Приложение к АООП. РП Родная (русская) литература 7-8 классы

Приложение к Адаптированной основной
образовательной программе
основного общего образования
МАОУ-СОШ № 168

Рабочая программа предмета «Родная литература (русская)»
Обучающиеся с ЗПР получают образование, сопоставимое по итоговым достижениям к
моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений
здоровья, при условиях создания специальных условий и предоставления специальных
образовательных услуг, учитывающих общие и дифференцированные особые
образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития.
Требования к уровню образования обучающихся данной категории соотносятся со
стандартом ФГОС основного общего образования.
Планируемые результаты освоения программы учебного курса «Родная литература»
(русская) обучающимися с задержкой психического развития адаптированной
основной общеобразовательной программы основного общего образования
Рабочая программа по родной литературе на русском языке соотнесена с
программой по литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется
специфический подход к явлениям: литературные произведения рассматриваются как
явления искусства слова. Практическая сторона программы основного образования по
родной литературе на русском языке связана с формированием компетентностных
способов деятельности, духовная - с нравственным развитием русского человека и
воспитанием личности гражданина России.
1.1 Личностные результаты:
1) понимание русской литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения
в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русской литературы; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3)
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Учащийся научится:
понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
уважительно относиться к родной литературе;
оценивать свои и чужие поступки;
проявлять внимание, желание больше узнать.
понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности;
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих,
строить свои взаимоотношения с их учетом.
1.2 Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:

- формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к
целеполаганию, включая постановку новых целей; - анализировать в обсуждении с
учителем условия и пути достижения цели;
-совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою
деятельность под руководством учителя; -в диалоге с учителем вырабатывать критерии
оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии
с этими критериями.
Познавательные УУД:
-овладение навыками смыслового чтения;
-извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в
разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
-владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной
формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по
плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);
-излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато,
выборочно;
-пользоваться словарями, справочниками;
-осуществлять анализ и синтез;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
-планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью;
монологической контекстной речью;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
-уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения
и делать выборы;
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации,
создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
1.3 Предметные результаты:
1)осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания
мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;
2)понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни; обеспечение культурной
самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного

языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа,
российской и мировой культуры;
3)воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом,
способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания
аналитического и
интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении
прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
4)развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
5)овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от
научного, делового, публицистического и т.п.;
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную
в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления
Учащийся научится:











владеть различными видами пересказа,
пересказывать сюжет;
выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для
творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер
авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать
свою точку зрения;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с
энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой
поиска в Интернете.

2. Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)»
ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность
литературы для школьника - будущего гражданина своей страны, любящего свой
народ и уважающего его традиции, язык и культуру.
Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания
личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в
сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности
поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма
существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета
посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм,
чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему
человечеству.
Содержание программы включает в себя произведения (или фрагменты из
произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить ее
непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль.

Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая
художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на
личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям,
культурно исторические традиции.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой
личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями
имеет родная литература на русском языке. Курс данного предмета в школе
основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания,
историзма, русских традиций и новаторства, осмысления историко культурных
сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий
теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать
художественные
произведения,
овладения
богатейшими
выразительными
средствами литературного языка.
Главная цель изучения родной литературы на русском языке в школе приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской народной, классической
и современной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение
художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о
мастерах слова и историко - культурными фактами, необходимыми для понимания
включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и
глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для
поддержания этой основы на всех этапах изучения родной литературы в школе. Чтобы
чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика,
необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их
грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить
потребность в чтении; в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что
должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от
степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника.
Отсюда возникает необходимость активизировать художественно эстетические
потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к
самостоятельному эстетическому восприятию и
анализу художественного
произведения.
Курс «Родная литература (русская)» строится с опорой на текстуальное
изучение русских художественных произведений, решает задачи формирования
читательских умений, развития культуры устной и письменной речи:
Средства художественной изобразительности
Литературный язык и стиль художественной литературы.
Значение средств художественной изобразительности.
Значение
средств
лексики.
Изобразительные
и
выразительные возможности языка
Семантика средств синтаксиса
Словесные средства выражения комического
Языковые средства создания комического эффекта.
Произведение искусства слова как единство художественного содержания
и его словесного выражения Своеобразие языка эпического произведения.
Разновидности авторского повествования. Языковые средства изображения жизни
и выражения точки зрения автора в лирическом произведении. Языковые средства
изображения жизни и выражения точки в зрения автора драматическом произведении.
Жанры лиро-эпических произведений.
Взаимовлияние произведений словесности
Воздействие Библии на русскую литературу. Влияние народной словесности на
литературу Эпиграф. Цитата.

Тематическое планирование
7 класс

1
2
3

Устная народная словесность
Роды, виды и жанры словесности. Народная мудрость пословиц и поговорок
Устная народная проза
Лирические виды и жанры народной словесности

Количество
часов
6
1
1
1

4
5

Песенное творчество народа
Драматические виды и жанры народной словесности

1
1

6

Древнерусская литература: поучение и житие. Летопись

1

№ п/п

7
8

Тема/Тема урока

Духовная литература
Библия и особенности её стиля
Эпическое произведение
Виды и жанры эпических произведений 19 века

1
1
5
1

14
15

Герой эпического произведения
А.С. Пушкин « Повести Белкина»
Композиция эпического произведения
Художественная деталь
Лирическое произведение
Лирические произведения, их своеобразие и виды. Анализ лирического
произведения. Система стихосложения
Своеобразие художественного образа в лирике
Баллады А.К. Толстого. Воспроизведение колорита эпохи

16

Драматическое произведение
Драматические произведения, их своеобразие и виды

1

17

Сюжет, конфликт, композиция драматического произведения

1

9
10
11
12
13

1
1
1
1
3
1
1
1
2

8 класс
№ п/п

Тема урока

Количество
часов

1

Устное народное творчество
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).

2

«Шемякин суд».

1

3

Из литературы 18 века
Николай Михайлович Карамзин «Наталья, боярская дочь»

1

4
5
6

Из литературы 19 века
Иван Андреевич Крылов «Обоз».
Кондратий Фёдорович Рылеев «Иван Сусанин».
Александр Сергеевич Пушкин «История Пугачева» (отрывки).

1
1
1

7
8
9

Михаил Юрьевич Лермонтов «Маскарад».
Иван Сергеевич Тургенев «Три встречи».
Николай Семёнович Лесков «Старый гений».

1
1
1

1
1

Из древнерусской литературы

1
1
8

1
1

12

Лев Николаевич Толстой «Холстомер».
Антон Павлович Чехов «О любви».
Из литературы 20 века
Иван Алексеевич Бунин «Кавказ».

13

Александр Александрович Блок «Россия».

1

14
15
16
17

Сергей Александрович Есенин «Пугачев».
М. Зощенко «История болезни».
Михаил Андреевич Осоргин «Пенсне»
Русские поэты о родине, родной природе

1
1
1
1

10
11

6
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».