Приложение к АООП. РП Физика

Приложение к Адаптированной
основной образовательной
программе основного общего
образованияМАОУ-СОШ № 168
Рабочая программа по учебному предмету
«Физика»
(7–9 класс) ФГОС ООО
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Физика»
Обучающиеся с ЗПР получают образование, сопоставимое по итоговым
достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без
ограничений здоровья, при условиях создания специальных условий и предоставления
специальных образовательных услуг, учитывающих общие и дифференцированные
особые образовательные потребности обучающихся с задержкой психического развития.
Требования к уровню образования обучающихся данной категории соотносятся со
стандартом ФГОС основного общего образования.
Личностные результаты
– воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально
значимом труде;
– формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое,духовное многообразие современного мира;
– формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России
и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать
в нем взаимопонимания;
– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
– формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
– формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно- оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты
– умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
– умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач;
– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия
в соответствии сизменяющейся ситуацией;
– умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
– определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
– умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
– смысловое чтение;
– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
– умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
– формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Предметные результаты
 соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и
лабораторным оборудованием;
 понимать смысл основных физических терминов: физическое тело,
физическоеявление, физическая величина, единицы измерения;
 распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических
методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать
результаты наблюдений и опытов;
 ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств
тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу
учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования;
проводить опыт и формулировать выводы.
Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные
приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи
показаний прямых измерений в этом случае не требуется.
 понимать роль эксперимента в получении научной информации;
 проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса

тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение,
сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать
оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки
погрешностей измерений.
Примечание. Любая учебная программа должна обеспечивать овладение прямыми
измерениями всех перечисленных физических величин.
 проводить исследование зависимостей физических величин с использованием
прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты
полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы
по результатам исследования;
 проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении
измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции,
вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом
заданной точности измерений;
 анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в
них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять
имеющиеся знания для их объяснения;
 понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств,
условия их безопасного использования в повседневной жизни;
 использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу
о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
 осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении
представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
 использовать приемы построения физических моделей, поиска и
формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе
эмпирически установленных фактов;
 сравнивать точность измерения физических величин по величине их
относительной погрешности при проведении прямых измерений;
 самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических
величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать
средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор
способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку
достоверности полученных результатов;
 воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной
литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную
информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
 создавать собственные письменные и устные сообщения о физических
явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление
презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Механические явления
Выпускник научится:
 распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний
основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и
неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение,
относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное
движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача
давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел,
равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения, колебательное
движение, резонанс, волновое движение (звук);
 описывать изученные свойства тел и механические явления, используя

физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения,
масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения),
давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая
работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием
простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны
и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл
используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы,
связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять
значение физической величины;
 анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя
физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип
суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона,
закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом
различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
 различать основные признаки изученных физических моделей: материальная
точка,инерциальная система отсчета;
 решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии,
закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона,
закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы,
связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность
вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия,
механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения
скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны
и скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое
условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее
решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической
величины.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами,
для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей
среде; приводить примеры практического использования физических знаний о
механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых
источников энергии; экологических последствий исследования космического
пространств;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий
характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон
сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования
частных законов (закон Гука, Архимеда и др.);
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать
проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием
математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Тепловые явления
Выпускник научится:
 распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний
основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема
тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость
жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление,
кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи
(теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества,
поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара,
зависимость температуры кипения от давления;

 описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические
величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная
теплоемкость
вещества,
удельная теплота плавления,
удельная теплота
парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия
теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл
используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы,
связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять
значение физической величины;
 анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя
основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон
сохранения энергии;
 различать основные признаки изученных физических моделей строения газов,
жидкостей и твердых тел;
 приводить примеры практического использования физических знаний о
тепловых явлениях;
 решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и
формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура,
удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота
парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия
теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие,
выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения,
проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической
величины.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами,
для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей
среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего
сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий
характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых
процессах) и ограниченность использования частных законов;
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать
проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием
математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Электрические и магнитные явления
Выпускник научится:
 распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся
знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел,
взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое,
магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие
магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу,
действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны,
прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия
света.
 составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным
соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических
цепей(источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).
 использовать оптические схемы для построения изображений в плоском
зеркале и собирающей линзе.
 описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя

физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение,
электрическое
сопротивление,
удельное
сопротивление
вещества,
работа
электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы,
скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно
трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы
измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими
величинами.
 анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы,
используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для
участка цепи, закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света,
закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную
формулировку закона и его математическое выражение.
 приводить примеры практического использования физических знаний о
электромагнитных явлениях
 решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи,
закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения
света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила
тока,
электрическое
напряжение,
электрическое
сопротивление,
удельное
сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное
расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и
частота света, формулы расчета электрического сопротивления при последовательном
и параллельном соединении проводников): на основе анализа условия задачи
записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы,
необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного
значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни
для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими
устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в
окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на
живые организмы;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий
характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и
ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон
Джоуля-Ленца и др.);
 использовать приемы построения физических моделей, поиска и
формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе
эмпирически установленных фактов;
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать
проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с
использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Квантовые явления
Выпускник научится:
 распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний
основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная
радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения
атома;
 описывать изученные квантовые явления, используя физические величины:
массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании
правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и
единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с

другими величинами, вычислять значение физической величины;
 анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты:
закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения
массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом
различатьсловесную формулировку закона и его математическое выражение;
 различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели
атомного ядра;
 приводить примеры проявления в природе и практического использования
радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с
приборами и техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр),
для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей
среде;
 соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
 приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы;
понимать принцип действия дозиметра и различать условия его использования;
 понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных
электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования
управляемого термоядерного синтеза.
Элементы астрономии
Выпускник научится:
 указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки
суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно
звезд;
 понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами
мира;
Выпускник получит возможность научиться:
 указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планетгигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой
звездного неба при наблюдениях звездного неба;
 различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура)
соотносить цвет звезды с ее температурой;
 различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.
Содержание учебного предмета «Физика»
(7-9 класс)
Физика и физические методы изучения природы
Физика – наука о природе. Физические тела и явления. Наблюдение и описание
физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов
природы.
Физические величины
и
их
измерение.
Точность
и
погрешность
измерений.
Международная система единиц.
Физические законы и закономерности. Физика и техника. Научный метод
познания.
Роль физики в формировании естественнонаучной грамотности.
Механические явления
Механическое движение. Материальная точка как модель физического тела.
Относительность механического движения. Система отсчета. Физические величины,
необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними (путь, перемещение,

скорость, ускорение, время движения). Равномерное и равноускоренное прямолинейное
движение. Равномерное движение по окружности. Первый закон Ньютона и инерция.
Масса тела. Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Второй закон Ньютона. Третий
закон Ньютона. Свободное падение тел. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения.
Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Связь между силой тяжести и
массой тела. Динамометр. Равнодействующая сила. Сила трения. Трение скольжения.
Трение покоя. Трение в природе и технике.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая
работа. Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение
одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической
энергии.
Простые механизмы. Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную
ось движения. Момент силы. Центр тяжести тела. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.
Рычаги в технике, быту и природе. Подвижные и неподвижные блоки. Равенство работ
при использовании простых механизмов («Золотое правило механики»). Коэффициент
полезного действия механизма.
Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения
давления. Давление жидкостей и газов Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и
стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение
атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление
на различных высотах. Гидравлические механизмы (пресс, насос). Давление жидкости и
газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел и судов
Воздухоплавание.
Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний. Резонанс.
Механические волны в однородных средах. Длина волны. Звук как механическая волна.
Громкость и высота тона звука.
Тепловые явления
Строение вещества. Атомы и молекулы. Тепловое движение атомов и молекул.
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение. Взаимодействие
(притяжение и отталкивание) молекул. Агрегатные состояния вещества. Различие в
строениитвердых тел, жидкостей и газов.
Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью
хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как
способы изменения внутренней энергии тела. Теплопроводность. Конвекция.
Излучение. Примеры теплопередачи в природе и технике. Количество теплоты.
Удельная теплоемкость. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения и
превращения энергии в механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание
кристаллических тел. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация.
Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара.
Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота
парообразования и конденсации. Влажность воздуха. Работа газа при расширении.
Преобразования энергии в тепловых машинах (паровая турбина, двигатель внутреннего
сгорания, реактивный двигатель). КПД тепловой машины. Экологические проблемы
использования тепловых машин.
Электромагнитные явления
Электризация физических тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода
электрических
зарядов.
Делимость
электрического
заряда.
Элементарный
электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Проводники,
полупроводники и изоляторы электричества. Электроскоп. Электрическое поле как
особый вид материи. Напряженность электрического поля. Действие электрического
поля на электрические заряды. Конденсатор. Энергия электрического поля
конденсатора.

Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее
составные части. Направление и действия электрического тока. Носители
электрических зарядов в металлах. Сила тока. Электрическое напряжение.
Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.
Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Удельное
сопротивление. Реостаты. Последовательное соединение проводников. Параллельное
соединение проводников.
Работа электрического поля по перемещению электрических зарядов. Мощность
электрического тока. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля Ленца. Электрические нагревательные и осветительные приборы. Короткое замыкание.
Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Магнитное поле тока. Опыт Эрстеда.
Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит.
Магнитное поле катушки с током. Применение электромагнитов. Действие магнитного
поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила
Лоренца. Электродвигатель. Явление электромагнитной индукция. Опыты Фарадея.
Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Электрогенератор.
Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Электромагнитные волны и их свойства. Принципы радиосвязи и телевидения. Влияние
электромагнитных излучений на живые организмы.
Свет – электромагнитная волна. Скорость света. Источники света. Закон
прямолинейного распространение света. Закон отражения света. Плоское зеркало.
Закон преломления света. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы.
Изображение предмета в зеркале и линзе. Оптические приборы. Глаз как оптическая
система. Дисперсия света. Интерференция и дифракция света.
Квантовые явления
Строение атомов. Планетарная модель атома. Квантовый характер поглощения и
испускания света атомами. Линейчатые спектры.
Опыты Резерфорда.
Состав атомного ядра. Протон, нейтрон и электрон. Закон Эйнштейна о
пропорциональности массы и энергии. Дефект масс и энергия связи атомных ядер.
Радиоактивность. Период полураспада. Альфа-излучение. Бета-излучение. Гаммаизлучение. Ядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика.
Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Влияние
радиоактивных излучений на живые организмы.
Строение и эволюция Вселенной
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая природа
небесных тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы. Физическая
природа Солнца и звезд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной. Гипотеза
Большого взрыва.
Примерные темы лабораторных и практических работ
Лабораторные работы (независимо от тематической принадлежности) делятся
следующие типы:
1. Проведение прямых измерений физических величин
2. Расчет по полученным результатам прямых измерений зависимого от них
параметра(косвенные измерения).
3. Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном
уровне)
пообнаружению факторов, влияющих на протекание данных
явлений.
4. Исследование зависимости одной физической величины от другой с
представлениемрезультатов в виде графика или таблицы.
5. Проверка заданных предположений (прямые измерения физических
величин и

сравнение заданных соотношений между ними).
6. Знакомство с техническими устройствами и их конструирование.
Любая рабочая программа должна предусматривать выполнение лабораторных
работ всех указанных типов. Выбор тематики и числа работ каждого типа зависит от
особенностей рабочей программы и УМК.
Проведение прямых измерений физических величин
1. Измерение размеров тел.
2. Измерение размеров малых тел.
3. Измерение массы тела.
4. Измерение объема тела.
5. Измерение силы.
6. Измерение времени процесса, периода колебаний.
7. Измерение температуры.
8. Измерение давления воздуха в баллоне под поршнем.
9. Измерение силы тока и его регулирование.
10. Измерение напряжения.
11. Измерение углов падения и преломления.
12. Измерение фокусного расстояния линзы.
13. Измерение радиоактивного фона.
Расчет по полученным результатам прямых измерений зависимого от
нихпараметра (косвенные измерения)
1. Измерение плотности вещества твердого тела.
2. Определение коэффициента трения скольжения.
3. Определение жесткости пружины.
4. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость
тело.
5. Определение момента силы.
6. Измерение скорости равномерного движения.
7. Измерение средней скорости движения.
8. Измерение ускорения равноускоренного движения.
9. Определение работы и мощности.
10. Определение частоты колебаний груза на пружине и нити.
11. Определение относительной влажности.
12. Определение количества теплоты.
13. Определение удельной теплоемкости.
14. Измерение работы и мощности электрического тока.
15. Измерение сопротивления.
16. Определение оптической силы линзы.
17. Исследование зависимости выталкивающей силы от объема погруженной
части отплотности жидкости, ее независимости от плотности и массы тела.
18. Исследование зависимости силы трения от характера
поверхности, еенезависимости от площади.
Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном
уровне) пообнаружению факторов, влияющих на протекание
данных явлений
1. Наблюдение зависимости периода колебаний груза на нити от
длины
инезависимости от массы.
2. Наблюдение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы и
жесткости.
3. Наблюдение зависимости давления газа от объема и температуры.
4. Наблюдение зависимости температуры остывающей воды от времени.
5. Исследование явления взаимодействия катушки с током и магнита.

Исследование явления электромагнитной индукции.
Наблюдение явления отражения и преломления света.
Наблюдение явления дисперсии.
Обнаружение зависимости сопротивления проводника от его параметров и
вещества.
10. Исследование зависимости веса тела в жидкости от объема погруженной части.
11. Исследование зависимости одной физической величины от другой
представлением результатов в виде графика или таблицы.
12. Исследование зависимости массы от объема.
13. Исследование зависимости пути от времени при равноускоренном
движении безначальной скорости.
14. Исследование зависимости скорости от времени и пути при
равноускоренномдвижении.
15. Исследование зависимости силы трения от силы давления.
16. Исследование зависимости деформации пружины от силы.
17. Исследование зависимости периода колебаний груза на нити от длины.
18. Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от
жесткости имассы.
19. Исследование зависимости силы тока через проводник от напряжения.
20. Исследование зависимости силы тока через лампочку от напряжения.
21. Исследование зависимости угла преломления от угла падения.
Проверка заданных предположений (прямые измерения физических
величин исравнение заданных соотношений между ними). Проверка гипотез
1. Проверка гипотезы о линейной зависимости длины столбика жидкости в
трубке оттемпературы.
2. Проверка гипотезы о прямой пропорциональности скорости при
равноускоренномдвижении пройденному пути.
3. Проверка гипотезы: при последовательно включенных лампочки и
проводника илидвух проводников напряжения складывать нельзя (можно).
4. Проверка правила сложения токов на двух параллельно включенных резисторов.
Знакомство с техническими устройствами и их конструирование
5. Конструирование наклонной плоскости с заданным значением КПД.
6. Конструирование ареометра и испытание его работы.
7. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
8. Сборка электромагнита и испытание его действия.
9. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
10. Конструирование электродвигателя.
11. Конструирование модели телескопа.
12. Конструирование модели лодки с заданной грузоподъемностью.
13. Оценка своего зрения и подбор очков.
14. Конструирование простейшего генератора.
15. Изучение свойств изображения в линзах.
Тематическое планирование
6.
7.
8.
9.

7 класс (68 часов)
№
Тема урока
урока
ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ (4 часа)
1.
Что изучает физика
2.
Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты
3.
Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений.
Физика и техника

с

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.

32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.

ЛР – 1 «Определение цены деления измерительного прибора»
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (7 часов)
Строение вещества. Молекулы
ЛР – 2 «Измерение размеров малых тел»
Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах
Взаимное притяжение и отталкивание молекул
Агрегатные состояния вещества
Обобщение по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»
КР – 1 по теме: «Первоначальные сведения о строении вещества»
МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (20 часов)
РНО.
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение
Скорость. Единицы скорости
Расчет пути и времени движения
Графическое представление скорости и пути движения
Инерция. Взаимодействие тел
Масса тела. Единицы массы
ЛР – 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»
ЛР – 4 «Измерение объема тела»
Плотность вещества
ЛР – 5 «Определение плотности вещества твердого тела»
Расчет массы и объема тела по его плотности
Сила. Явление тяготения. Сила тяжести
Сила упругости. Закон Гука
Вес тела. Невесомость
Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела
Динамометр.
ЛР – 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»
Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил
Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике. Обобщение по теме
«Взаимодействие тел»
КР – 2 по теме «Взаимодействие тел»
РНО.
ЛР – 7 «Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади
соприкосновения тел и прижимающей силы»
ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (21 час)
Давление. Единицы давления
Способы уменьшения и увеличения давления
Давление газа
Закон Паскаля
Давление в жидкости и газе
Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда
Сообщающиеся сосуды
Вес воздуха. Атмосферное давление
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли
Барометр – анероид. Атмосферное давление на различных высотах
Манометры.
Обобщение по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
КР – 3 по теме: «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
РНО.
Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс

45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело
Архимедова сила
ЛР – 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в
жидкость тело»
Плавание тел
Плавание судов. Воздухоплавание
Обобщение по теме «Сила Архимеда. Плавание тел»
КР – 4 по теме: «Сила Архимеда. Плавание тел»
ЛР – 8 «Выяснение условий плавания тел в жидкости»
РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ (14 часов)
РНО.
Механическая работа. Единицы работы
Мощность. Единицы мощности
Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге
Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе
ЛР – 9 «Выяснение условий равновесия рычага»
Применение правила равновесия рычага к блоку
«Золотое правило» механики
Центр тяжести тела. Условия равновесия тел
Коэффициент полезного действия механизма
ЛР – 10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия
Превращение одного вида механической энергии в другой
Обобщение по теме «Работа и мощность. Энергия»
КР – 5 по теме «Работа и мощность. Энергия»
ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ (2 часа)
Повторение темы: «Взаимодействие тел»
Повторение темы: «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

8 класс (68 ч.)
Тема урока
№
урока
ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (12 ч)
1.
Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия
2.
Способы изменения внутренней энергии тела
3.
Теплопроводность
4.
Конвекция
5.
Излучение
6.
Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость
вещества
7.
Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или
выделяемого им при охлаждении
8.
ЛР – 1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной
температуры».
9.
ЛР – 2 «Определение удельной теплоемкости твердого тела».
10.
Энергия топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и
тепловых процессах
11.
Решение задач по теме: «Тепловые явления»
12.
КР – 1 по теме: «Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества.
Удельная теплота сгорания»
ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЙ ВЕЩЕСТВА (13 ч)

РНО КР – 1. Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание
кристаллических тел
14.
График плавления и отвердевания кристаллических тел
15.
Удельная теплота плавления
16.
Решение задач по формуле: Q=λm
17.
Испарение и конденсация
18.
Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации
19.
Решение задач по формуле: Q=Lm
20.
Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха
21.
ЛР – 3 «Измерение влажности воздуха»
22.
Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания
23.
Паровая турбина. КПД теплового двигателя
24.
Подготовка к КР – 2 по теме: «Изменение агрегатных состояний вещества»
25.
КР – 2 по теме: «Изменение агрегатных состояний вещества»
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (27 ч)
26.
РНО КР – №2.
Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел
27.
Электроскоп. Электрическое поле
28.
Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов
29.
Объяснение электрических явлений
30.
Проводники, полупроводники и непроводники электричества
31.
Электрический ток. Источники тока. Электрический ток в металлах
32.
Электрическая цепь и её составные части
33.
Действия электрического тока. Направление тока
34.
Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Измерение силы тока
35.
ЛР – 4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных
участках»
36.
Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение
напряжения
37.
ЛР – 5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»
38.
Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление
проводников. Закон Ома для участка цепи
39.
Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление
40.
Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения
41.
Реостаты
42.
ЛР – 6 «Регулирование силы тока реостатом»
43.
ЛР – 7 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и
вольтметра»
44.
Последовательное соединение проводников
45.
Параллельное соединение проводников
46.
Решение задач на смешанное соединение проводников
47.
Работа и мощность электрического тока
48.
Единицы работы электрического тока, применяемые на практике
49.
ЛР – 8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»
50.
Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца
51.
Лампа накаливания. Короткое замыкание. Предохранители
52.
КР – 3 по теме: «Электрические явления»
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (6 ч)
53.
РНО КР – 3. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии
54.
Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение
55.
ЛР – 9 «Сборка электромагнита и испытание его действия»
13.

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле
Земли
57.
Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель
58.
ЛР – 10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)»
СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (8 ч)
59.
Источники света. Распространение света
60.
Отражение света. Законы отражения света
61.
Плоское зеркало
62.
Преломление света
63.
Линзы. Оптическая сила линзы
64.
Изображения, даваемые линзой
65.
ЛР – 11 «Получение изображений при помощи линзы»
66.
КР – 4 по теме: «Световые явления»
ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ (2 ч)
67.
РНО КР – 5
Повторение темы: «Количество теплоты»
68.
Повторение темы: «Электрические явления. Световые явления»
56.

9 класс (102 ч.)
Тема урока
№
урока
ОСНОВЫ КИНЕМАТИКИ – 15 ч
1.
Материальная точка. Система отсчета
2.
Перемещение
3.
Определение координаты движущегося тела
4.
Решение задач по теме: «Путь и перемещение»
5.
Перемещение при прямолинейном равномерном движении
6.
Решение задач по теме: «Прямолинейное равномерное движение»
7.
Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение
8.
Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости
9.
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении
10.
Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без
начальной скорости
11.
ЛР – 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»
12.
Относительность движения
13.
Решение задач по теме: «Прямолинейное равноускоренное движение»
14.
Подготовка к контрольной работе № 1
15.
КР – 1 по теме: «Основы кинематики»
ОСНОВЫ ДИНАМИКИ И ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ В МЕХАНИКЕ – 25 ч
16.
РНО КР – 1. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона
17.
Второй закон Ньютона
18.
Третий закон Ньютона
19.
Решение задач по теме: «Законы Ньютона»
20.
Свободное падение тел
21.
Решение задач по теме: «Свободное падение тел»
22.
Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость
23.
ЛР – 2 «Измерение ускорения свободного падения»
24.
Закон всемирного тяготения
25.
Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах
26.
Сила упругости
27.
Сила трения

28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.

Прямолинейное и криволинейное движение
Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью
Решение задач по теме: «Движение тела по окружности»
Искусственные спутники Земли
Решение задач по теме: «Закон Всемирного тяготения»
Импульс тела. Закон сохранения импульса
Решение задач по теме: «Импульс тела. Закон сохранения импульса»
Реактивное движение. Ракеты
Работа силы
Потенциальная и кинетическая энергия
Закон сохранения механической энергии
Подготовка к контрольной работе № 2
КР – 2 по теме: «Основы динамики и законы сохранения в механике»
МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ (16 ч)
РНО КР – №2. Колебательное движение. Свободные колебания
Величины, характеризующие колебательное движение
Гармонические колебания
ЛР – 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний
математического маятника от его длины»
Затухающие колебания. Вынужденные колебания
Резонанс
Решение задач по теме: «Механические колебания»
Распространение колебаний в среде. Волны
Длина волны. Скорость распространения волн
Источники звука. Звуковые колебания
Высота, тембр и громкость звука
Распространение звука. Звуковые волны
Отражение звука. Звуковой резонанс
Решение задач по теме: «Механические волны. Звук»
Подготовка к контрольной работе № 3
КР – 3 по теме: «Механические колебания и волны»
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (22 ч)
РНО КР – 3. Магнитное поле
Направление тока и направление линий его магнитного поля
Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило
левой руки
Индукция магнитного поля
Магнитный поток
Явление электромагнитной индукции
Направление индукционного тока. Правило Ленца
ЛР – 4 «Изучение явления электромагнитной индукции»
Явление самоиндукции
Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны
Конденсаторы. Колебательный контур. Получение электромагнитных
колебаний
Принципы радиосвязи и телевидения
Решение задач по теме: «Электромагнитные колебания»
Интерференция и дифракция
Электромагнитная природа света

73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.

Преломление света. Физический смысл показателя преломления
Дисперсия света. Цвета тел
Типы оптических спектров
Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров
Подготовка к контрольной работе № 4 по теме «Электромагнитные явления».
КР – 4 по теме: «Электромагнитные явления»
СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА (15 ч)
РНО КР – 4. Радиоактивность. Модели атомов
Радиоактивные превращения атомных ядер
Экспериментальные методы исследования частиц
Открытие протона и нейтрона
Состав атомного ядра. Ядерные силы
Энергия связи. Дефект массы
Деление ядер урана. Цепная реакция
ЛР – 5 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков»
Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию.
Атомная энергетика
ЛР – 6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»
Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада
Термоядерная реакция
Решение задач по теме: «Строение атома и атомного ядра»
Подготовка к контрольной работе № 5 по теме: «Строение атома и атомного
ядра»
КР – 5 по теме: «Строение атома и атомного ядра»
СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (6 ч)
Состав, строение и происхождение Солнечной системы
Большие планеты Солнечной системы
Малые тела Солнечной системы
Строение, излучения и эволюция Солнца и звезд
Строение и эволюция Вселенной
Повторение темы: «Строение и эволюция Вселенной»
ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ (3 ч)
РНО КР–5. Повторение темы: «Основы кинематики, динамики и законы
сохранения в механике»
Повторение темы: «Механические колебания и волны. Звук»
Повторение темы: «Электромагнитное поле»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».