебно-организационные умения и навыки: 1) Умение организовать свое рабочее (учебное) место. 2) Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности. 3) Умение аккуратно выполнять работу. Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой. наблюдение анализ Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям. Аккуратность и ответственность в работе. 4. Интересы обучающихся, общие и специальные способности Устойчивость интереса к профилю деятельности. Продолжительность пребывания в объединении. Удовлетворённость собственными достижениями. Наличие творческих достижений. 9 Собеседования Игровые методики самооценки Банк индивидуальных творческих достижений Показательные выступления Ведение индивидуальных технологических карт по изготовлению «продукта» Активность в образовательном процессе. Успешность в освоении прогрммы. Способность к адекватной самооценке. 5. Мотивы познавательной творческой деятельности Принятие образовательной программы и способность к её освоению. Проявление потребности заниматься в профиле сверх предложенного программой времени. Проявление инициативы и способности реализовать свои идеи в творческой деятельности. Изучение контингента обучающихся Удовлетворённость занятиями Тематические сборы Экскурсии походы экспедиции Анализ индивидуальных творческих маршрутов Анкетирование Итоговые отчётные мероприятия спарринги творческие конкурсы Создание авторских творческих продуктов разного уровня. 6. Условия для допрофессиональной подготовки и професссионального самоопределения Наличие осознанных мотивов к познавательной творческой деятельности. Сориентированность на Методики профессию профессиональной диагностики Проявление практических обучающихся умений, связанных с Методики оценки выбранной профессией способности обучающихся к обоснованному выбору профессии Методы определения эффективности образовательного процесса Широкое понимание получения результата образовательного процесса в дополнительном образовании позволяет создать вариативную модель определения эффективности образовательного процесса. 10 Методы определения результативности образовательного процесса: - портфолио; - дневник достижений; - график успешности; - карта самооценки обучающимся и оценки педагогом компетенций обучающегося; - защита реферата; - мониторинг. «Портфолио» - одна из современных форм оценивания достижений и компетентности, в том числе творческих успехов обучающегося. Ведение портфолио развивает у обучающихся способность анализировать собственную деятельность, совершенствовать ее, проявлять инициативу для достижения успехов. Содержание и способы оформления «портфолио» могут быть самыми разнообразными – от полного собрания всех работ до альбома высших достижений. Наиболее целесообразным представляется комплексный вариант портфолио, включающий в себя раздел документов, раздел работ и раздел отзывов. «Дневник достижений» - форма диагностики, которая может быть использована педагогами, работающими с группами индивидуального обучения (сольное пение, обучение игре на музыкальном инструменте и т.п.). Дневник достижений представляет собой документ, в котором педагог путем наблюдения и анализа отдельных характеристик обучающегося (например, уровень творческого развития, развитие интересов), изучает индивидуальную динамику развития данных качеств. Разделы дневника могут учитывать специфику того или иного направления деятельности. Дневник может состоять из 4-х разделов: «Исходные данные»: краткая характеристика обучающегося на начало освоения образовательной программы, оценка уровня достижений в избранном виде деятельности, особенности характера, здоровья, творческих интересов. «Достижения в предметной области»: наработанные достижения обучающихся в течение года. «Творчество в саморазвитии»: расширение интересов, работа по самообразованию. «Выводы и планы»: итоги работы за год и план сопровождения обучающегося в дальнейшем. В конце четверти и года, рассмотрев совместно с обучающимся лист дневника, можно сделать выводы о результатах работы за четверть и за год, записать в раздел «Анализ достижений» рекомендации, отзывы, пожелания для продолжения работы. 11 Дневник достижений можно оформить в виде таблицы. Таблица заполняется обучающимся совместно с педагогом. Образец таблицы в «Дневнике достижений» периоды разделы мероприятия старт 1 2 3 4 итог четв четв. четв четв. Участие в Конкурсы, мероприятиях фестивали Тематические концерты Творческие проекты Текущие Самостоятельная достижения работа Работа на занятии Тестирование по пройденной теме Плановый зачёт Итоговые Концерт для достижения родителей Творческие задания по пройденным темам Отчётный концерт Итоговые проверочные работы по пройденным темам Анализ достижений: «График моих достижений» - это методика, позволяющая сделать заключение о динамике процесса становления устойчивого интереса к предметной области в процессе реализации образовательной программы По окончании учебного года обучающимся предлагается представить на системе координат в виде графика: - динамику собственного уровня достижений за время пребывания в детском объединении. - оценку изменения уровня интереса к изучению той или иной предметной области на протяжении занятий в дополнительном образовании. 12 На вертикальной шкале отмечается уровень достижений и интереса, на горизонтальной – временные показатели. Установлены условные показатели уровней достижений и интересов: минимальный – 0, максимальный – 10. На основании индивидуальных графиков может быть составлен график, отражающий совокупность изучаемых показателей у данной группы детей. Сводный график изменения уровня достижений может сопоставляться с индивидуальными графиками. «Карта самооценки обучающимся и оценки педагогом компетентности обучающегося» - методика, рекомендуемая для обучающихся 12-16 лет. Процедура проведения: Данную карту предлагается заполнить обучающемуся в соответствии с инструкцией. Затем данную карту заполняет педагог в качестве эксперта. Оценка проставляется педагогом в пустых клеточках. Обработка результатов: Самооценка обучающегося и оценка педагога суммируются, и вычисляется среднеарифметическое значение по каждой характеристике. Карты самооценки обучающегося и оценки педагога № Показатели (оцениваемые параметры) п/п 1 Освоил теоретический материал по темам и разделам (могу ответить на вопросы педагога) 2 Знаю специальные термины, используемые на занятиях Оценки 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 2 3 4 5 2 3 4 5 5 Научился использовать полученные на занятиях знания в 1 практической деятельности Умею выполнить практические задания (упражнения, 1 задачи, опыты и т.д.), которые дает педагог Научился самостоятельно выполнять творческие задания 1 2 3 4 5 6 Умею воплощать свои творческие замыслы 1 2 3 4 5 7 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 9 Могу научить других тому, чему научился сам на занятиях Научился сотрудничать с ребятами в решении поставленных задач Научился получать информацию из разных источников 1 2 3 4 5 10 Мои достижения в результате занятий 1 2 3 4 5 3 4 8 Структура вопросов: 13 Пункты 1, 2, 9 – опыт освоения теоретической информации. Пункты 3, 4 – опыт практической деятельности. Пункты 5, 6 – опыт творчества. Пункты 7, 8 – опыт коммуникации. «Защита рефератов» (творческого продукта) в научно-практической конференции - одна из распространенных методик публичного представления обучающимися полученных результатов. Эта методика особенно целесообразна, если деятельность обучающихся при освоении дополнительных программ общекультурного уровня в большей степени связана с теоретически материалом. Данная методика направлена на комплексную оценку как предметной составляющей деятельности ребенка, так и надпредметных (в частности коммуникативных) умений. Реферат - самостоятельная работа (проект), требующая от обучающегося анализа и обобщения информации, самостоятельно найденной в различных источниках. Данная методика требует четкой организации как процесса подготовки, так и собственно защиты реферата. Этапы реализации методики: Утверждение темы рефератов. Организуя этот этап, нужно учитывать индивидуальные особенности обучающихся (степень креативности). Оптимальным вариантом является предложение определенного набора готовых тем с возможностью предложения своей темы. При этом отдельным обучающимся может потребоваться помощь в выборе темы, но важно, чтобы окончательный выбор остался за ребенком. Наиболее увлеченные и креативные обучающиеся, как правило, предлагают свои темы рефератов. Для них должна быть обязательная процедура утверждения темы (желательно не одним педагогом, а коллективно), в первую очередь, чтобы удержать определенный уровень глубины и объема исследования всех детских исследований. Руководство подготовкой реферата. На этом этапе также должны учитываться индивидуальные особенности детей через варьирование уровня участия руководителя (консультанта) в исследовании конкретного обучающегося. Готовность школьника выслушать мнение консультанта и принять его к сведению является одним из показателей эффективности усвоения общекультурной образовательной программы. Такое поведение свидетельствует о понимании обучающимся традиционного подхода к организации научно-технической работы на этапе теоретического исследования объективного отражения им своего уровня предметной компетентности. Однако большое количество обращений к консультанту может говорить и об обратном: серьезном недостатке конкретных знаний, поэтому здесь следует обращать внимание, в первую очередь, на качество задаваемых вопросов и частоту обращений за помощью. 14 Рецензирование реферата специалистом в соответствующей области, который оценивает работу по нескольким показателям: глубине раскрытия темы, правильности употребления терминологии, количеству и качеству использованных источников информации, обоснованности выводов, оформлению работы. Защита реферата. На данном этапе происходит основная оценка успехов обучающегося в освоении образовательной программы. Каждый обучающийся делает доклад (8 – 10 минут) по основному содержанию реферата с использованием наглядных средств предъявления информации: плакатов, раздаточного материала. Доклад может сопровождаться компьютерной презентацией. Вопросы докладчику задают не только педагоги, но и обучающиеся. На защите, кроме содержательной стороны реферата, оценивается способность обучающегося обобщить собственную работу при составлении доклада, свобода владения темой, умение ответить на вопрос своими словами, умение привести цитату из текста, уверенность в себе и уважительное отношение к оппонентам. Важным аспектом защиты реферата является вопрос к обучающемуся о возможных вариантах продолжения начатой им работы – предлагаемых темах других исследований. Ответ на этот вопрос может позволить оценить широту кругозора воспитанника, его осведомленность о существующих направлениях в изучаемой области деятельности – важные характеристики освоения дополнительных образовательных программ общекультурного уровня. Если деятельность обучающихся при освоении дополнительных программ общекультурного уровня в меньшей степени связана с теоретически материалом и не позволяет провести комплексную оценку в виде подготовки и защиты реферата, последний может быть заменен на реализацию более практико-ориентированного проекта. Важно, чтобы при этом сохранилась общая организация деятельности с привлечением консультантов и руководителей, разновидностью используемой информации и технологий, высоким уровнем самостоятельности, публичностью защиты своих результатов. «Мониторинг результатов обучения» - методика непрерывного, систематического отслеживания результатов образовательной деятельности с целью управления их качеством, повышения эффективности. Технология определения учебных результатов по дополнительной образовательной программе заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (теоретическая, практическая подготовка обучающегося, общеучебные умения и навыки) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной). Для удобства выделенные уровни обозначаются соответствующими тестовыми баллами. Чтобы мониторинг не сводился к разовым оценкам образовательных результатов, важно выстроить мониторинговую систему, которая включает в себя: 15 - прогнозируемые результаты; - критерии определения результативности; - способы отслеживания и оценки результатов; - план конкретных действий, предполагающий: * сбор информации по намеченным критериям, * фиксирование результатов, * анализ полученных данных, * оценка уровня результативности на этой основе уровня, * оформление полученных материалов, * внесение педагогических корректив в цели, содержание о организацию образовательного процесса. Наиболее сложным в процессе отслеживания результатов является вопрос об измерительных инструментах. Которые покажут степень проявления тех или иных характеристик, изучаемого предмета. Контрольно-оценочные материалы как элемент программы В дополнительном образовании нет единых образовательных стандартов диагностики освоения образовательных программ. В силу их индивидуального характера, каждый педагог разрабатывает свой пакет диагностических методик, отражающих её цели и задачи. Это обусловило необходимость обозначить общие требования к оформлению и содержанию контрольно-оценочных материалов, расширить представление педагогов о формах оценочных материалов, уточнить особенности их реализации, определить, какими материалами в учебно-методических комплектах должна быть представлена та или иная форма контроля. По каким же показателям чаще всего судят о результатах занятий обучающихся в творческих объединениях? Прежде всего, конечно, по итогам их участия в конкурсах, выставках, фестивалях. И это понятно: такие результаты наиболее ощутимы и понятны. Но такой подход не совсем объективен, ведь не каждый обучающийся способен подняться до уровня призовых мест и грамот. У каждого обучающегося свой темп освоения учебного материала, зацикливаясь на предметных результатах, вне поля зрения остаются личностные показатели. Контрольно-оценочная деятельность – это оценка качества усвоения обучающимися содержания конкретной программы в процессе или по окончании её изучения. Контроль учебной деятельности обучающихся обеспечивает получение информации о результатах их учебной деятельности. Способствует установлению внешней обратной связи (контроль педагога), и внутренней обратной связи (самоконтроль обучающегося). Оценивание – процесс интерпретации полученных результатов. 16 Контрольно-оценочные материалы – это методические материалы, которые нормируют процедуру оценивания результатов обучения с целью установления их соответствия требованиям программы. Контрольно-оценочные материалы являются элементом программы. Их разработка и утверждение относится к компетенции организации дополнительного образования (Федеральный Закон «Об Образовании в РФ). Задачи контрольно-оценочных материалов: установление фактического уровня предметных знаний (теоретического, терминологического, практического) и личностного развития, обучающегося по программе для дальнейшего проектирования индивидуального обучения и развития; - повышение мотивации обучающихся к саморазвитию, самопознанию, самоанализу, умению планировать свою дальнейшую деятельность; - принятие педагогических решений по коррекции учебновоспитательного процесса. Способы отслеживания результатов образовательного процесса № п/п 1. 2. Формы оценочных материалов Краткая характеристика формы Деловая игра) Представление в учебнометодическом комплексе Предметные знания по программе. Тема (проблема) игры, концепция (идея), роли, ожидаемый результат по каждой игре. Критерии оценивания. (ролевая Совместная деятельность группы обучающихся и педагога, под управлением педагога с целью решения учебных задач путём игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценить умения взаимодействовать, структурировать информацию, нестандартность мышления, аналитические навыки Кейс-задача Проблемное задание, в котором Задания для решения обучающемуся предлагают кейс-задачи. осмыслить реальную ситуацию, Критерии оценивания. необходимую для решения данной проблемы. Позволяет оценивать уровень предметных знаний, уровень умений взаимодействовать, нестандартность мышления, аналитические навыки. 17 Собеседование или семинар Средство контроля, организованное как специальная беседа педагога с обучающимся на темы, связанные с изучаемой программой, и рассчитанное на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п. Вопросы по темам/разделам программы для самостоятельной подготовки. Списки источников информации. Критерии оценивания. 4. Круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты Оценочные средства, позволяющие включить обучающихся в процесс обсуждения спорного вопроса, проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения, умения взаимодействовать в команде, инициативность и быстроту мышления. Перечень дискуссионных тем для проведения круглого стола, дискуссии, полемики, диспута, дебатов. Ожидаемые результаты. Возможные выводы в ходе полемики. Критерии оценивания. 5. Проект Конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, работать с источниками информации, уровень творческих способностей, умение планировать деятельность и достигать результата. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся (умение взаимодействовать в команде). Темы групповых и/или индивидуальных проектов. Критерии оценивания. Экспертные листы для самооценки и оценки экспертов. 3. 18 6. Рабочая тетрадь Дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы обучающегося и позволяющий оценивать уровень усвоения им учебного материала (узнавание, базовый, творческий). Образец рабочей тетради. Критерии оценивания 7. Реферат, доклад, сообщение Темы рефератов, докладов, сообщений. Списки литературы, ссылки на источники. План (алгоритм) работы над докладом, сообщением. Критерии оценивания. 8. Творческое задание 9. Тест 10. Педагогическое наблюдение Продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной темы, где автор раскрывает суть изучаемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Позволяет оценить уровень умения работать с источниками, анализировать, структурировать и предъявлять информацию. Уровень самостоятельности. Частично регламентированное задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения интегрировать знания различных областей, творческий подход, умение аргументировать собственную точку зрения, взаимодействовать в коллективе. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося. Организованный анализ и оценка учебно-воспитательного процесса без вмешательства в его течение. Наблюдение должно иметь четкую цель, должны быть определены «единицы наблюдения», которые должны описывать какую-то качественную особенность объекта 19 Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий. Критерии оценивания. Фонд тестовых заданий. Шкала оценивания. Цель, объект наблюдения. Критерии наблюдения. Форма фиксации результатов наблюдения. Оценочная шкала. 11. Внутригрупповой конкурс (соревнование, олимпиада) 12 Эссе и позволять ее количественно оценивать. Теоретическое, практическое или творческое задание (комплекс заданий), предполагающее соревновательный аспект. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. Средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ проблемы с использованием знаний программы. Позволяет оценить уровень владения предметными знаниями, умение обобщать и структурировать информацию, творческий подход, авторскую позицию. Критерии оценки. (Положение о конкурсе). Протокол. Темы эссе, раскрытие которой послужит оценке диагностичной цели. Критерии оценивания. Представленный перечень форм является примерным и не ограничивает педагога в выборе формы, в которой он осуществляет контрольно-оценочную деятельность. Педагог самостоятельно определяет, какие формы контроля ему целесообразно использовать. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: - диагностическая карта; - контрольная работа; - итоговый отчёт; - готовая работа; - защита творческих работ; - портфолио; - открытое занятие; - конкурс, соревнование, олимпиада, фестиваль, слёт; - концерт, праздник; - научно-практическая конференция; - грамота, диплом; - поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю. Подробнее остановимся на диагностических картах как форме отслеживания и фиксации образовательных результатов. Метапредметные и личностные показатели представляются в диагностических картах личностного развития, а предметные показатели и 20 результативность участия обучающихся диагностических картах обученности. в конкурсах отражаются в Диагностика уровня личностного развития Детское объединение Год обучения Возраст обучающихся Педагог № 1 2 Показатели Самоконтроль ( умение контролировать свои поступки) 4 Самооценка (способность оценивать себя адекватно) 5 Интерес к занятиям (осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы) Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов, способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации) Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам, умение воспринимать общие дела, как свои собственные) Творчество 7 8 Ф.И.О учащегося Терпение (способность переносить известные нагрузки в течение занятия) Воля (способность активно побуждать себя к практическим действиям) 3 6 _ _________________ _______________________________ ___ _ ____________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ 21 (поисковая, изобретательская, творческая деятельность) Итоговый октябрь бал учащегося апрель Процент учащегося октябрь апрель Процент на группу октябрь апрель Мониторинг личностного развития проводится по полугодиям и по результатам года (итоговая диагностика). При подведении итогов используется количественный способ оценки. Для удобства применяется 5-ти бальная система оценивания результатов. Уровень личностного развития каждого обучающимся и группой в целом выражается в процентном соотношении. В диагностической карте обученности можно увидеть: - качество обученности каждого обучающегося; - результаты участия обучающегося в конкурсах; - результативность творческого объединения в целом. - движение контингента в творческом объединении. Таблицу предметных показателей каждый педагог составляет самостоятельно. Он сам определяет, сколько и какие критерии определят качество освоения предмета. Количество и характеристика критерия могут меняться в зависимости от года обучения, уровня программы. Как правило критерии – это планируемые результаты программы. Мониторинг образовательной деятельности проводится в начале учебного года (стартовая диагностика), по результатам четвертей (промежуточная диагностика), по результатам года (итоговая диагностика). При подведении итогов используется количественный способ оценки. Для удобства применяется 5-ти бальная система оценивания результатов. Освоение программы каждым обучающимся и группой в целом выражается в процентном соотношении. Вычислив процент, определяется уровень освоения программы. Особенности проведения стартовой, промежуточной и итоговой диагностик. Как показывает практика, разработка контрольно-оценочных материалов для диагностической карты обученности у педагогов вызывает 22 затруднения. Чтобы облегчить этот процесс, педагогам предлагается план разработки данного документа. Для каждого вида диагностики: 1. Определяется цель. 2. Сроки проведения. 3. Формы диагностики. 4. Параметры оценки. 5. Критерии оценки. 6. Система оценки. 7. Форма фиксации результатов. 8. Выводы. В диагностической карте уровня обученности предложены три вида диагностики: стартовая, промежуточная по итогам четвертей и итоговая. Контрольно-диагностические материалы каждого вида диагностики имеют свои особенности. Что же характерно для каждого вида диагностики? Стартовая диагностика. Проводится по итогам набора учебных групп в начале учебного года. Цель стартовой диагностики: познакомиться с детьми и определить уровень подготовки каждого обучающегося. Сроки проведения диагностики – первое занятие или при приёме (записи) обучающегося в объединение. Формы диагностики: собеседование, анкетирование, тестирование, просмотр, прослушивание, дидактическая игра. Обычно для знакомства с ребёнком и оценки уровня его подготовки хватает именно беседы и/или анкетирования. А для художественных направлений – музыка, танец, театр – беседы и просмотра/прослушивания. Каждая форма проведения диагностики требует подготовки. К собеседованию необходимо подготовить список интересующих вопросов и бланк для фиксации ответов. Для анкетирования необходимо разработать анкету. Для тестирования – задания и «ключ» для их обработки. Специфические формы диагностики, прослушивание и просмотр, требуют более детальной проработки. Параметры оценки будут перекликаться с ожидаемыми результатами, заявленными в программе. Критерии оценки. Для стартовой диагностики логичнее всего использовать в качестве критерия способность обучающегося выполнять задания самого лёгкого уровня, т.е. ответить на лёгкие вопросы. Эта способность будет средним уровнем подготовки. Если обучающийся не сможет выполнить задания и правильно ответить на вопросы, уровень подготовки его низкий. Если обучающийся с лёгкостью выполняет подготовленные задания (отвечает на вопросы) и выполняет правильно ещё 2-3 усложнённых задания, уровень его подготовки высокий. Система оценки может быть выбрана любая, однако ориентироваться необходимо на систему трёх уровней: низкий, средний и высокий. 23 Форма фиксации результатов – карта входящей диагностики. Выводы об уровне подготовки обучающихся. Распределение обучающихся по группам в соответствии с уровнем подготовки. Промежуточная и итоговая диагностика. В большинстве случаев эти два вида диагностики совпадают по всем перечисленным составляющим. Поэтому планировать их можно одновременно. Цель промежуточной диагностики. Подведение промежуточных итогов обучения по четвертям, оценка динамики продвижения обучающихся Цель итоговой диагностики. Подведение итогов обучения (по годам обучения и по окончании программы) Сроки проведения. Конец четверти. Конец года. Формы диагностики. При определении с формой диагностики учитывается возраст обучающихся, их уровень подготовки, индивидуальные особенности обучающихся, направленность детского объединения. Возможные формы: собеседование, тестирование, творческие и самостоятельные исследовательские работы, контрольные занятия, практические работы, зачёты, выставки, отчётные концерты, спортивные соревнования, интеллектуальные состязания, конкурсы, олимпиады, конференции, турниры, спектакли, итоговые занятия, экзамен, концертное прослушивание, защита творческих работ и проектов, доклад и т.д. Для многих направленностей в дополнительном образовании существуют традиционные формы диагностики. Педагоги декоративно-прикладного творчества широко используют формы выставок, конкурсов; в музыкальных и танцевальных коллективах форму концерта; педагоги технических объединений – форму зачётной работы; в объединениях по развитию способностей – это открытое занятие; в объединениях туристско-краеведческой направленности - поход и т. д. Каждую форму диагностики необходимо готовить. Для концерта или спектакля необходим сценарий или сценарный план. Для проведения конкурса, соревнования, выставки, турнира понадобится Положение и план проведения. Одной из универсальных форм является тестирование. Для проведения тестирования необходимо составить тест и подготовить «ключ» к нему. Обязательно указать, сколько правильных ответов соответствует высокому, среднему и низкому уровню усвоения материала. Используя тестирование в качестве формы диагностики, можно пойти двумя путями: одной формой проверить теоретическую подготовку, а другой – умения и навыки. Либо совместить эти два вида проверки в одной форме. Примеры таких форм. ИЗО и декоративно-прикладное творчество - во время демонстрации выставочной работы обучающийся представляет свои работы: рассказывает о технике исполнения работы, о композиционных особенностях, цветовой гамме и о других теоретических аспектах. 24 Музыкальная направленность – обучающийся не только исполняет произведение, но и представляет его: рассказывает, из скольких частей оно состоит, в какой тональности исполняется, кто его автор и т.д. Различные направленности: публичная защита работы (проекта, доклада). Форма диагностики должны быть интересной и увлекательной для обучающихся. Это могут быть: игра, конкурс мастерства, викторина и т.д. Подбирая форму диагностики желательно, чтобы обучающийся видел свой «рост», ступени своего развития, ему было очевидно, что он продвинулся в своём развитии. В качестве примера можно привести выставку работ обучающегося, когда присутствуют все его работы, выполненные в течение года: обучающийся сразу видит рост своего мастерства. Сама процедура диагностики может проходить в любой форме: мероприятия, занятие, но при наличии конспекта или плана проведения. Параметры оценки. Теоретические знания и практические умения и навыки, заявленные в программе по годам обучения. Критерии оценки результативности обучения. В случае промежуточной и итоговой диагностики – это способность обучающегося ответить на вопросы по темам или по всем темам, изученным за год. Таблицу предметных показателей каждый педагог составляет самостоятельно. Он сам определяет, сколько и какие критерии определят качество освоения предмета. Количество и характеристика критерия меняются в зависимости от года обучения, уровня программы. Критерии – это планируемые результаты программы каждого педагога. При разработке критериев рекомендуется обратить внимание на нацеленность на: - формирование системы знаний, умений и навыков, предусмотренных программой (освоение системы знаний изучаемого предмета; приобретение практических навыков разного уровня; освоение алгоритма действий при выполнении заданий; использование знаний, умений и навыков в самостоятельной деятельности и в выполнении работ по образцу; умение работать самостоятельно и в группе; расширение кругозора; способность передавать знания сверстникам); - развитие интересов детей, общих и специальных способностей (устойчивость интереса к предмету, продолжительность пребывания в коллективе; удовлетворённость собственными достижениями; наличие творческих достижений; активность в образовательном процессе, успешность в освоении программы; способность к адекватной самооценке); формирование мотивов к познавательной творческой деятельности (принятие программы и способность осваивать её; проявление потребности заниматься сверх программы; проявление инициативы и способности реализовать свои идеи в творческой деятельности; создание авторских творческих продуктов разного уровня; наличие осознанных мотивов к познавательной творческой деятельности); 25 - формирование навыков исследовательской деятельности (проявление интереса и готовности к исследовательской деятельности; наличие умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; высказывать собственные предположения, работать с литературой и иными источниками; проявление в творческой деятельности способности придумывать, изобретать, формировать новые знания опытным путём. Экспериментировать; участие в исследовательской деятельности); - создание условий для допрофессиональной подготовки и профессионального самоопределения (сориентированность на профессию, проявление практических умений, связанных с выбранной профессией). Формы фиксации результатов: дневник достижений, зачётные книжки, дневники самоконтроля, портфолио, протокол соревнования/конкурса, диагностическая карта. Выводы. Полученные результаты диагностики необходимы для выполнения двух важных действий: во-первых, для анализа, по результатам которого либо в процессе обучения вносятся коррективы (если результаты диагностики отрицательные), либо принимается решение никаких изменений не вносить (если результаты диагностики положительные) и продолжить работу по программе, во-вторых, для перевода обучающихся на следующий год обучения. Определение уровней освоения программного материала Оценку результатов освоения программного материала можно осуществлять разными способами: количественным или качественным. Наиболее точный результат получается при сочетании этих двух способов. Количественная оценка может быть выражена каким-либо математическим эквивалентом – баллом, процентом. Качественная оценка предполагает наличие характеристик, соответствующих разным уровням освоения программного материала. Если предполагается оценка в баллах, то уровень можно определить, вычислив процент выполнения обучающимся заданий уровень Низкий Средний Высокий соответствует выполнение менее 50% от максимально возможного объёма заданий выполнение не менее 50% от максимально возможного объёма заданий выполнение не менее 65% от максимально возможного объёма заданий Если задания не предполагают оценки в баллах, то оценка может опираться на качественные характеристики. уровень соответствует 26 Низкий Средний Высокий обучающийся не демонстрирует знание терминологии и теоретических фактов или демонстрирует знание теории, но не применяет эти знания в практической деятельности. обучающийся демонстрирует знание терминологии и теоретических фактов или демонстрирует знание теории, применяет эти знания в практической деятельности. обучающийся демонстрирует знание терминологии и теоретических фактов, применяет эти знание в практической деятельности, в незнакомых условиях. В зависимости от нацеленности формы контроля на определённую группу результатов (предметные, метапредметные, личностные) или комплекс результатов, уровни овладения учебным материалом могут быть более детально проработаны. При осуществлении комплексной оценки (все группы результатов) для определения уровня освоения материала можно опереться на четыре уровня усвоения учебного материала. уровень Узнавание соответствует Узнавание объектов, свойств, процессов при повторном восприятии информации о них или действий с ними (знания-знакомства). Это начальный уровень освоения деятельности в процессе обучения. На этом уровне обучающийся не способен самостоятельно без помощи извне, воспроизводить и применять полученную информацию. Типичный пример проверки деятельности на этом уровне – тестовые задания с выбором правильного ответа из предложенных. Предлагаемые на выбор ответы являются определённой подсказкой, и деятельность обучающегося состоит в узнавании в правильном ответе ранее усвоенной информации. Воспроизведение Репродуктивное действие – самостоятельное воспроизведение и применение информации для выполнения данного действия (знания-копии). Учащийся на этом уровне способен по памяти воспроизводить ранее усвоенную информацию и применять усвоенные алгоритмы деятельности для решения типовых задач. Применение Продуктивное действие – поиск и использование субъективно новой информации для самостоятельного выполнения нового действия (знания, умения и навыки). Это уже высоко квалифицированный уровень профессиональной деятельности, достижение которого позволяет решать широкий круг нетиповых задач. Этот уровень предполагает комбинирование обучающимися 27 Творчество известных алгоритмов и приёмов деятельности, применения навыков эвристического мышления. Деятельность на том уровне носит продуктивный характер и обогащает личный опыт обучающегося, повышая его профессиональное мастерство. Творческое действие – самостоятельное конструирование способа деятельности, поиск новой информации (знаниятрансформации). Учащимся, успешно освоившим программу и прошедшим итоговую аттестацию, могут выдаваться сертификаты, которые самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные организации (ФЗ «Об образовании), могут выдаваться сертификаты, почётные грамоты, призы или устанавливаться другие виды поощрений. 3. Заключительная часть Проблемы качества образования заключаются в степени расхождения между реальным состоянием образовательного процесса и его образовательными потребностями. Основными критериями качественного образования на уровне организации дополнительного образования являются: наличие некоторого набора общеобразовательных программ, содержание которых обеспечивает подготовку детей в соответствии с их образовательными и жизненными потребностями; степень приближения практико-ориентированной части содержания общеобразовательных программ к требованиям потенциальных заказчиков, на которых ориентируется образовательная организация; уровень освоения детьми выбранных ими общеобразовательных программ; уровень удовлетворенности обучающимися результатами обучения. В условиях складывающегося рынка образовательных услуг могут быть востребованы лишь образовательные услуги высокого качества. Оказать их может только профессионально компетентный педагог. Вопрос оценки достижения результатов образовательной деятельности – это вопрос о защите от некачественных образовательных услуг. Следовательно, для удовлетворения социального заказа в системе дополнительного образования необходима диагностика достижений учащихся. Гарантия качества или управление качеством образования означает поэтапное наблюдение за учебно-воспитательным процессом. Вне зависимости от того, какие результаты показали обучающиеся в ходе мониторинговых исследований, высокие или низкие, педагог должен подвергнуть их анализу. По результатам оценки качества образовательного процесса педагог устанавливает уровень теоретической подготовки, степень 28 сформированности умений и навыков обучающихся, полноту выполнения программы, выявляет причины, способствующие или препятствующие полноценной реализации программы. 4. Литература 1.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Изд-во ин-та профессионального образования МО РФ, 1995. –338 с. 2. Малыхина Л.Б. Справочник педагога дополнительного образования. – Волгоград: Учитель. 239 с. 3. Рыбалёва И.А. Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МОНиМП КК, РМЦ КК, 2020 г. 4. Шейкина Е.А. Итоговая аттестация обучающихся в учреждении дополнительного образования: организация, рекомендации. – Волгоград: Учитель. – 80 с. 29