Приложение к Адаптированной основной образовательной программе основного общего образования МАОУ-СОШ № 168 Рабочая программа предмета «Родная литература (русская)» Обучающиеся с ЗПР получают образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, при условиях создания специальных условий и предоставления специальных образовательных услуг, учитывающих общие и дифференцированные особые образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития. Требования к уровню образования обучающихся данной категории соотносятся со стандартом ФГОС основного общего образования. Планируемые результаты освоения программы учебного курса «Родная литература» (русская) обучающимися с задержкой психического развития адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования Рабочая программа по родной литературе на русском языке соотнесена с программой по литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям: литературные произведения рассматриваются как явления искусства слова. Практическая сторона программы основного образования по родной литературе на русском языке связана с формированием компетентностных способов деятельности, духовная - с нравственным развитием русского человека и воспитанием личности гражданина России. 1.1 Личностные результаты: 1) понимание русской литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русской литературы; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Учащийся научится: понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа; уважительно относиться к родной литературе; оценивать свои и чужие поступки; проявлять внимание, желание больше узнать. понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. 1.2 Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей; - анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели; -совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы; -работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя; -в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: -овладение навыками смыслового чтения; -извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема); -владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); - перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст); -излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; -пользоваться словарями, справочниками; -осуществлять анализ и синтез; -устанавливать причинно-следственные связи; -строить рассуждения. Коммуникативные УУД: -умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; -планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя); -уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; -слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя; - уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя); -оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра; - выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. 1.3 Предметные результаты: 1)осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; 2)понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры; 3)воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; 4)развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; 5)овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления Учащийся научится: владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; определять родо-жанровую специфику художественного произведения; выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения; выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения; ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете. 2. Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)» ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника - будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству. Содержание программы включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить ее непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно исторические традиции. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет родная литература на русском языке. Курс данного предмета в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, русских традиций и новаторства, осмысления историко культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами литературного языка. Главная цель изучения родной литературы на русском языке в школе приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской народной, классической и современной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко - культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения родной литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении; в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. Курс «Родная литература (русская)» строится с опорой на текстуальное изучение русских художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи: Средства художественной изобразительности Литературный язык и стиль художественной литературы. Значение средств художественной изобразительности. Значение средств лексики. Изобразительные и выразительные возможности языка Семантика средств синтаксиса Словесные средства выражения комического Языковые средства создания комического эффекта. Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения Своеобразие языка эпического произведения. Разновидности авторского повествования. Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении. Языковые средства изображения жизни и выражения точки в зрения автора драматическом произведении. Жанры лиро-эпических произведений. Взаимовлияние произведений словесности Воздействие Библии на русскую литературу. Влияние народной словесности на литературу Эпиграф. Цитата. Тематическое планирование 7 класс 1 2 3 Устная народная словесность Роды, виды и жанры словесности. Народная мудрость пословиц и поговорок Устная народная проза Лирические виды и жанры народной словесности Количество часов 6 1 1 1 4 5 Песенное творчество народа Драматические виды и жанры народной словесности 1 1 6 Древнерусская литература: поучение и житие. Летопись 1 № п/п 7 8 Тема/Тема урока Духовная литература Библия и особенности её стиля Эпическое произведение Виды и жанры эпических произведений 19 века 1 1 5 1 14 15 Герой эпического произведения А.С. Пушкин « Повести Белкина» Композиция эпического произведения Художественная деталь Лирическое произведение Лирические произведения, их своеобразие и виды. Анализ лирического произведения. Система стихосложения Своеобразие художественного образа в лирике Баллады А.К. Толстого. Воспроизведение колорита эпохи 16 Драматическое произведение Драматические произведения, их своеобразие и виды 1 17 Сюжет, конфликт, композиция драматического произведения 1 9 10 11 12 13 1 1 1 1 3 1 1 1 2 8 класс № п/п Тема урока Количество часов 1 Устное народное творчество В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). 2 «Шемякин суд». 1 3 Из литературы 18 века Николай Михайлович Карамзин «Наталья, боярская дочь» 1 4 5 6 Из литературы 19 века Иван Андреевич Крылов «Обоз». Кондратий Фёдорович Рылеев «Иван Сусанин». Александр Сергеевич Пушкин «История Пугачева» (отрывки). 1 1 1 7 8 9 Михаил Юрьевич Лермонтов «Маскарад». Иван Сергеевич Тургенев «Три встречи». Николай Семёнович Лесков «Старый гений». 1 1 1 1 1 Из древнерусской литературы 1 1 8 1 1 12 Лев Николаевич Толстой «Холстомер». Антон Павлович Чехов «О любви». Из литературы 20 века Иван Алексеевич Бунин «Кавказ». 13 Александр Александрович Блок «Россия». 1 14 15 16 17 Сергей Александрович Есенин «Пугачев». М. Зощенко «История болезни». Михаил Андреевич Осоргин «Пенсне» Русские поэты о родине, родной природе 1 1 1 1 10 11 6 1