Приложение к Адаптированной основной образовательной программе основного общего образования МАОУ-СОШ № 168 Рабочая программа курса «Методы решения математических задач повышенной сложности» Обучающиеся с ЗПР получают образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, при условиях создания специальных условий и предоставления специальных образовательных услуг, учитывающих общие и дифференцированные особые образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития. Требования к уровню образования обучающихся данной категории соотносятся со стандартом ФГОС основного общего образования. Программа курса предназначена для углубления знаний и удовлетворения познавательного интереса к математике учащихся 9 – ых классов общеобразовательной школы при изучении предмета Планируемые результаты обучения личностные: 1) ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 2) формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; 3) умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; 4) первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации; 5) критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; 6) креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач; 7) умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности; 8) формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; метапредметные: 1) способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 2) умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы; 3) способности адекватно оценивать правильность или Ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения; 4) умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; 5) умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 6) развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 7) формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ компетентности); 8) первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники; 9) развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни; 10) умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; 11) умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; 12) умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки; 13) понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; 14) умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; 15) способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; предметные: 1) умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию; 2) владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера и пр.), формирования представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения; 3) умения выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах; 4) умения пользоваться изученными математическими формулами," 5) знания основных способов представления и анализа статистических данных; умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов; 6) умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов. Содержание курса «Методы решения математических задач повышенной сложности» Уравнения и системы уравнений. Уравнения высших степеней. Уравнения с двумя переменными. Задание фигур на координатной плоскости уравнениями и неравенствами. Графическое решение системы уравнений. Системы линейных уравнений и системы, сводящиеся к ним. Нелинейные системы уравнений. Текстовые задачи. Степень с рациональным показателем. Корень n-й степени. Свойства арифметического корня n-й степени. Степень с рациональным показателем. Свойства степени с рациональным показателем. Иррациональные уравнения. Иррациональные неравенства. Последовательности и прогрессии. Последовательности. Метод математической индукции. Арифметическая прогрессия. Геометрическая прогрессия. Комбинированные задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии. Суммирование. Предел последовательности. Бесконечная геометрическая прогрессия. Тригонометрические выражения и их преобразования. Определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса. Радианная мера угла. Зависимость между функциями одного аргумента. Формулы приведения. Теоремы сложения. Формулы двойного и половинного аргумента. Преобразование суммы тригонометрических функций в произведение и обратно. Тематическое планирование «Методы решения математических задач повышенной сложности», 9 класс № Тема Количество заняти часов я Уравнения и системы уравнений 7 1 Уравнения высших степеней. 1 2 Уравнения с двумя переменными. 1 3 Задание фигур на координатной плоскости уравнениями и 1 неравенствами. 4 Графическое решение системы уравнений. 1 5 Системы линейных уравнений и системы, сводящиеся к ним. 1 6 Нелинейные системы уравнений. 1 7 Уравнения и системы уравнений. 1 Текстовые задачи 4 8 Текстовые задачи. 1 9 Текстовые задачи. 1 10 Текстовые задачи. 1 11 Текстовые задачи. 1 Степень с рациональным показателем 7 12 Корень n-й степени. 1 13 Свойства арифметического корня n-й степени. 1 14 Степень с рациональным показателем. 1 15 Свойства степени с рациональным показателем. 1 16 Иррациональные уравнения. 1 17 Иррациональные неравенства 1 18 Иррациональные уравнения и неравенства 1 Последовательности и прогрессии 9 19 Последовательности 1 20 Метод математической индукции 1 21 Арифметическая прогрессия 1 22 Геометрическая прогрессия 1 23 Комбинированные задачи на арифметическую и геометрическую 1 прогрессии 24 Комбинированные задачи на арифметическую и геометрическую 1 прогрессии 25 Суммирование 1 26 Предел последовательности 1 27 28 29 30 31 32 33 34 Бесконечная геометрическая прогрессия Тригонометрические выражения и их преобразования Определение синуса, косинуса, тангенса и котангенса. Радианная мера угла Зависимость между функциями одного аргумента Формулы приведения Теоремы сложения Формулы двойного и половинного аргумента Преобразование суммы тригонометрических функций в произведение и обратно Тригонометрические выражения и их преобразования 1 7 1 1 1 1 1 1 1