Приложение к Адаптированной основной образовательной программе основного общего образования МАОУ - СОШ № 168 Рабочая программа по предмету «Русский язык» Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ЗПР, разработана на основе рабочей программы основного общего образования по Русскому языку. Данная программа сохраняет основное содержание образования общеобразовательной школы по Русскому языку, но отличается коррекционной направленностью обучения. Это обусловлено особенностями усвоения учебного материала детьми, испытывающими стойкие трудности в обучении. При адаптации программы основное внимание обращено на овладение детьми практическими умениями и навыками, на уменьшение объема теоретических сведений, включение отдельных тем или целых разделов, материалов обзорного, ознакомительного характера. 1. В силу своих особенностей, данная категория детей испытывает трудности в усвоении учебного материала. Исходя из контингента обучающихся при организации образовательной деятельности используются коррекционно-развивающие технологии, разнообразные методы и приёмы педагогической поддержки, а именно, больший акцент делается на наглядных и практических методах обучения. А также применяются индуктивные методы, репродуктивный метод, игровые методы, приемы опережающего обучения, приемы развития мыслительной активности, приемы выделения главного, прием комментирования и пр. 2. В основу реализации адаптированной рабочей программы по Русскому языку положены принципы: - принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.); - принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; - принцип коррекционной направленности образовательного процесса; - принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; - принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а - «образовательной области»; - принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; - принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире. При обучении детей данной категории используются учебники общего типа (в соответствии с утвержденным списком учебников МАОУ – СОШ № 168 Рабочая программа по предмету «Русский язык» составлена на основе Федерального законa РФ «Об Образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной Программы по русскому языку для 5-9 классов. Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом: программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку; требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; программы развития универсальных учебных действий. В соответствии с ФГОС и Примерной программой содержание разработанного курса направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе: воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов; воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка; овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности: развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивном, диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании; овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими обшеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.); освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка: развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни. Общая характеристика курса Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Изучение предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие обучающихся, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа. Русский язык является основой развития мышления и средством обучения в школе, поэтому его изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне основного общего образования. Изучение русского языка направлено на развитие и совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций. Коммуникативная компетенция – владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся основной школы. Лингвистическая (языковедческая) компетенция – способность получать и использовать знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, о его устройстве, развитии и функционировании; общие сведения о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями. Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков. Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в объёме 697 часов: в 5 классе 170 часов, в 6 классе – 187 часов, в 7 классе – 136 часов, в 8 классе – 102 часа, в 9 классе - 102 часа. Личностные, метапредметные, предметные результаты Обучающиеся с задержкой психического развития получают цензовое образование, поэтому планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» для этой категории обучающихся соответствуют требованиям ФГОС ООО. Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения; способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; 2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. Д.); 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются: 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых основ лингвистики; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка; 7) проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста; 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. Речь и речевое общение. Выпускник научится: • использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения; • использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения; • нормам речевого поведения в типичных ситуациях общения; • оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения • коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств; • предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения. Выпускник получит возможность научиться: • выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; • участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать и доказывать собственную позицию; • понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их. Речевая деятельность. Аудирование Выпускник научится: • различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и передаче содержания аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме; • понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официальноделового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать ее в устной форме; • передавать содержание учебно-научного, публицистического, официальноделового, художественного аудиотекстов в форме: плана, тезисов, изложения (подробного, выборочного, сжатого). Выпускник получит возможность научиться: • понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в средствах массовой информации (СМИ)), анализировать и комментировать ее в устной форме. Чтение Выпускник научится: • понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических текстов (информационных и аналитических жанров, художественно-публицистического жанра), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме); • использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с постав ленной коммуникативной задачей; • передавать схематически представленную информацию в виде связного текста; • использовать приемы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; • отбирать и систематизировать материал на определенную тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать ее в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Выпускник получит возможность научиться: • понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функциональностилевой и жанровой принадлежности; • извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников: учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов. Говорение Выпускник научится: • создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социальнокультурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе связанные с содержанием других изучаемых предметов) разной коммуникативной направленности; • обсуждать и четко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; • извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определенную тему и передавать его в устной форме с учетом заданных условий общения; • соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка, стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета. Выпускник получит возможность научиться: • создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения; • выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат; • участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебнонаучного общения; • анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата. Письмо Выпускник научится: • создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление); • излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана; • соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию. Выпускник получит возможность научиться: • писать рецензии, рефераты; • составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты; • писать резюме, деловые письма, объявления с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств. Текст Выпускник научится: • анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению; • осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п. • создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учетом требований к построению связного текста. Выпускник получит возможность научиться: создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект), участвовать в дискуссии; создавать официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств. Функциональные разновидности языка. Выпускник научится: • владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (выделять их экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций); • различать и анализировать тексты разных жанров: научного, публицистического, официально-делового, разговорной речи; • создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи; • оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности; • исправлять речевые недостатки, редактировать текст; • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему. Выпускник получит возможность научиться: • различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств; • создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинениерассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств; • анализировать образцы публичной речи с точки зрения ее композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач; • выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольноэтикетной, развлекательной, убеждающей речью. Общие сведения о языке. Выпускник научится: • характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка; • определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия. Выпускник получит возможность научиться: • характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики. Фонетика и орфоэпия. Графика. Выпускник научится: • проводить фонетический анализ слова; • соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка; • извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности. Выпускник получит возможность научиться: • опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись); • выразительно читать прозаические и поэтические тексты; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать ее в различных видах деятельности. Морфемика и словообразование. Выпускник научится: • делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; • различать изученные способы словообразования; • анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; • применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и • лексического анализа слов. Выпускник получит возможность научиться: • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; • опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; • извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных; • использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова. Лексикология и фразеология. Выпускник научится: • проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных, указывая прямое и переносное значение слова, его принадлежность к активной или пассивной лексике, а также сферу употребления и стилистическую окраску; • группировать слова по тематическим группам; • подбирать к словам синонимы, антонимы; • опознавать фразеологические обороты; • соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях; • использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте; • опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение); • пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарем, словарем синонимов, антонимов, фразеологическим словарем и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности. Выпускник получит возможность научиться: • объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка; • аргументировать различие лексического и грамматического значений слова; • опознавать омонимы разных видов; • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; • опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; • объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; • извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. Морфология. Выпускник научится: • опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи; • анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи; • употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка; • применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа; • распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач. Выпускник получит возможность научиться: • анализировать синонимические средства морфологии; • различать грамматические омонимы; • опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; • извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. Синтаксис. Выпускник научится: • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды; • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной • предназначенности; • употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка; • использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике; • применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа. Выпускник получит возможность научиться: • анализировать синонимические средства синтаксиса; • опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи; • анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи. Правописание: орфография и пунктуация. Выпускник научится: • соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объеме содержания курса); • объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов); • обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; • извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать ее в процессе письма. Выпускник получит возможность научиться: • демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма. Язык и культура. Выпускник научится: • выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; • приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; • уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. Выпускник получит возможность научиться: • характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; • анализировать русский речевой этикет и сравнивать его с речевым этикетом отдельных народов России и мира. Основное содержание Основное содержание разработанного курса полностью соответствует Примерной программе основного общего образования по русскому языку. В ней выделяются три сквозные содержательные линии: содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции; содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций; содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции. В разработанном курсе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что отражено в Тематическом планировании. Речь. Речевая деятельность Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме). Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа. Специфика художественного текста. Анализ текста. Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение). Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия. Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения. Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация). Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений, писем, текстов иных жанров. Культура речи Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи. Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка. Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи. Речевой этикет. Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке Общие сведения о языке Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка. Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон). Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова. Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие). Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей. Выдающиеся отечественные лингвисты. Фонетика, орфоэпия и графика Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения. Фонетический анализ слова. Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме. Интонация, ее функции. Основные элементы интонации. Связь фонетики с графикой и орфографией. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Применение знаний по фонетике в практике правописания. Морфемика и словообразование Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова. Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы, Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо. Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания. Лексикология и фразеология Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова. Понятие об этимологии. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Морфология Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Морфологический анализ слова. Омонимия слов разных частей речи. Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.). Применение знаний по морфологии в практике правописания. Синтаксис Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи. Способы передачи чужой речи. Синтаксический анализ простого и сложного предложения. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи. Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.). Применение знаний по синтаксису в практике правописания. Правописание: орфография и пунктуация Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм. Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм. Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения. Тематическое планирование 5 класс № п/п 1 2 Тема урока Язык и общение Язык и человек. Общение устное и письменное Читаем учебник. Слушаем на уроке Количество часов 3 1 1 1 7 8 Стили речи Вспоминаем, повторяем, изучаем Звуки и буквы. Произношение и правописание Орфограмма Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова Правописание проверяемых согласных в корне слова Правописание непроизносимых согласных в корне слова 9 Буквы и, у, а после шипящих 1 10 11 12 Разделительные ъ и ь Раздельное написание предлогов с другими словами Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение (по Г.Скребицкому) Анализ письменных работ Части речи. Глагол -Тся и –ться в глаголах Личные окончания глаголов 1 1 1 Тема текста. Основная мысль текста Имя существительное Имя прилагательное РР. Сочинение по картине. Описание картины (А. Пластов. «Летом») Анализ письменных работ Местоимение Входной контроль. Диктант по теме «Повторение изученного в начальной школе» 1 1 1 1 Анализ диктанта. Работа над ошибками 1 3 4 5 6 13 14 15 16-17 18 19 20 21 22 23 24 25 22 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 Синтаксис. Пунктуация. Культура речи Синтаксис. Пунктуация Словосочетание Разбор словосочетания Предложение РР. Сжатое изложение (В.Катаев) Виды предложений по цели высказывания Восклицательные предложения Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее Сказуемое Тире между подлежащим и сказуемым Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения Дополнение Определение Обстоятельство Предложения с однородными членами Знаки препинания в предложениях с однородными членами Предложения с обращениями РР. Письмо Синтаксический разбор простого предложения Пунктуационный разбор простого предложения РР. Сочинение по картине (Ф. Решетников. «Мальчишки») Простые и сложные предложения Синтаксический разбор сложного предложения Прямая речь РР. Диалог Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация» 52 Диктант по теме «Синтаксис и пунктуация» 53 Анализ диктанта. Работа над ошибками Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи 54 Фонетика. Гласные звуки 55 Согласные звуки 56 Изменение звуков в потоке речи 57 Согласные твердые и мягкие 58 РР. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (К. Паустовский. «Шкатулка») 59 Согласные звонкие и глухие 60 Графика. Алфавит 61 РР. Описание предмета. Сочинение-описание 62 63 64 65 66 Анализ письменных работ Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака Двойная роль букв е, ё, ю, я Орфоэпия Фонетический разбор слова 28 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Контрольная работа по теме «Фонетика и орфоэпия» Анализ контрольной работы. Работа над ошибками Лексика. Культура речи Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова Прямое и переносное значение слов Омонимы Синонимы РР. Сочинение по картине (И. Грабарь. «Февральская лазурь») Антонимы Контрольная работа по теме «Лексика» 1 1 1 78 79 80 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками Морфемика. Орфография. Культура речи Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов Окончание Основа слова РР. Сочинение по личным впечатлениям в форме письма 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91-92 Анализ письменных работ Корень слова РР. Рассуждение. Сочинение-рассуждение Анализ письменных работ Суффикс Приставка Чередование звуков. Беглые гласные Варианты морфем Морфемный разбор слова Правописание гласных и согласных в приставках Буквы з,с на конце приставок 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 93 94-95 Буквы а-о в корне -лаг-ложБуквы а-о в корне -раст-, -ращ-, -рос- 1 2 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 8 1 1 1 1 1 1 1 24 1 1 1 1 Буквы ё-о после шипящих в корне Буквы и-ы после ц Повторение по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» Диктант по теме «Морфемика и орфография» Анализ диктанта. Работа над ошибками Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное Имя существительное как часть речи Доказательства в рассуждении РР. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему 1 1 1 Анализ письменных работ Имена существительные одушевленные и неодушевленные Имена существительные и нарицательные. Большая буква в именах собственных Род имен существительных 1 1 1 1 21 1 1 1 1 1 Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа Три склонения имен существительных Падеж имен существительных Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе РР. Сжатое изложение (Е. Пермяк. «Перо и чернильница») Анализ письменных работ 1 116 117 Множественное число имен существительных Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных 1 1 118 119 120 121 Морфологический разбор имени существительного Повторение по теме «Морфология и орфография» Диктант по теме «Морфология и орфография» Анализ диктанта. Работа над ошибками Имя прилагательное Имя прилагательное как часть речи Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных 1 1 1 1 1 127 128-129 РР. Описание животного. Изложение (А. Куприн. «Юю») Анализ письменных работ Прилагательные полные и краткие 130 РР. Описание животного на основе изображённого 1 131 132-133 Морфологический разбор имени прилагательного Повторение по теме «Имя прилагательное» 1 2 134 135 136 137 1 1 1 1 146-147 Диктант по теме «Имя прилагательное» Анализ диктанта. Работа над ошибками РР. Сочинение «Мое любимое животное» Анализ творческих работ Глагол Глагол как часть речи Не с глаголами Рассказ Неопределенная форма глагола Употребление неопределенной формы Правописание –тся и –ться в глаголах Виды глагола Употребление глаголов совершенного и несовершенного вида Буквы е-и в корнях с чередованием 148 149 150 РР. Невыдуманный рассказ (о себе) Время глагола Прошедшее время 1 1 1 108 109 110 111 112-113 114 115 122 123-125 126 138 139 140 141 142 143 144 145 1 1 1 2 1 1 12 1 3 1 2 29 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 163 164 165 Настоящее время Будущее время Спряжение глаголов Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием Контрольная работа по теме «Спряжение глагола» Анализ контрольной работы. Работа над ошибками Морфологический разбор глагола Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа Употребление времён Употребление «живописного настоящего» в повествовании РР. Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович. «Не взяли на рыбалку») Анализ творческих работ Повторение по теме «Глагол» Диктант по теме «Глагол» 166 Анализ диктанта. Работа над ошибками 1 167 168 169 170 Повторение и систематизация изученного Разделы науки о языке Орфограммы в приставках и корнях слов Орфограммы в окончаниях слов Знаки препинания в простом и сложном предложении 1 1 1 1 151 152 153 154-155 156 157 158 159 160 161 162 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 6 классы № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Тема урока Количество часов Язык. Речь. Общение Русский язык – один из развитых языков мира Язык, речь, общение Ситуация общения Повторение изученного в 5 классе Фонетика. Орфоэпия Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов Части речи. Орфограммы в окончаниях слов Словосочетание Простое предложение. Знаки препинания Сложное предложение. Запятые в сложном предложении Синтаксический разбор предложений Прямая речь. Диалог Составление диалога на тему по выбору Диктант по теме «Повторение изученного» 3 1 1 1 11 1 1 Анализ диктанта. Работа над ошибками Текст Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста 1 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста Составление продолжения текста по данному началу Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи Лексика. Культура речи Слово и его лексическое значение Общеупотребительные слова Профессионализмы Диалектизмы Сжатое изложение Анализ работ. Работа над ошибками Исконно русские и заимствованные слова Новые слова (неологизмы) Устаревшие слова Словари Повторение изученного в разделе «Лексика. Культура речи» Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи» Анализ контрольной работы. Работа над ошибками Фразеология. Культура речи Фразеологизмы Источники фразеологизмов Повторение изученного в разделе «Фразеология. Культура речи» Словообразование. Орфография. Культура речи Морфемика и словообразование Описание помещения Основные способы образования слов в русском языке Основные способы образования слов в русском языке Этимология слов Систематизация материалов к сочинению. Сложный план Буквы а и о в корнях -кас- – - косБуквы а и о в корнях -кас- – - косБуквы а и о в корнях -гар- – - горБуквы а и о в корнях -гар- – - горБуквы а и о в корнях -зар- – - зорБуквы а и о в корнях -зар- – - зорБуквы ы и и после приставок Буквы ы и и после приставок Гласные в приставках пре- и приГласные в приставках пре- и приГласные в приставках пре- и приГласные в приставках пре- и приГласные в приставках пре- и приСоединительные гласные о и е в сложных словах Сложносокращённые слова Сочинение-описание изображённого на картине (Т.Н. Яблонская. «Утро») Анализ и редактирование творческих работ Морфемный и словообразовательный разбор слова Повторение изученного в разделе «Словообразование. Орфография. Культура речи» 1 1 1 13 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 27 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 60 Контрольная работа по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи» 1 61 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками Морфология. Орфография. Культура речи Повторение изученного в 5 классе. Имя существительное как часть речи Составление письма другу Разносклоняемые имена существительные Разносклоняемые имена существительные Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя 1 23 1 Несклоняемые имена существительные Несклоняемые имена существительные Род несклоняемых имён существительных Имена существительные общего рода Морфологический разбор имени существительного Сочинение-описание по личным впечатлениям Анализ и редактирование творческих работ Не с именами существительными Не с именами существительными Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик) Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик) Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных Повторение изученного в разделе «Имя существительное» Диктант по теме «Имя существительное» Анализ диктанта. Работа над ошибками Имя прилагательное Повторение изученного в 5 классе. Имя прилагательное как часть речи Описание природы Степени сравнения имён прилагательных 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Степени сравнения имён прилагательных Степени сравнения имён прилагательных Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные Качественные прилагательные Относительные прилагательные Относительные прилагательные Выборочное изложение Анализ работ Притяжательные прилагательные Притяжательные прилагательные Морфологический разбор имени прилагательного Не с прилагательными Не с прилагательными Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных 1 1 1 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 1 1 1 1 1 1 1 1 30 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных Сочинение-описание природы по картине (Н.П. Крымов. «Зимний вечер») Анализ и редактирование творческих работ Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и скДефисное и слитное написание сложных прилагательных Повторение изученного в разделе «Имя прилагательное» Диктант по теме «Имя прилагательное» Анализ диктанта. Работа над ошибками Имя числительное Имя числительное как часть речи Простые и составные числительные Мягкий знак на конце и в середине числительных Мягкий знак на конце и в середине числительных Порядковые числительные Порядковые числительные Разряды количественных числительных Числительные, обозначающие целые числа Числительные, обозначающие целые числа Числительные, обозначающие целые числа Дробные числительные Составление юмористического рассказа по рисунку Анализ и редактирование творческих работ Собирательные числительные Собирательные числительные Морфологический разбор имени числительного Повторение изученного в разделе «Имя числительное» Контрольная работа по теме «Имя числительное» Анализ контрольной работы. Работа над ошибками Местоимение 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 Местоимение как часть речи Личные местоимения Личные местоимения Возвратное местоимение себя Рассказ по сюжетным картинкам Вопросительные и относительные местоимения Вопросительные и относительные местоимения Неопределённые местоимения Неопределённые местоимения Отрицательные местоимения Отрицательные местоимения Отрицательные местоимения Притяжательные местоимения Притяжательные местоимения 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 148 149 150 151 152 153 154 155 Рассуждение. Сочинение-рассуждение Анализ и редактирование творческих работ Указательные местоимения Определительные местоимения Определительные местоимения Местоимения и другие части речи Морфологический разбор местоимения Повторение изученного в разделе «Местоимение» Диктант по теме «Местоимение» Анализ диктанта. Работа над ошибками Глагол 158 Повторение изученного в 5 классе. Глагол как часть речи 159 Разноспрягаемые глаголы 160 Разноспрягаемые глаголы 161 Глаголы переходные и непереходные 162 Глаголы переходные и непереходные 163 Глаголы переходные и непереходные 164 Наклонение глагола 165 Изъявительное наклонение 166 Изъявительное наклонение 167 Условное наклонение 168 Условное наклонение 169 Повелительное наклонение 170 Повелительное наклонение 171 Употребление наклонений 172 Безличные глаголы 173 Безличные глаголы 174 Морфологический разбор глагола 175 Рассказ на основе услышанного 176 Правописание гласных в суффиксах глаголов 177 Правописание гласных в суффиксах глаголов 178 Повторение изученного в разделе «Глагол» 179 Контрольный диктант по теме «Глагол» 180 Анализ диктанта. Работа над ошибками Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах 181 Разделы науки о языке 182 Орфография 183 Пунктуация 184 Лексика и фразеология 185 Словообразование 186 Морфология 187 Синтаксис ИТОГО 156 157 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 23 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 187 7 класс № п/п Тема урока Количество часов Повторение изученного в 5-6 классах 1 Русский язык как развивающееся явление 2 3 4 5 Синтаксис. Синтаксический разбор Пунктуация. Пунктуационный разбор Лексика и фразеология Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова 6 Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор слова Морфология и орфография. Морфологический разбор слова Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах» Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками Причастие 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Причастие как часть речи Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий Причастный оборот Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми Действительные и страдательные причастия Краткие и полные страдательные причастия Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени Действительные причастия прошедшего времени Р/Р Сочинение-описание внешности человека Р/Р Анализ сочинения, работа над ошибками Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени Страдательные причастия прошедшего времени Гласные перед нв полных и кратких страдательных причастиях Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных Морфологический разбор причастия Слитное и раздельное написание не с причастиями Слитное и раздельное написание не с причастиями 10 часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 30 часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 35 36 37 38 Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени Повторение по разделу «Причастие» Подготовка к контрольному диктанту по теме «Причастие». Дифференцированные тестовые работы по теме «Причастие» 1 1 1 1 1 39 Контрольный диктант по теме «Причастие» 1 40 Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте Деепричастие Деепричастие как часть речи 1 10 1 Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте Раздельное написание не с деепричастиями Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида Р/Р Составление рассказа по картине И. Бродского «Летний сад осенью» с использованием деепричастий Морфологический разбор деепричастия Повторение изученного по теме «Деепричастие» Контрольный диктант по теме «Деепричастие» Работа над ошибками Наречие Наречие как часть речи 1 1 1 1 Смысловые группы наречий Смысловые группы наречий Степени сравнения наречий Степени сравнения наречий Образование степеней сравнения наречий Образование степеней сравнения наречий Морфологический разбор наречий Слитное и раздельное написание не с наречиями на –О и –Е Слитное и раздельное написание не с наречиями на –О и -Е Буквы е и и в приставках не-и ни- отрицательных наречий Буквы е и и в приставках не-и ни- отрицательных наречий Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е Одна и две буквы н в наречиях на –о и -е Подготовка к сочинению Р/Р Сочинение-описание действий с использованием наречий Буквы ои епосле шипящих на конце наречий Буквы ои епосле шипящих на конце наречий Буквы о и а на конце наречий Буквы о и а на конце наречий Дефис между частями слова в наречиях Дефис между частями слова в наречиях Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 1 1 1 1 1 30 1 1 1 1 1 1 1 1 1 75 76 77 78 79 80 образованных от существительных и количественных числительных Мягкий знак после шипящих на конце наречий Мягкий знак после шипящих на конце наречий Повторение и обобщение изученного по теме «Наречие» Повторение и обобщение изученного по теме «Наречие» Контрольный диктант по теме «Наречие». Анализ диктанта Категория состояния 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95-96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 Категория состояния как часть речи. Использование в речи слов категории состояния Морфологический разбор категории состояния Р/Р Подготовка к сочинению-рассуждению по картине К. Юон «Конец зимы. Полдень» Р/Р Написание сочинения-рассуждения по картине К. Юон «Конец зимы. Полдень» с использованием категории состояния природы и человека Служебные и самостоятельные части речи. Предлог Предлог как часть речи Употребление предлогов Производные и непроизводные предлоги Простые и составные предлоги Морфологический разбор предлога Р/Р Устное сочинение по картине А. Сайкиной «Детская спортивная школа» Слитное и раздельное написание производных предлогов Повторение изученного по теме «Предлог» Контрольный тест по теме «Предлог». Анализ Союз Союз как часть речи Простые и составные союзы Группы сочинительных и подчинительных союзов Группы сочинительных и подчинительных союзов Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении Сочинительные союзы Подчинительные союзы Морфологический разбор союза Слитное написание союзов также,тоже,чтобы Слитное написание союзов также,тоже,чтобы Р/Р Контрольное сочинение-репортаж с использованием производных союзов Повторение сведений о предлогах и союзах Тест по теме «Союз». Анализ ошибок Частица Частица как часть речи Разряды частиц 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 1 10 1 1 1 1 1 1 1 1 2 15 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 20 1 1 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 Разряды частиц Формообразующие частицы Формообразующие частицы Смыслоразличительные частицы Смыслоразличительные частицы Раздельное и дефисное написание частиц Подготовка к изложению.План. Р/Р Контрольное творческое изложение с использование частиц Морфологический разбор частицы Отрицательные частицы не и ни Отрицательные частицы не и ни Различение приставки не- и частицы не Различение приставки не- и частицы не Частица ни, приставка ни-, союз ни... ни Частица ни, приставка ни-, союз ни... ни Повторение изученного по теме «Частица» Тест по теме «Частица». Анализ ошибок Междометие Междометие как часть речи 1 1 1 1 1 1 1 1 Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях Повторение и обобщение изученного по теме «Служебные части речи» Контрольное тестирование по теме «Обобщение изученного» Повторение.Разделы науки о русском языке. Повторение орфографических и пунктуационных норм. 1 Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 136 8 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7-8 9 10 11 12 Тема урока Функции русского языка в современном мире Функции русского языка в современном мире Повторение пройденного в 5-7 классах Фонетика и графика. Орфография Морфемика и словообразование Лексикология и фразеология Морфология и синтаксис Строение текста. Стили речи. Развитие речи. Сочинение по картине И.Левитана «Осенний день. Сокольники» Контрольный диктант №1 по теме «Повторение пройденного в 5-7 классах» Словосочетание. Работа над ошибками контрольного диктанта. Строение словосочетаний Виды связи в словосочетании Грамматическое значение словосочетаний Количество часов 1 1 8 1 1 1 1 1 2 1 3 1 1 1 13 Простое предложение Строение и грамматическое значение предложений 1 14 Интонация предложения. Характеристика человека 1 15 Порядок слов в предложении. Логическое ударение 1 16 Развитие речи. Описание памятника архитектуры. Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. 1 Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Выражение именной части составного именного сказуемого Тире между подлежащим сказуемым Повторение по теме «Главные члены предложения» Контрольный диктант №2 по теме «Главные члены предложения» Работа над ошибками контрольного диктанта. 1 1 1 17 18 19 20 21 22 23 24 25 4 9 1 1 1 1 1 1 30 31 Второстепенные члены предложения Дополнение Определение Развитие речи. Подготовка к изложению на тему «Русский язык» Развитие речи. Написание изложения на тему «Русский язык» Приложение Обстоятельство. Основные виды обстоятельств. 32 Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами 1 33 34 Развитие речи. Ораторская (публичная ) речь Контрольная работа №1 по теме «Второстепенные члены предложения» 1 1 35 Односоставные предложения Работа над ошибками. Основные группы односоставных предложений. 1 36 37 38-39 Предложения определённо-личные Предложения неопределённо-личные Безличные предложения 1 1 2 40 Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине К. Юона «Мартовское солнце» 1 41 1 42 43 Развитие речи. Написание сочинения по картине К. Юона «Мартовское солнце» Назывные предложения Обобщение по теме «Односоставные предложения» 44 Развитие речи. Написание изложения. 1 45 46 Неполные предложения Понятие о неполных предложениях. Контрольный диктант № 3 по теме «Односоставные предложения» 1 1 26 27 28 29 9 1 1 1 1 1 1 10 1 1 3 47 48 49 Анализ контрольного диктанта. Неполные предложения в диалоге. Предложения с однородными членами Понятие об однородных членах Однородные и неоднородные определения 1 12 1 1 Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них Развитие речи. Рассуждение 2 Синтаксический разбор предложения с однородными членами Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения» Контрольный диктант № 4 по теме «Однородные члены предложения» Анализ контрольного диктанта. 1 Развитие речи. Написание сочинения по картине Ф Васильева «Мокрый луг» Предложения с обособленными членами Обособленные определения и приложения 1 Обособленные определения, выраженные причастными оборотами Особенности обособления приложений Повторение по теме «Обособленные определения и приложения» Контрольная работа №2 по теме «Обособленные определения и приложения» 1 66 Анализ контрольной работы. 1 67 Развитие речи. Написание сочинения – рассуждения на морально – этическую тему 1 68-69 Обособленные обстоятельства 2 70 Практическая работа по теме «Обособленные обстоятельства» Синтаксический разбор предложения с обособленными членами Обособление уточняющих членов предложения Обособление уточняющих членов предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания. Повторение пройденного по теме «Обособленные члены предложения» Контрольный диктант № 5 по теме «Обособленные члены предложения» 1 Работа над ошибками контрольного диктанта. Развитие речи. Написание изложения «Суворов» 1 1 50-51 52-53 54 55 56 57 58 59 60-61 62 63 64 65 71 72 73 74 75 76 77 Предложения с обращениями, вводными словами и 2 1 1 1 1 18 2 1 1 1 1 1 1 1 1 11 78-79 междометиями Обращение и знаки препинания при нём 2 Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них Развитие речи. Подготовка к сжатому изложению. Развитие речи. Написание сжатого изложения. Водные слова и вводные предложения. Предложения с междометиями 2 85-86 Вставные конструкции 2 87 Повторение по теме «Предложения с обращениями, водными словами и междометиями» 1 80-81 82 83 84 1 1 1 Контрольный диктант № 6 по теме «Предложения с обращениями, водными словами и междометиями» Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь 89 Работа над ошибками контрольного диктанта. Диалог 90 Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них. 1 Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. Цитаты и знаки препинания при них. Развитие речи. Подготовка к изложению Развитие речи. Написание изложения Контрольное тестирование по теме «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь» 2 88 91-92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 итого № Повторение изученного в 8 классе Повторение тем «Словосочетание», «Двусоставное предложение», «Односоставные предложения» Повторение тем «Однородные члены предложения», «Предложения с обособленными членами», «Предложения с уточняющими членами предложения». 8 1 1 1 1 1 1 6 1 1 Повторение тем «Однородные члены предложения», «Предложения с обособленными членами», «Предложения с уточняющими членами предложения». Повторение тем « Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями», «Способы передачи чужой речи». Итоговое контрольное тестирование 1 Анализ контрольного тестирования 1 102 часа Название раздела 1 1 Количество часов 1 2 3 4 Язык и общение Вспоминаем, повторяем, изучаем Синтаксис. Пунктуация. Культура речи 5 6 7 Лексика. Культура речи Морфемика. Орфография. Культура речи Морфология. Орфография. Культура речи: Имя существительное Имя прилагательное Глагол Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи 8 Повторение Итого: 3 22 28 15 8 24 66 21 16 29 4 170 6 класс № 1 Язык. Речь. Общение 3 2 Повторение изученного в 5 классе 11 3 Текст 4 4 Лексика. Культура речи 13 5 Фразеология. Культура речи 3 6 Словообразование. Орфография. Культура речи 27 7 Морфология. Орфография. Культура речи. 119 Имя существительное 23 8 Имя прилагательное 30 9 10 Имя числительное Местоимение 19 24 11 Глагол 23 12 Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах 7 Итого: Название раздела Количество часов 187 7 класс № 1 2 3 4 Название раздела Повторение Причастие Деепричастие Наречие Количество часов 10 30 10 30 5 6 7 Категория состояния Служебные части речи Служебные части речи: Предлог Союз Частица 5 1 45 10 15 20 8 9 Междометие Повторение и обобщение 4 1 Итого: 136 8 класс № Название раздела 1 Введение 2 Повторение изученного в 5-7 классах 3 Словосочетание 4 Простое предложение 5 Главные члены предложения 6 Второстепенные члены предложения 7 Простые односоставные предложения 8 Неполные предложения 9 Предложения с однородными членами предложения 10 Предложения с обособленными членами предложения 11 Предложения с обращениями, вводными словами, междометиями 12 Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь 13 Повторение и систематизация изученного в 8 классе Итого: Количество часов 1 8 3 3 9 9 9 3 13 22 10 5 7 102 9 класс № 1 Тема Международное значение русского языка Количество часов 1 2 Повторение изученного в 5 – 8 классах 13 3 Сложное предложение. Культура речи. Союзные и бессоюзные сложные предложения 78 4 Сложносочинённые предложения 7 5 Сложноподчинённые предложения 7 6 Основные группы сложноподчинённых предложений 28 7 Бессоюзные сложные предложения 12 8 Сложные предложения с различными видами связи 12 9 Повторение и систематизация изученного в 5 – 9 классах 10 Итого: 12 102 Примерная тематика учебно–исследовательской и проектной деятельности 5-8 класс Практико – ориентированные Наш словарь. Карточки для словарной работы. Тематические группы русских слов – символов России. Слова с символическим значением в культурах народов России. Школьный журнал. Звучащий словарь «Говорите правильно». Конкурс таблиц по грамматическим темам. Книга рекордов о самых-самых. Интервью с очевидцами и участниками Великой Отечественной войны. Интервью в краеведческом музее. Устная речь ребят нашего класса (фонохрестоматия).Школьный жаргон (фонохрестоматия).Употребляется ли в нашем регионе диалект русского языка. Какие языки, кроме русского, используют в своем общении жители нашего региона Знаки, которыми мы пользуемся (плакат/презентация). Легенды нашего края, города, села (презентация). История названия (реки, улицы, здания...) (сообщение). Как в нашей местности называются... (презентация/доклад). К какому токовому словарю вы обращаетесь чаще? (опрос). Польза и вред сотового телефона (опрос). Компьютер в нашей жизни (опрос). Книги, которые мы читаем (опрос) Игровые История букв (викторина). Символы России (викторина). Символы страны изучаемого иностранного языка (конкурс знатоков). Знатоки сказок (игра –конкурс). Творческие Сценарий дня славянской письменности. Инсценировки литературных произведений. Конкурс на авторский экслибрис. Человек и природа (эссе/фотоэссе). Телекоммуникационные Прозвища – за и против (организация дискуссии на школьном сайте). Живой журнал школы (организация форума).Конкурс на лучшую аннотацию к книгам для внеклассного чтения (на школьном сайте). Парные проекты Практико –ориентированные Виды письменности (презентация/устное выступление/плакат). Современные диалоги (аудио-/видеозаписи). Информационные Речевые ошибки нашего класса. Постер об экслибрисах. Звукоподражания у разных народов. Исследовательские Словесная дуэль и дуэль в жизни общества в русской литературе XIX века. Что такое фразеологизмы (доклад для третьеклассников с презентацией). Виды письменности (статья/презентация/устное выступление/плакат). Способы словообразования сложных слов в математике/биологии/физике (доклад конкурс «Лингвистическая сказка»). Плакаты, схемы «Веселая лингвистика». Шутливые иллюстрации к словообразовательным парам. Инсценировки диалогов, стихов. Русский речевой этикет в сопоставлении с этикетом прошлого (инсценировка). Правила пользования мобильным телефоном в общественных местах. Информационные Экслибрисы (статья/презентация/устное выступление/плакат). Достопримечательности нашего города/села/края (стенгазета/ альбом/презентация). Что мы знаем о людях, чьи имена дали названия городам, деревням, улицам (статья/презентация/устное выступление). Что открыл мне этимологический словарь (статья/устное выступление). С.И. Ожегов – знаменитый лексикограф XX века (статья устное выступление). Исследовательские Статьи/устные выступления: Речевой этикет в школе. Речевой этикет как пользователь культуры общения. Как записывались числительные в древних книгах. Жизнь М.В. Ломоносова – замечательная страница российской истории. Великий ученый – лексикограф В.И. Даль и его словарь. Влияние Интернета на речевую культуру современной молодежи. Сколько частей речи в современном русском языке: 10, 14 или 15?Междометия для выражения эмоций, этикетных формул, команд, приказов. Творческие Рукописная книга. Художник (по выбору) и его картина (сочинение/презентация). Один день из жизни... (фотоэссе). Что значит любить свою семью и свою Родину (презентация). 8-9 классы Практико–ориентированные: Сборник языковедческих задач. Обрати внимание (таблицы по орфографии для предупреждения ошибок). Компьютерные игры по русскому языку (разработки игр).Банк заданий для подготовки к экзаменам. Дискуссионный клуб. Информационные Статьи/доклады/электронные ресурсы: Языки каких народов оставили след на карте нашего края. Какие фамилии наиболее часто встречаются в нашем районе. Современный городской фольклор. Типичные ошибки в наших сочинениях. Граффити – искусство или вандализм? Речевые ошибки дикторов радио и телевидения. Социальные сети – кому они нужны? Исследовательские Доклады с аудио-/видео презентациями/схемами: Имена и их происхождение. Использование иностранных слов в русском языке. Мимика и жесты в разных культурах. Обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям? Тенденция огрубления русского языка. Что помогает нам осознать богатство родного языка. Влияет ли на выбор будущей профессии «многоязычие». Реклама в нашем городе. Игровые Проведение Дня славянской письменности. Инсценировки собственных сценариев по мотивам литературных произведений КВН по русскому языку и литературе. Деловые игры «Пресс –конференция», «Защита проекта», «Встреча официальных гостей». Творческие Мир будущего (форма проекта по выбору).Сценарии для школьных инсценировок. Сборник «Лингвистическая сказка для учеников...класса». Альманах «История моей семьи в истории Родины» (сочинения и стихи собственного сочинения). Видеофильм/презентация/мультфильм «Один день из жизни школьника». Они изменили мир (конкурс сочинений/презентаций). Сокровища России (сборник сочинений). Телекоммуникационные Телепередачи о русском языке. Сайт «Память сердца». Зачем человеку хранить память о прошлом?» Сайт «Время вернуться домой. Википедия российских городов и деревень» (пополнение гипертекстовой энциклопедии на основе технологии wikiwiki.http://www.letopisi.ru). Парные проекты Практико–ориентированные Интерактивные упражнения по русскому языку. Задания с крылатыми выражениями. Полезные советы по написанию сочинения. Кроссворды по русскому языку. Информационные Доклады с аудио- /видео презентациями/данными опросов в графиках: Рекламные слоганы. Принципы информационной безопасности. Лучшие информационные ресурсы по русскому языку. Будущая профессия: важен ли для нее предмет «Русский язык» (опрос). Передачи, которые мы смотрим (опрос). Исследовательские: Доклады с презентациями: Словарь фамилий жителей нашего края. Электронная коммуникация в жизни нашего класса. Уважаем ли мы друг друга? Формы обращения друг к другу в нашей школе. Обращаем ли мы внимание на рекламу (опрос). Творческие Репортаж (фото-, теле-) о школьной жизни. Интервью с интересным человеком. Мой день без компьютера/телевизора/мобильного телефона (рассказ с фотоэссе, видеофильм). Индивидуальные проекты Практико–ориентированные Защита личной информации в Интернете (инструкция). Памятки к контрольной работе / экзамену. Информационные Нормы информационной культуры, этики и права (доклад). Исследовательские Рефераты/эссе/доклады с электронными презентациями: Тайны и загадки жития святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. История первой датированной печатной книги. Итоги реформы правописания Петра I. Реформа правописания 1918 года: «за» и «против». Активные латинские и греческие словообразовательные элементы. Причины типичных орфографических ошибок. Быт пушкинской поры: усадьба (на основе живописи). «Маленький человек»: речевые характеристики. Паронимы в современном русском языке (на материале Национального корпуса русского языка). Язык средств массовой коммуникации. Лингвистический анализ текста художественных произведений.