СОДЕРЖАНИЕ 1 Наименование Комплекс основных характеристик программы Стр. 3 1.1 Пояснительная записка 3 1.2. Цель, задачи программы 4 1.3. Содержание программы. Учебный план. 5 1.4 Содержание учебного плана. 5 1.5 Планируемые результаты. 10 2. Комплекс организационно-педагогических условий 11 2.1 Календарный учебный график 11 2.2. Условия реализации программы. 17 2.3. Формы аттестации. 17 2.4 Оценочный материал. 17 2.5 Методические материалы 19 2.6 Список литературы 20 1 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Футбол» составлена в соответствии с нормативными документами: 1.Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2.Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09. 2014 № 1726-р). 3.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Пост № 41 об утв. СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 4.Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. №093242.Методические рекомендации по программам (включая разноуровневые программы). Направленность программы – физкультурно-оздоровительная. Актуальность программы- состоит в том, что футбол – популярный вид спорта. А через заинтересованность учащихся в футболе есть возможность реализовать цель данной программы, а именно развить психические и физические качества ребенка, мотивировать его к здоровому образу жизни. Педагогическая целесообразность- является формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Уровень освоения программы: базовый. Адресат программы: обучающиеся 7-10 лет. Набор детей в группы проводится без предварительного отбора. Программа построена с учётом возрастных психофизических особенностей. Количество обучающихся в группе 12-15 человек. Объем освоения программы: 1 год обучения (7-10 лет) – 3 часа в неделю, 108 часов в год. Срок реализации программы: 1 года. Периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю, 1 час равен 45 минутам. 2 Форма обучения: очная. Программу реализует педагог дополнительного образования. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время. 1.2. Цель, задачи программы Целью содействие всестороннему физическому развитию, укреплению здоровья, закаливанию организма, развитию физических качеств, приобщение учащихся к здоровому образу жизни. Задачи программы. Образовательные: - формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами в футболе; - освоение знаний о футболе, его истории и о современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни; - обучение навыкам и умениям в данной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями; - овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек; - освоение ударов по мячу и остановок мяча; -овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей; - освоение техники ведения мяча; - освоение техники ударов по воротам; - закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей; - освоение тактики игры. Развивающие: - укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных способностей; - развитие выносливости; - развитие скоростных и скоростно-силовых способностей. Воспитательные: - воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в соревновательной деятельности; - воспитание чувства товарищества, чувства личной ответственности; - воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим; - приобщить воспитанников к здоровому образу жизни и гармонии тела. - участие в спортивных мероприятиях города, района и школы. 3 1.3 № п/п 1. 2 3 4 5 6 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебный план Название раздела, темы Техника передвижений, остановок, поворотов и стоек Количество часов Всего 58 Теория Теория Практика Практика 4 24 Формы аттестации/ контроля Комплексное упражнение: ведение 10 м, обводка трех стоек, поставленных на 12метровом отрезке, с последующим ударом (2,5 х 1,2 м) с расстояния 6 м – из трех попыток (сек). Техника ударов по мячу и остановок мяча Техника ведения мяча 45 4 20 Удар по мячу на дальность 45 4 20 Техника защитных действий Тактика и техника игры Соревнования(правила, судейство) Всего 50 4 10 Бег на 30 м с ведением мяча (сек) Товари щеский матч 50 4 5 Товарищеский матч 4 4 5 Двухсторонняя игра 108 24 84 1.4 Содержания учебного плана . I раздел. Основы знаний по футболу. 4 - Развитие футбола в России и за рубежом: Развитие футбола в России. Значение и место футбола в системе физического воспитания. Российские соревнования по футболу: чемпионат и Кубок России. Участие российских футболистов в международных соревнованиях (первенство Европы, мира, Олимпийские игры). Российские и международные юношеские соревнования (чемпионат и Кубок России, «Юность», чемпионаты Европы и мира). Современный футбол и пути его дальнейшего развития. Российский футбольный союз ФИФА, УЕФА, лучшие российские команды, тренеры, игроки. - Терминология элементов футбола: Понятие о спортивной технике, стратегии, системе, тактике и стиле игры, понятие «зона», «персональная опека», «финты» и т.д. - Строение и функции организма человека: Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Ведущая роль центральной и нервной системы в деятельности организма. Влияние занятий физическими упражнениями на организм занимающихся, совершенствование функций мышечной системы. Органов дыхания, кровообращения под воздействием регулярных занятий физическими упражнениями для закрепления здоровья, развития физических и достижения высоких спортивных результатов. - Профилактика травматизма при занятиях футболом: Врачебный контроль при занятиях футболом. Значение и содержание самоконтроля. Объективные данные самоконтроля: вес, спирометрия, кровяное давление. Субъективные данные: самочувствие, сон, работоспособность, настроение. Дневник самоконтроля. Понятие о «спортивной форме», утомлении, переутомлении. Меры предупреждения переутомления. Значение активного отдыха для спортсмена. Понятие о травмах. Особенности спортивного травматизма. Причины травмы и их профилактика применительно к занятиям футболом. Оказание первой помощи (до врача). Раны и их разновидности. Спортивный массаж. Общее понятие. Основные приемы массажа (поглаживание, растирание, разминание, поколачивание, потряхивание). Массаж до, во время и после тренировки и соревнований. Противопоказания к массажу. II раздел. Техника передвижений, остановок, поворотов и стоек. - Стойка игрока. - Перемещения в стойке приставными шагами боком. - Перемещения в стойке приставными шагами спиной вперед. - Ускорения, старты из различных положений. 5 - Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения, остановки, повороты, ускорения). - Бег «змейкой», «восьмеркой» - Бег с чередованием передвижения лицом и спиной вперед. III раздел. Техника ударов по мячу и остановок мяча. - Удары по неподвижному и катящему мячу внутренней стороной и средней частью подъема. - Удары по катящему мячу носком, серединой лба (по летящему мячу). - Удары по летящему мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема. -Остановка катящего мяча внутренней стороной стопы и подошвой. -Остановка мяча грудью. - Удары по воротам указанными способами на точность (меткость) попадания мячом в цель. - Передача мяча партнеру. - Ловля низколетящего мяча вратарем. IV раздел. Техника ведения мяча. - Ведение мяча по прямой с изменением направления движения без сопротивления защитника ведущей и неведущей ногой. - Ведение мяча по прямой с изменением скорости ведения без сопротивления защитника ведущей и неведущей ногой. - Ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения с пассивным сопротивлением защитника. - Ведение мяча по прямой с изменением направления движений и скорости ведения с активным сопротивлением защитника. - Комбинации из основных элементов: ведение, удар (пас), прием мяча, остановка, удар по воротам. V раздел. Техника защитных действий. - Зонная защита. - Персональная защита. - Смешанная защита. - Тактические действия: взаимодействие игроков в нападении и защите – индивидуальные, групповые и командные действия. - Вырывание, отбивание, вбрасывание и выбивание мяча. - Игра вратаря – при ловле низких, полувысоких, высоких мячей. - Перехват мяча. VI раздел. Тактика и техника игры. 6 - Расстановка игроков на поле. - Тактика свободного нападения. - Тактические действия линий обороны и атаки: а) индивидуальная тактика игрока; б) коллективные тактические действия; в) выбор места игрока; г) создание численного перевеса при атаке; д) отвлекающие действия игроков. - Позиционное нападение без изменения позиций игроков. - Позиционное нападение с изменением позиций игроков. - Нападение в игровых заданиях 3:1, 3:2, 3:3, 2:1 с атакой и без атаки ворот. - Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров. - Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3. - Отличительные особенности в тактике от других спортивных игр (волейбол, баскетбол). VII раздел. Соревнования, правила соревнований. - Основные правила соревнований по футболу. - Судейство игр. - Эстафеты с элементами футбола. Техническая и тактическая подготовка. Техническая подготовка. Техника передвижения. Бег обычный, спиной вперед скрестным и приставным шагом. Бег по прямой, дугами, изменением направления и скорости. Прыжки: вверх, вверх-вперед, вверх-назад, вверх-вправо, вверхвлево, толчком двумя ногами с места и толчком одной и двумя ногами с разбега. Для вратарей – прыжки в сторону с падением «перекатом». Повороты переступанием, прыжком, на опорной ноге, в стороны и назад, на месте и в движении. Остановки во время бега выпадом и прыжком. Удары по мячу ногой. Удары внутренней стороной стопы, внутренней и средней частью подъема, по неподвижному и катящемуся (навстречу, от игрока, справа или слева) мячу. Удары по прыгающему и летящему мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема. Удары внешней частью подъема. Выполнение ударов после остановки, рывков; ведения, обманных движений, посылая мяч низом и верхом на короткое и среднее расстояние. Удары на точность: в определенную цель на поле, в ворота в ногу партнеру, на ход двигающемуся партнеру. Удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка, в прыжке, с места и с разбега, по летящему навстречу мячу. Удары на точность: в определенную цель на поле, в ворота партнеру. Остановка мяча. Остановка подошвой и внутренней стороной стопы катящего и опускающего мяча – на месте, в движении вперед и назад. Остановка 7 внутренней стороной стопы, бедром и грудью летящего навстречу мяча. Остановки с переводом в стороны, подготавливая мяч для следующих действий и закрывая его туловищем от соперника. Ведение мяча. Ведение внутренней и внешней частью подъема. Ведение правой и левой ногой по прямой и по кругу, а также меняя направление движения, изменяя скорость, выполняя ускорения и рывки, не теряя контроль над мячом. Обманные движения (финты). Обманные движения «уход» (при атаке противника спереди умение показать туловищем движение в одну сторону и уйти с мячом в другую). Обманное движение «ударом» по мячу ногой (имитируя удар, уход от соперника вправо и влево). Обманные движения, уход выпадом и перенос ноги через мяч. Финты ударом ногой с убиранием мяча под себя и с пропусканием мяча партнеру «ударом головой». Обманные движения «остановкой во время ведения с наступанием и без наступания на мяч подошвой», «после передачи мяча партнером с пропусканием мяча». Выполнение обманных движений в единоборстве с пассивным и активным сопротивлением. Тактика игры вратаря: Основная стойка вратаря. Перемещение в воротах без мяча в сторону скрестным, приставным шагом, скачками. Ловля летящего навстречу и несколько в сторону вратаря на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке, катящего и низко летящего навстречу и несколько в ворота мяча без падения и с падением. Ловля высоко летящего мяча и в сторону мяча без прыжка и в прыжке с места, на месте. Ловля летящего в сторону на уровне живота. Груди мяча с падением перекатом. Быстрый подъем с мячом на ноги после падения. Отбивание мяча одной и двумя руками без прыжка и в прыжке; с места и разбега. Бросок мяча ногой: с земли 9 по неподвижному мячу) и с рук (с воздуха по выпущенному из рук и подброшенному перед собой мячу) на точность. Отбор мяча. Отбор мяча при единоборстве с соперником ударом и остановкой мяча ногой в широком выпаде (полушпагат и шпагат) и в подкате. Вбрасывание мяча. Вбрасывание мяча из различных исходных положений с места и после разбега. Вбрасывание мяча на точность и дальность. Тактическая подготовка. Тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на футбольном поле. Умение ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действие партнеров и соперника. Выбор момента и способа передвижения для «открывания» на свободное место с целью получения мяча. Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных способов ударов по мячу. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча. Определение игровой ситуации, целесообразной для использования ведения мяча, выбор способа и направления ведения. Применение различных видов обводки (с изменением скорости и направления движения с мячом, изученные финты) в зависимости от игровой ситуации. 8 Групповые действия: Взаимодействие двух и более игроков. Уметь точно о своевременно выполнить передачу в ноги партнеру, на свободное место, на удар; короткую и среднюю передачи, низом или верхом. Комбинация «игра в стенку». Выполнять простейшие комбинации при стандартных положениях: начале игры, угловом, штрафном и свободном ударах, вбрасывании мяча (не менее одной по каждой группе). Тактика защиты. Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по отношении опекаемого игрока и противодействовать получению им мяча, т.е. осуществлять «закрывание». Выбор момента и способа действия (удар по мячу или остановка) для перехвата мяча. Умение оценить игровую ситуацию и осуществить отбор мяча изученным способом. Групповые действия. Противодействие комбинаций «стенка». Взаимодействие игроков при розыгрыше противником «стандартных» комбинаций. Тактика вратаря. Уметь выбрать позицию в воротах при различных ударах в зависимости от « угла удара», разыгрывать удар от своих ворот, ввести мяч в игру (после ловли) открывшемуся партнеру, занимать правильную позицию при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот 1.5 Планируемые результаты Учащиеся должны знать: 1. Правила, организация и проведение соревнований по волейболу. Учащиеся должны уметь: -проводить разминку тренировочного занятия. - применять в игре изученные технико-тактические действия в нападении и защите. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи, акцентировать мотивы и развивать интересы своей познавательной деятельности; умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; самостоятельно оценивать уровень сложности заданий (упражнений) в соответствии с возможностями своего организма; умение работать в команде: находить компромисы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, умение вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности. 9 2.Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график № Дата Форма занятия Количество уч. часов практ теор 1 сентябрь Лекция, беседа 1 1 2 сентябрь Практическое занятие 1 1 3 сентябрь Практическое занятие 1 4 сентябрь Практическое занятие 1 5 сентябрь Практическое занятие 1 6 октябрь Практическое занятие 1 7 октябрь Практическое занятие 1 8 октябрь Практическое занятие 1 9 октябрь Практическое занятие 1 1 10 октябрь Практическое 1 1 1 1 Тема занятия Формы контроля Знакомство обучающихся друг с другом. Выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Втягивающая тренировка. Специальные упражнения, свободная практика. Физподготовка. Челночный бег, футбол, изучение упражнения «квадрат». Физподготовка. Бег, прыжки по лестицам, футбол, изучение упражнения «контроль мяча». Физподготовка. Прыжки через барьер 2 серии через круг легкого бега, футбол. Физподготовка. Бег с изменением направления, «квадрат», футбол. Физподготовка. Челночный бег, прыжки через барьер, футбол. Физподготовка. Рывки по диагоналям 3 раза, футбол, «контроль яча». Физподготовка. Обсуждение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение 10 занятие 11 октябрь Практическое занятие 1 12 октябрь Практическое занятие 1 13 октябрь Практическое занятие 1 14 октябрь Практическое занятие Практическое занятие 1 15 ноябрь 1 2 14 ноябрь Практическое занятие 1 15 ноябрь Практическое занятие 1 16 ноябрь Практическое занятие 1 17 ноябрь Практическое занятие 1 18 ноябрь 1 19 ноябрь Практическое занятие Практическое занятие 20 ноябрь Практическое занятие 1 21 декабрь Практическое занятие 1 22 декабрь Практическое занятие 1 1 1 1 1 1 1 Челночный бег + удары по воротам, футбол Отработка техники передвижения и владения мячом: остановка прием мяча. Передвижение спиной вперед, повороты, удары по мячу внутренней частью стопы, ведение мяча по кругу. Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой. Бег в сочетании с ходьбой. Подвижные игры. Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Обучение ударом по неподвижному мячу, чеканка мяча. Подтягивание, приседание, пресс, длительный бег, игра в вышибалы. Отработка ударов по мячу из различных положений, комбинации ударов. Упражнение«квадрат». Двусторонняя учебная игра. Общеразвивающие упражнения с набивным мячом, игра в гандбол. Товарищеская игра. Обсуждение, устный опрос Наблюдение Общеразвивающие у ражнения в парах, подтягивания. Эстафета на закрепление и совершенствование технических приемов. Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей, прыжки. Ведение мяча до Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение 11 23 декабрь Практическое занятие 1 24 декабрь Практическое занятие 1 1 27 декабрь Лекция, беседа 1 1 28 декабрь Практическое занятие 2 29 декабрь Практическое занятие 1 30 декабрь Практическое занятие 1 31 январь Практическое занятие 2 32 январь Практическое занятие 1 33 январь Практическое занятие 1 34 январь Практическое занятие 2 1 1 центра с последующим ударом по воротам, изучение новых технических приемов. Обводка с помощью обманных движений, отработка изученных ударов. Отработка паса щечкой в парах. Футбол. Игры на закрепление тактических действий, силовые упражнения. Ведение мяча с активным сопротивлением защитников, удар по неподвижному мячу внутренней стороной стопы. Изучение индивидуальных тактических действий в защите. Двусторонняя учебная игра. Развитие координационных способностей. Ведение + удар по воротам, квадрат. Игры, развивающие физические способности. Бег с остановками и изменением направле ия. Изучение позиционного нападения: без изменений позиций игроков + удар с сопротивлением. Общеразвивающие упражнения по методу круговой тренировки. Полоса препятствий, удары-по неподвижному мячу, мяч стоит на месте, Наблюдение Наблюдение Обсуждение, устный опрос Наблюдение Наблюдение Открытое занятие Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение 12 35 январь Занятие-игра 1 36 январь Практическое занятие 1 37 январь Практическое занятие 1 38 февраль Практическое занятие 2 39 февраль Занятие-игра 1 40 февраль Практическое занятие 1 41 февраль Практическое занятие 1 42 февраль Практическое занятие 1 43 февраль Занятие-игра 1 44 февраль Практическое занятие 2 45 февраль Практическое занятие 1 46 март Практическое занятие 1 Практическое занятие 2 47 март 1 1 1 1 змейка + удар. Отработка передач в движении, передача мяча на ход. Отбор мяча толком плеча в плечо. Двусторонняя учебная игра. Развитие гибкости, старты из различных положений, подтягивания. Тренировка выносливости, изменение направления движений по си налу. Отработка тактики свободного нападения, ударов из различных положений. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений, применение их в игре. Игры на развитие ориентации и мышления. Чеканка мяча через стойку. Ввод мяча вратаря ударом ногой. Двусторонняя учебная игра. Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов Специальные упражнения. Чеканка мяча. Вратарь: ловля катящегося мяча. Удары по воротам из стандартных положений, по катящемуся мячу. Отбор мяча перехватом, тактика игры 2 против 1. Изучение технических приемов, прием мяча Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение 13 48 март Практическое занятие 1 49 март Занятие-игра 1 50 март Лекция, беседа 2 51 март Практическое занятие 1 52 март Практическое занятие 2 53 март Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 54 апрель 55 апрель Практическое занятие 1 56 апрель Практическое занятие 1 57 апрель 1 58 апрель Практическое занятие Практическое занятие 59 апрель Практическое занятие 1 60 апрель Практическое занятие 1 61 апрель Практическое занятие 1 1 грудью. Двусторонняя учебная игра. Наблюдение Остановка мяча различными частями тела: бедром, грудью, животом. Двусторонняя учебная игра. Комбинации из Наблюдение освоенных элементов техники передвижений + эстафета. Обсуждение, Товарищеская игра устный опрос финтам, Наблюдение 1 1 1 1 Обучение салки вокруг столба, бег в квадрате. Эстафета на закрепление изученных финтов, двусторонняя учебная игра. Скоро тные упражнения + удары по мячу из различных положений. Изучение техники игры вратаря, точный бросок в цель,теннисбол. Отбор мяча перехватом в движение, бег с препятствиями. Ввод мяча вратарем рукой, чеканка мяча, квадрат. Ведение мяча + удар по воротам. Футбол. Тактическая подготовка, перебежки, треугольник, три колонны. Эстафета дриблеров, двусторонняя учебная игра. Игра на опережение, старты из различных положений. Общеразвивающие Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение 14 62 апрель Практическое занятие 1 63 апрель Практическое занятие 1 64 май Практическое занятие 1 65 май Практическое занятие 2 66 май Практическое занятие 1 67 май Практическое занятие 1 68 май 1 69 май Практическое занятие Практическое занятие 70 май Практическое занятие 1 71 май Практическое занятие 1 72 май Практическое занятие 2 143 144 Практическое занятие 1 1 1 84 всего упражнения без предметов, силовая подготовка. Футбол без ворот, теннисбол, гандбол. Тренировка меткости. Игры, развивающие физические способности. Бег с остановками и изменением направления. Развитие координационных способностей. Ведение + удар по воротам, квадрат. Двусторонняя игра. Прием мяча различными частями тела. Изучение финтов, применение при сопротивлении защитника. Удары – с разбега, с места, с подачи партнера, с одного шага. Двусторонняя учебная игра. Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой. Бег в сочетании с ходьбой. Общеразвивающие упражнения в парах, бег с мячом. Старты из различных положений, двусторонняя игра. Упражнение змейка + удар по воротам. Футбол. Двусторонняя учебная игра. Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Открытое занятие наблюдение Открытое занятие 24 108 15 2.2. Условия реализации программа Материальное оснащение: - специальный спортивный зал с волейбольной и баскетбольной площадкой с вентиляцией, хорошим освещением, раздевалкой, необходимым температурным режим; - мячи футбольные (10 шт); - футбольные мини – ворота; - форма для занятий по футболу; - мячи для других игровых видов спорта (баскетбольные, волейбольные); - мячи для метания ; - мячи набивные (1 кг, 2 кг, 3 кг); - маты гимнастические; - скакалки; - секундомер; - рулетка; - канат; - свисток. 2.3. Формы аттестации Выполнение контрольных нормативов дает основание для перевода футболиста на следующий уровень спортивной подготовки. Обучающимся, не выполнившим предъявляемые Программы требования, предоставляется возможность продолжить спортивную подготовку на том же уровне спортивной подготовки. - соревнования; - дружеские встречи; - участие в спортивных мероприятиях города, района и школы. В случае наличия нескольких групп в рамках одного учреждения дополнительного образования проводятся соревнования между группами. 2.4. Оценочные материалы В данном разделе отражается перечень (пакет) диагностических методик, позволяющих определить достижение обучающимися планируемых результатов. Фонд оценочных средств программы предполагает № Контрольные нормативы Результаты п/п 7 лет 8 лет 9 лет 10 лет 1. Челночный бег 3х10 м или 10,3 10,0 9,3 9,0 16 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. бег 30 метров с высокого старта (сек) Метание теннисного мяча в цель с 6 м из трех попыток (количество попаданий) Кросс без учета времени (м) Многоскоки (8 прыжков – шагов с ноги на ногу) (м) Лазание по канату с помощью ног (м) Полоса препятствий (количество баллов) Прыжок в длину с места (см) Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол-во раз 6,2 1 6,0 1 5,5 2 5,3 2 300 8,5 300 10,5 500 12,5 500 12,5 1,0 7 130 4 1,5 7 140 4 2 9 145 5 2 9 150 5 - по технической подготовке: № Контрольные нормативы п/п 1. Удар по мячу на дальность (м) 2. 3. 4. 7 лет 18 Комплексное упражнение: ведение 10 м, обводка трех 15 стоек, поставленных на 12- метровом отрезке, с последующим ударом (2,5 х 1,2 м) с расстояния 6 м – из трех попыток (сек). Бег на 30 м с ведением мяча (сек) Жонглирование мячом ногами (количество ударов) - 8 лет 22 Результаты 9 лет 10 лет 26 28 12 9,5 4 6,5 8,5 6,5 8 8 Для полевых игроков: 1. Бег 30м с ведением мяча выполняется с высокого старта, мяч можно вести любым способом, делая на отрезке не менее трех касаний мяча, не считая остановки за финишной линией. Упражнение считается законченным, когда игрок пересечет линию финиша. Учитель на старте фиксирует правильность старта и количество касаний мяча, а на финише – время бега. 2. Бег 5х30 с ведением мяча выполняется так же, как и бег на 30 м с мячом. Все старты – с места. Время на возвращения на старт – 25 сек. В случае нарушения правил прохождения отрезка футболист возвращается на старт ( за счет 25 сек) и упражнение повторяется. Удар по мячу на дальность выполняется правой и левой ногой по неподвижному мячу с разбега любым способом. Измерение дальности полета мяча производится от места удара до точки первого касания мяча о землю по коридору шириной 10 м. 3. Для удара каждой ногой даются три попытки. Засчитывается лучший результат ударов каждой ногой. Конечный результат определяется по сумме лучших ударов обеими ногами. 4. Вбрасывание мяча на дальность выполняется в соответствии с правилами игры в футбол по коридору шириной 2 м. Мяч, упавший за пределами коридора, не засчитывается. Даются три попытки. Учитывается результат лучшей попытки. По технической подготовке: 17 1. Удары по воротам на точность выполняется по неподвижному мячу правой и левой ногой с расстояния 17 м (подростки 10-11 лет – с расстояния 11 м). 2. Ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам выполняются с линии старта (30м от линии штрафной площади), вести мяч 20 м, далее обвести змейкой четыре стойки (первая стойка ставится в 10м от штрафной площади, а через каждые 2 м ставятся еще три стойки), и, не доходя до штрафной площади, забить мяч в ворота. Время фиксируется с момента старта до пересечения линии ворот мячом. В случае, если мяч не будет забит в ворота, упражнения не засчитывается. Даются три попытки, учитывается лучший результат. 3. Жонглирование мячом – выполняются удары правой и левой ногой (серединой, внутренней и внешней частями подъема), бедром и головой. Удары выполняются в любой последовательности без повторения одного удара более двух раз подряд. Учитываются только удары, выполненные разными способами, из них не менее раза головой, правым и левым бедром. Для вратарей: 1. Доставание подвешенного мяча кулаком вытянутой руки в прыжке – выполняется с разбега, отталкиваясь любой ногой. Высота прыжка определяется разницей между высотой подвешенного мяча и высотой вытянутой руки (кисть сжата в кулак). На каждую высоту дается три попытки. Учитывается лучший результат. 2. Удар по мячу ногой с рук на дальность (разбег не более четырех шагов) – выполняется с разбега, не выходя из пределов штрафной площади. По коридору шириной в 10 м. Мяч, упавший за пределы коридора, не засчитывается. Дается три попытки. Учитывается лучший результат. 3. Вбрасывание мяча рукой на дальность (разбег не более четырех шагов) выполняется по коридору ширенной 3 м. 2.5. Методическое обеспечение Методы проведения занятий. - Словесные: беседа, рассказ, объяснение, указание, сравнение. - Наглядные: показ, исполнение педагогом, наблюдение. - Практические: тренировочные упражнения, выполнение упражнений с помощью партнера, педагога, команды. 18 2.6. Список литературы Список литературы для педагога. 1. Бесков Константин на футбольных полях – Физкультура и спорт, 1987 2. Закон РФ « Об образовании» 3. Исаев А. Футбол. – Физкультура и спорт, 1987 4. Конвенция ООН о правах ребенка. 5. Конституция Российской Федерации. 6. Крылов В.П. – Физкультура и спорт, 1971 7. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. Письмо Минобразования России от 18.06.2003 № 28-02-484/16 8. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. – М. : ФиС, 1980 9. Гагаева Г.М. Подвижные игры в занятиях спортом. – М.: ФиС, 1980 10. Чанади А. Футбол. Техника. – М.: ФиС, 1981 11. Теория и методика физического воспитания. Учебник для институтов физкультуры (Под общей редакцией Л.П. Матвеева, А. Новикова. 2-е изд. испр. и доп. ( в 2-х т.). – М.: ФиС, 1986 12. Андреев С.Н. Футбол в школе. –М., 1986 13. Романенко А.Н., Догатин М.Е. Тренировка футболистов. 2-е изд., перераб. и доп. – К.: Здоровья, 1984 Список литературы для детей 1. Буйлин Ю.Ф., Курамшин Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов. М.: ФиС, 1985 2. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. – М.: ФиС, 1980 3. Правила игры в футбол. – М.: ФиС, 1981 19