Содержание 1 1.1 1.2. 1.3. 1.4 2 2.1. 2.2. 2.3. 2.4 2.5. 2.6. Наименование Комплекс основных характеристик программы Стр. Пояснительная записка Цель, задачи программы Содержание программы Учебный план 1 года обучения Учебный план 2 года обучения 2 4 5 5 5 Учебный план 3 года обучения 6 Содержание учебного плана 1 года обучения Содержание учебного плана 2 года обучения 7 9 Содержание учебного плана 3 года обучения Планируемые результаты 1 года обучения 10 10 Планируемые результаты 2 года обучения 11 Планируемые результаты 3 года обучения 11 Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график 1 года обучения Календарный учебный график 2 года обучения 11 -15 16-20 Календарный учебный график 3 года обучения Условия реализации программы Формы аттестации Оценочные материалы Методическое обеспечение Список литературы 21-25 26 26 26 27 28 1 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокал» составлена в соответствии с нормативными документами: 1.Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» 2.Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09. 2014 № 1726-р) 3.«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Пост № 41 об утв. СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 4.Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации (Мин просвещения России) от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. № 093242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» Направленность программы – художественная. Актуальность программы Дополнительная образовательная программа по вокальному творчеству реализуется в художественной направленности. Программа относится к общекультурному направлению и рассматривается как одна из ступеней формирования музыкально – эстетического воспитания детей. Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в художественноэстетическом развитии обучающихся, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях разносторонних способностей. Педагогическая целесообразность Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей. Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того насколько близка ему та или иная музыка. Приобщению к музыкальному искусству способствует воспитание нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей. Уровень освоения программы: базовый. Для обучающихся – это возможность приобрести базовый минимум знаний, 2 умений и навыков по конкретному направлению деятельности – вокалу. А также развить индивидуальность, коммуникативные способности и детскую одаренность. Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 7-17 лет. В кружок принимаются все желающие, которые прошли отбор по вокальным данным. Репертуар для каждого воспитанника подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, его способностям. Объем освоения программы: 3 года обучения (7-17 лет) – 3 часа в неделю на группу, 111 часов в год. Срок реализации программы: 3 года. Периодичность и продолжительность занятий: 2 раза в неделю, по 1,5 часа на группу. Организовано 3 группы. Форма обучения: очная. Особенности организации образовательной деятельности: В ходе реализации программы сочетается групповая (работа в вокальной группе, хор) и индивидуальная работа (сольное пение). Вокальная группа - на первом году обучения для детей младшего возраста занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа. Для детей среднего и старшего возраста - занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа. На каждом году обучения, отводятся часы индивидуальной работы с одарёнными детьми Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Другие формы работы: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах. Состав группы постоянный. Программу реализует педагог дополнительного образования. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокал» реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время. 3 1.2 Цель, задачи программы Цель программы: оптимальное индивидуальное певческое развитие каждого участника коллектива, обучение его петь в хоре, ансамбле, соло; формирование его певческой культуры. Задачи программы: • сформировать певческую установку, разностороннее развитие вокального слуха, накопление музыкально-слуховых представлений; • сформировать музыкальную память, навык певческой эмоциональности, выразительности; • развить вокальную артикуляцию, певческое дыхание. Обучающие: • сформировать у учащихся музыкальные навыки, необходимые для участия в хоровом и ансамблевом исполнительстве; • сформировать вокально-хоровые навыки: пение без сопровождения, пение на 2 и 3 голоса, петь в ансамбле слитно, согласованно; • обучить приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля; сформировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса. Развивающие: • развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность; • развить познавательный интерес и расширить диапазон голоса; • развить творческие способности через песенную деятельность, мелодический и гармонический слух; • развить у детей музыкальный вкус и эрудицию, навыки сценического поведения и актерского мастерства. Воспитательные: • формирование интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к хоровому, ансамблевому искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; • воспитывать толерантную личность, готовую к межкультурному диалогу. • воспитывать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом; • воспитывать чувство коллективизма и способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнёрами. Программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для каждого воспитанника подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, его вокальных данных. В календарно плане отражён 4 конкретный репертуар для каждого воспитанника. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в воспроизведении вокального материала. Занимаясь в вокальном кружке, учащиеся получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной и классической музыки, знакомятся с музыкальной грамотой, приобретают навыки выступления перед зрителями, развивают умственные и физические центры организма в целом. 1.3 Содержание программы Учебный план 1 год обучения № Название раздела и темы 1 Введение в образовательную программу Нотная азбука Вокально-хоровая работа Исполнение произведений с аккомпанементом и фонограммой Работа с микрофоном Сценическая культура Всего: 2 3 4 5 6 Всего часов из них практик теория а 2 2 0 6 52 4 1 2 51 30 1 29 19 2 111 1 1 10 18 1 101 Форма контроля/ аттестации беседа объяснение наблюдение рефлексия Учебный план 2 год обучения № Название раздела и темы 1. Введение в образовательную программу 2. Нотная азбука (повтор) 3. Вокально-хоровая работа 4. Исполнение произведений с аккомпанементом и фонограммой 5. Работа с микрофоном 6. Сценическая культура Всего: из них Всего часов теория практика 2 2 0 6 52 4 1 2 51 30 1 29 19 2 111 1 1 10 18 1 101 Форма контроля/ аттестаци и беседа объяснени е наблюдени е рефлексия 5 Учебный план 3 год обучения № Название раздела и темы 1. Введение в образовательную программу 2. Нотная азбука 3. Вокально-хоровая работа 4. Исполнение произведений с аккомпанементом и фонограммой 5. Работа с микрофоном 6. Сценическая культура Всего: из них Всего часов теория практика 2 2 0 6 52 4 1 2 51 30 1 29 19 2 111 1 1 10 18 1 101 Форма контроля/ аттестаци и беседа объяснени е наблюдени е рефлексия 6 Содержание учебного плана 1 года обучения 1.Введение в образовательную программу Знакомство с голосовым аппаратом. Понятие «голосовой аппарат», его строение, воспроизведение звуков. Упражнения по начальной подготовке к пению. Осознание мышечных ощущений во время пения. 2.Нотная азбука -Знакомство с нотной азбукой: ноты, паузы, нотный стан, басовый и скрипичный ключ, динамические оттенки, размер, музыкальные термины. Находить ноты в тексте и на клавиатуре. 3. Вокально-хоровая работа -Артикуляционная гимнастика; интонационно-фонетические упражнения; голосовые сигналы доречевой коммуникации; фонопедические приёмы в нефальцетном режиме; фонопедические приёмы перехода из нефальцетного в фальцетный режим; фонопедические приёмы в фальцетном режиме; искусство пения – это искусство дыхания; координация между слухом и голосом. 4. Исполнение произведений с аккомпанементом и фонограммой -Интонирование мелодии; приобретение навыков правильного певческого дыхания. 5. Работа с микрофоном Правильно формулировать гласные и чётко произносить согласные звуки; приёмы работы с микрофоном. 6. Сценическая культура Сценическое воплощение художественного замысла исполняемых произведений; знакомство с элементами хореографии; творческое взаимодействие со всеми участниками выступления. 7. Работа над репертуаром Повторение пройденных, разучивание и закрепление новых песен. Концертная деятельность. 7 Содержание учебного плана 2 года обучения 1.Введение в образовательную программу Знакомство с голосовым аппаратом. Понятие «голосовой аппарат», его строение, воспроизведение звуков. Упражнения по начальной подготовке к пению. Осознание мышечных ощущений во время пения. 2.Нотная азбука Повторение нотной азбуки: нот, паузы, нотного стана, басового и скрипичного ключа, динамических оттенков, размер, музыкальные термины. 2 год - Сообщение основ элементарной музыкальной грамоты для изучения вокальных произведений. Формирование музыкально-слуховых представлений, связанных с осознанием лада, тональности. Знакомство с простейшими жанрами – песней, танцем, маршем. 3. Вокально-хоровая работа Закрепление: Артикуляционная гимнастика; интонационно-фонетические упражнения; голосовые сигналы доречевой коммуникации; фонопедические приёмы в нефальцетном режиме; фонопедические приёмы перехода из нефальцетного в фальцетный режим; фонопедические приёмы в фальцетном режиме; искусство пения – это искусство дыхания; координация между слухом и голосом. 2 год - Раскрытие учебной цели, назначение каждого упражнения для развития музыкального слуха, голоса, дыхания, звукообразования, диапазона, выразительности исполнения. Вокальные упражнения для правильного формирования звука. Пользование мягкой атакой, петь естественным звуком, сохраняя индивидуальность тембра, на всём диапазоне ровным по тембру звуком; 4. Исполнение произведений с аккомпанементом и фонограммой Закрепление интонирования мелодии; приобретение навыков правильного певческого дыхания. 2 год – Сольное и хоровое пение; правильная певческая установка; развитие координации между слухом и голосом; умение слышать себя и соотносить свой голос со звучанием инструмента. 5. Работа с микрофоном Правильно формулировать гласные и чётко произносить согласные звуки; приёмы работы с микрофоном. 6. Сценическая культура Сценическое воплощение художественного замысла исполняемых произведений; знакомство с элементами хореографии; творческое взаимодействие со всеми участниками выступления. 7. Работа над репертуаром Повторение пройденных, разучивание и закрепление новых песен. Концертная деятельность. 8 Содержание учебного плана 3 года обучения 1.Введение в образовательную программу Знакомство с голосовым аппаратом. Понятие «голосовой аппарат», его строение, воспроизведение звуков. Упражнения по начальной подготовке к пению. Осознание мышечных ощущений во время пения. 2.Нотная азбука Понятие «звуковысотность», «длительность». Обучение музыкальной грамоте при помощи музыкально-дидактических игр. 3. Вокально-хоровая работа Петь в диапазоне: первые голоса – ля м.октавы – фа # — 2-ой октавы; вторые — фа # м.октавы – ми 2-ой октавы; третьи – фа м.октавы – ре 2-ой октавы; петь в меру эмоционально, в соответствии с характером произведения; уметь полноценно исполнять мелкие длительности в песнях быстрого темпа, ясно и чётко произносить трудные буквосочетания, сложные тексты; петь трёхи четырёхголосные произведения без сопровождения, с сопровождением, под фонограмму минус; иметь усовершенствованный речевой аппарат, развитый вокальный слух. 4. Исполнение произведений с аккомпанементом и фонограммой Развитие артикуляционного аппарата; приобретение навыков правильного певческого дыхания, чистого интонирования; развитие мелодического слуха; умение распределять дыхание при исполнении песен различного характера. 5. Работа с микрофоном Правильно формулировать гласные и чётко произносить согласные звуки; приёмы работы с микрофоном. 6. Сценическая культура Сценическое воплощение художественного замысла исполняемых произведений; знакомство с элементами хореографии; творческое взаимодействие со всеми участниками выступления. 7. Работа над репертуаром Повторение пройденных, разучивание и закрепление новых песен. Концертная деятельность. 9 1.4 Планируемые результаты В конце 1 года обучения: обучающиеся должны знать: - нотную грамоту -понимать дирижёрские жесты и следовать им -знать средства музыкальной выразительности обучающиеся должны уметь: - чисто интонировать, петь на дыхании - петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы - должен быть развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус В конце 2 года обучения: обучающиеся должны знать: - знать правила сольного и ансамблевого пения - знать всё о певческом дыхании и его отличии от обычного дыхания - знать правила охраны голоса в предмутационный период обучающиеся должны уметь: - петь чистым естественным звуком, легко, нежно - звонко, мягко, правильно формировать гласные и произносить согласные звуки; - петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук; - понимать дирижёрские жесты и следовать им; - знать средства музыкальной выразительности. - петь под фонограмму в группе и соло; - уметь преодолевать мышечные зажимы; - уметь вести себя в коллективе. В конце 3 года обучения: обучающиеся должны знать: - знать строение голосового аппарата - знать основные правила, необходимые для профессиональной сценической деятельности - знать гигиену певческого голоса обучающиеся должны уметь: - соблюдать при пении певческую установку; - петь на цепном дыхании; - уметь брать быстрый вдох в подвижных песнях, петь на легато, стаккато, нон легато; - уметь петь выразительно, осмысленно несложную напевную песню; - уметь чисто и слаженно петь двухголосные песни, петь по нотам детские песни; - уметь при содействии руководителя делать исполнительский анализ; - петь под фонограмму 2-3голосные произведения. - обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью; - испытывать потребность к певческой деятельности. 10 2. Комплекс организационно-педагогических условий. 2.1. Календарный учебный график. 1 год обучения. № 1 2 Месяц Форма занятия сентябрь Лекция, беседа сентябрь Практичес кое занятие Количество уч. часов практ теор 2 1 2 1 3 сентябрь Практичес кое занятие 3 0 4 сентябрь Практичес кое занятие 3 0 5 октябрь Практичес кое занятие 3 0 6 октябрь Практичес кое занятие 3 0 7 октябрь Практичес кое занятие 3 0 8 октябрь Практичес 3 0 Тема занятия Форма контроля Инструктаж по ОТ Введение в программу просмотр видеороликов, рассказ о истории и традициях пения на Руси. Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Различные характеры дыхания. Смена дыхания в процессе пения. Звуковедение. Высота звука. Образование правильного звучания голоса. Работа над чистотой интонирования. Пение в унисон. Сольное пение. Работа над чистотой интонирования. Пение в унисон. Сольное пение. Работа над чистотой интонирования. Пение в унисон. Сольное пение. Работа над чистотой интонирования. Пение в унисон. Сольное пение. Работа над чистотой Обсужден ие Наблюден ие Наблюден ие Наблюден ие Наблюден ие Наблюден ие Наблюден ие Наблюден 11 кое занятие Практичес кое занятие Практичес кое занятие 2 1 3 0 Практичес кое занятие Практичес кое занятие Практичес кое занятие 3 0 3 0 2 1 14 декабрь Практичес кое занятие 3 0 15 декабрь Практичес кое занятие 3 0 16 декабрь Практичес кое занятие 3 0 9 ноябрь 10 ноябрь 11 ноябрь 12 ноябрь 13 декабрь интонирования. Пение ие в унисон. Сольное пение. Усвоение на практике Наблюден учебного материала ие Работа над чистотой интонирования. Пение в унисон. Сольное пение. Работа над чистотой интонирования. Пение в унисон. Работа над чистотой интонирования. Пение в унисон. Работа над чистотой интонирования. Пение в унисон. Сольное и ансамблевое пение. Певческое дыхание» через разучивание песен. Упражнения на: Высота звука. Образование правильного звучания голоса. Работа над чистотой интонирования. Пение в унисон. Певческое дыхание» через разучивание песен. Упражнения на: Высота звука. Образование правильного звучания голоса. Работа над чистотой интонирования. Пение в унисон. Певческое дыхание» через разучивание песен. Упражнения на: Высота звука. Образование Наблюден ие Наблюден ие Наблюден ие Наблюден ие Наблюден ие Наблюден ие Обсужден ие, устный опрос, концерт 12 17 январь Практичес кое занятие 2 1 Практичес кое занятие 2 1 19 январь Практичес кое занятие 3 0 20 февраль Практичес кое занятие 3 0 21 февраль Практичес кое занятие 3 0 22 февраль Практичес кое занятие 3 0 23 февраль Практичес кое занятие 3 0 24 март Практичес кое занятие 2 1 18 январь правильного звучания голоса. Работа над чистотой интонирования. Пение в унисон. Фонограмма. Ритмическая, тембровая основа аккомпанемента. Критерии выбора правильной фонограммы. Микрофон и его технические параметры. Восприятие собственного голоса через усилительное оборудование. Восприятие собственного голоса через усилительное оборудование. Восприятие собственного голоса через усилительное оборудование. Восприятие собственного голоса через усилительное оборудование. Восприятие собственного голоса через усилительное оборудование. Восприятие собственного голоса через усилительное оборудование. Подбор репертуара и его закрепление. Текущий контроль усвоения учебного материала в разделе Сценическая культура Наблюден ие Наблюден ие Наблюден ие Наблюден ие Наблюден ие Наблюден ие Наблюден ие Наблюден ие 13 25 март Практичес кое занятие 3 0 26 март Практичес кое занятие 3 0 27 март Практичес кое занятие 3 0 28 апрель Лекция, беседа 2 1 29 апрель Практичес кое занятие 3 0 30 апрель Практичес кое занятие 2 1 31 март Практичес кое занятие Практичес 3 0 3 0 32 март и звукоусилительное оборудование». Подбор репертуара и его закрепление. Текущий контроль усвоения учебного материала в разделе Сценическая культура и усилительное оборудование». Подбор репертуара и его закрепление. Текущий контроль усвоения учебного материала в разделе Сценическая культура и усилительное оборудование». Подбор репертуара и его закрепление. Текущий контроль усвоения учебного материала в разделе Сценическая культура и усилительное оборудование». Академический вокал, Джаз, Народное пение, Музыка в театре, эстрадный вокал. Великие композиторы и музыкальные инструменты. Работа над чистотой интонирования. Пение в ансамбле. Сольное пение. Работа над чистотой интонирования. Пение в ансамбле. Сольное пение. Концертная деятельность Концертная Наблюден ие Наблюден ие Наблюден ие, концерт Обсужден ие, устный опрос Наблюден ие Наблюден ие Открытое занятие Наблюден 14 33 март 34 май кое занятие Практичес кое занятие Практичес кое занятие деятельность ие 3 0 Концертная деятельность Наблюден ие 3 0 Концертная деятельность Наблюден ие, 35 май Практичес кое занятие 2 1 36 май Практичес кое занятие 3 0 37 май Практичес кое занятие 3 0 Работа над чистотой интонирования. Пение в ансамбле. Сольное пение. Работа над чистотой интонирования. Пение в ансамбле. Сольное пение. Концертная Наблюден деятельность ие, отчетный концерт 15 Календарный учебный график. 2 год обучения № 1 2 Месяц Форма занятия сентябрь Лекция, беседа сентябрь Практичес кое занятие Количество уч. часов практ теор 2 1 2 1 3 сентябрь Практичес кое занятие 3 0 4 сентябрь Практичес кое занятие 3 0 5 октябрь Практичес кое занятие 3 0 6 октябрь Практичес кое занятие 3 0 7 октябрь Практичес кое занятие 3 0 8 октябрь Практичес кое 3 0 Тема занятия Форма контроля Инструктаж по ОТ Введение в программу просмотр видеороликов, рассказ о истории и традициях пения на Руси. Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Различные характеры дыхания. Смена дыхания в процессе пения. Звуковедение. Высота звука. Образование правильного звучания голоса. Работа над чистотой интонирования. Пение в унисон. Сольное пение. Работа над чистотой интонирования. Пение в унисон. Сольное пение. Работа над чистотой интонирования. Пение в унисон. Сольное пение. Работа над чистотой интонирования. Пение в унисон. Сольное пение. Работа над чистотой интонирования. Пение Обсужден ие Наблюден ие Наблюден ие Наблюден ие Наблюден ие Наблюден ие Наблюден ие Наблюден ие 16 занятие Практичес кое занятие Практичес кое занятие 2 1 3 0 Практичес кое занятие Практичес кое занятие Практичес кое занятие 3 0 3 0 2 1 14 декабрь Практичес кое занятие 3 0 15 декабрь Практичес кое занятие 3 0 16 декабрь Практичес кое занятие 3 0 9 ноябрь 10 ноябрь 11 ноябрь 12 ноябрь 13 декабрь в унисон. Сольное пение. Усвоение на практике учебного материала Работа над чистотой интонирования. Пение в унисон. Сольное пение. Работа над чистотой интонирования. Пение в унисон. Работа над чистотой интонирования. Пение в унисон. Работа над чистотой интонирования. Пение в унисон. Сольное и ансамблевое пение. Певческое дыхание» через разучивание песен. Упражнения на: Высота звука. Образование правильного звучания голоса. Работа над чистотой интонирования. Пение в унисон. Певческое дыхание» через разучивание песен. Упражнения на: Высота звука. Образование правильного звучания голоса. Работа над чистотой интонирования. Пение в унисон. Певческое дыхание» через разучивание песен. Упражнения на: Высота звука. Образование правильного звучания Наблюден ие Наблюден ие Наблюден ие Наблюден ие Наблюден ие Наблюден ие Наблюден ие Обсужден ие, устный опрос, концерт 17 17 январь Практичес кое занятие 2 1 Практичес кое занятие 2 1 19 январь Практичес кое занятие 3 0 20 февраль Практичес кое занятие 3 0 21 февраль Практичес кое занятие 3 0 22 февраль Практичес кое занятие 3 0 23 февраль Практичес кое занятие 3 0 24 март Практичес кое занятие 2 1 18 январь голоса. Работа над чистотой интонирования. Пение в унисон. Фонограмма. Ритмическая, тембровая основа аккомпанемента. Критерии выбора правильной фонограммы. Микрофон и его технические параметры. Восприятие собственного голоса через усилительное оборудование. Восприятие собственного голоса через усилительное оборудование. Восприятие собственного голоса через усилительное оборудование. Восприятие собственного голоса через усилительное оборудование. Восприятие собственного голоса через усилительное оборудование. Восприятие собственного голоса через усилительное оборудование. Подбор репертуара и его закрепление. Текущий контроль усвоения учебного материала в разделе Сценическая культура и усилительное Наблюден ие Наблюден ие Наблюден ие Наблюден ие Наблюден ие Наблюден ие Наблюден ие Наблюден ие 18 25 март Практичес кое занятие 3 0 26 март Практичес кое занятие 3 0 27 март Практичес кое занятие 3 0 28 апрель Лекция, беседа 2 1 29 апрель Практичес кое занятие 3 0 30 апрель Практичес кое занятие 2 1 31 март Практичес кое занятие Практичес кое 3 0 3 0 32 март оборудование». Подбор репертуара и его закрепление. Текущий контроль усвоения учебного материала в разделе Сценическая культура и усилительное оборудование». Подбор репертуара и его закрепление. Текущий контроль усвоения учебного материала в разделе Сценическая культура и усилительное оборудование». Подбор репертуара и его закрепление. Текущий контроль усвоения учебного материала в разделе Сценическая культура и усилительное оборудование». Академический вокал, Джаз, Народное пение, Музыка в театре, эстрадный вокал. Великие композиторы, музыкальные инструменты. Работа над чистотой интонирования. Пение в ансамбле. Сольное пение. Работа над чистотой интонирования. Пение в ансамбле. Сольное пение. Концертная деятельность Концертная деятельность Наблюден ие Наблюден ие Наблюден ие, концерт Обсужден ие, устный опрос Наблюден ие Наблюден ие Открытое занятие Наблюден ие 19 33 март 34 май занятие Практичес кое занятие Практичес кое занятие 3 0 Концертная деятельность Наблюден ие 3 0 Концертная деятельность Наблюден ие, 35 май Практичес кое занятие 2 1 36 май Практичес кое занятие 3 0 37 май Практичес кое занятие 3 0 Работа над чистотой интонирования. Пение в ансамбле. Сольное пение. Работа над чистотой интонирования. Пение в ансамбле. Сольное пение. Концертная Наблюден деятельность ие, отчетный концерт 20 Календарный учебный график. 3 год обучения. № 1 2 Месяц Форма занятия сентябрь Лекция, беседа сентябрь Практичес кое занятие Количество уч. часов практ теор 2 1 2 1 3 сентябрь Практичес кое занятие 3 0 4 сентябрь Практичес кое занятие 3 0 5 октябрь Практичес кое занятие 3 0 6 октябрь Практичес кое занятие 3 0 7 октябрь Практичес кое занятие 3 0 Тема занятия Форма контроля Инструктаж по ОТ Введение в программу просмотр видеороликов, рассказ об истории и традициях пения на Руси. Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Различные характеры дыхания. Смена дыхания в процессе пения. Звуковедение. Высота звука. Образование правильного звучания голоса. Работа над чистотой интонирования. Пение в унисон. Сольное пение. Работа над чистотой интонирования. Пение в унисон. Сольное пение. Работа над чистотой интонирования. Пение в унисон. Сольное пение. Работа над чистотой интонирования. Пение в унисон. Сольное Обсужден ие Наблюден ие Наблюден ие Наблюден ие Наблюден ие Наблюден ие Наблюден ие 21 8 октябрь Практичес кое занятие 3 0 9 ноябрь Практичес кое занятие Практичес кое занятие 2 1 3 0 Практичес кое занятие Практичес кое занятие Практичес кое занятие 3 0 3 0 2 1 14 декабрь Практичес кое занятие 3 0 15 декабрь Практичес кое занятие 3 0 16 декабрь Практичес кое занятие 3 0 10 ноябрь 11 ноябрь 12 ноябрь 13 декабрь пение. Работа над чистотой интонирования. Пение в унисон. Сольное пение. Усвоение на практике учебного материала Работа над чистотой интонирования. Пение в унисон. Сольное пение. Работа над чистотой интонирования. Пение в унисон. Работа над чистотой интонирования. Пение в унисон. Работа над чистотой интонирования. Пение в унисон. Сольное и ансамблевое пение. Певческое дыхание» через разучивание песен. Упражнения на: Высота звука. Образование правильного звучания голоса. Работа над чистотой интонирования. Пение в унисон. Певческое дыхание» через разучивание песен. Упражнения на: Высота звука. Образование правильного звучания голоса. Работа над чистотой интонирования. Пение в унисон. Певческое дыхание» через разучивание песен. Упражнения на: Наблюден ие Наблюден ие Наблюден ие Наблюден ие Наблюден ие Наблюден ие Наблюден ие Наблюден ие Обсужден ие, устный опрос, 22 17 январь Практичес кое занятие 2 1 Практичес кое занятие 2 1 19 январь Практичес кое занятие 3 0 20 февраль Практичес кое занятие 3 0 21 февраль Практичес кое занятие 3 0 22 февраль Практичес кое занятие 3 0 23 февраль Практичес кое занятие 3 0 24 март Практичес кое занятие 2 1 18 январь Высота звука. Образование правильного звучания голоса. Работа над чистотой интонирования. Пение в унисон. Фонограмма. Ритмическая, тембровая основа аккомпанемента. Критерии выбора правильной фонограммы. Микрофон и его технические параметры. Восприятие собственного голоса через усилительное оборудование. Восприятие собственного голоса через усилительное оборудование. Восприятие собственного голоса через усилительное оборудование. Восприятие собственного голоса через усилительное оборудование. Восприятие собственного голоса через усилительное оборудование. Восприятие собственного голоса через усилительное оборудование. Подбор репертуара и его закрепление. Текущий контроль усвоения учебного концерт Наблюден ие Наблюден ие Наблюден ие Наблюден ие Наблюден ие Наблюден ие Наблюден ие Наблюден ие 23 25 март Практичес кое занятие 3 0 26 март Практичес кое занятие 3 0 27 март Практичес кое занятие 3 0 28 апрель Лекция, беседа 2 1 29 апрель Практичес кое занятие 3 0 30 апрель Практичес кое занятие 2 1 31 март Практичес кое 3 0 материала в разделе Сценическая культура и усилительное оборудование». Подбор репертуара и его закрепление. Текущий контроль усвоения учебного материала в разделе Сценическая культура и усилительное оборудование». Подбор репертуара и его закрепление. Текущий контроль усвоения учебного материала в разделе Сценическая культура и усилительное оборудование». Подбор репертуара и его закрепление. Текущий контроль усвоения учебного материала в разделе Сценическая культура и усилительное оборудование». Академический вокал, Джаз, Народное пение, Музыка в театре, эстрадный вокал. Великие композиторы, музыкальные инструменты. Работа над чистотой интонирования. Пение в ансамбле. Сольное пение. Работа над чистотой интонирования. Пение в ансамбле. Сольное пение. Концертная деятельность Наблюден ие Наблюден ие Наблюден ие, концерт Обсужден ие, устный опрос Наблюден ие Наблюден ие Открытое занятие 24 32 март 33 март 34 май занятие Практичес кое занятие Практичес кое занятие Практичес кое занятие 3 0 Концертная деятельность Наблюден ие 3 0 Концертная деятельность Наблюден ие 3 0 Концертная деятельность Наблюден ие, 35 май Практичес кое занятие 2 1 36 май Практичес кое занятие 3 0 37 май Практичес кое занятие 3 0 Работа над чистотой интонирования. Пение в ансамбле. Сольное пение. Работа над чистотой интонирования. Пение в ансамбле. Сольное пение. Концертная Наблюден деятельность ие, отчетный концерт 25 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет (кабинет №223); фортепиано, музыкальный центр; наглядные пособия: - иллюстрации композиторов; иллюстрации к музыкальному материалу; карточки с названиями жанров актовый зал профессиональная аппаратура, микрофоны, рояль костюмы для праздничных календарных представлений. 2.3. Формы аттестации Аттестация обучающихся проходит 2 раза в год в форме: открытого занятия для родителей, участие в фестивалях, конкурсах и концертах различного уровня. Аттестация подтверждается отзывами родителей и дипломами, грамотами конкурсных мероприятий. Текущий контроль осуществляется систематически в процессе проведенных занятий, игр, методами наблюдения, бесед, сопоставлений успехов в песенной, игровой деятельности. Входной мониторинг проводится вначале учебного года, промежуточный в середине года и по окончании каждого года обучения, На второй, третий год обучения по программе обучающиеся переводятся без условий. 2.4.Оценочные материалы Система контроля результативности обучения Первый год обучения. Вводный контроль осуществляется на первом году обучения, в начале учебного года. Цель вводного контроля: прослушивание, определение голосового диапазона, оценивание умений, знаний. Также на первом году обучения проводится тематический контроль, целью которого является проверка полученных на каждом уроке знаний. В конце учебного года – итоговый контроль, который проходит в виде отчётного концерта. Результаты вносятся в ведомость итогового контроля. На втором году обучения учащиеся проходят предварительное прослушивание (вводный контроль). Цель вводного контроля: прослушивание, определение голосового диапазона, оценивание умений, знаний, проверка уровня вокальнохоровой подготовки учащегося, определение в группу (солисты или хор) Тематический контроль осуществляется на последнем занятии после изучения данной темы. Во время тематического контроля солисты или хор (в зависимости от исследуемого качества пения) исполняют вокальное музыкальное произведение. Результаты (уровень) вокальных умений вносятся в специальную ведомость. Итоговый контроль: проводится с 15 по 25 мая согласно графику (расписанию) проведения отчётного концерта. Основной формой проведения 26 итогового контроля является отчётный концерт. Результаты вносятся в ведомость итогового контроля. Формы предъявления результатов: -отзывы учащихся и родителей, -отчётный концерт -участие в конкурсах и фестивалях. 2.5. Методические материалы На занятиях в зависимости от содержания используются следующие методы обучения: словесный (рассказ, объяснение, беседа); объяснительно-иллюстративный (слушание, сравнение, запоминание); практический (упражнения, дидактические игры, исполнение песенно - игрового материала); наглядный (показ иллюстраций, видеофильмов); репродуктивный (повторение за педагогом, стремление к эталону); творческий (создание нового музыкального образа); эвристический (участие в конкурсах). Образовательная деятельность организована в форме теоретических и практических занятий, включающих групповую работу, работу в парах, монологдиалог, контроль качества знаний. Модель учебного занятия представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний обучающимися, построенных на смене видов деятельности: восприятие, осмысление, запоминание, применение. Дидактические материалы включают задания, упражнения. 27 2.6. Список литературы Список литературы, рекомендованной для педагогов. 1. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М, 2001. 2. Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998. 3. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007. 4. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004 5. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. - Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2007. 6.Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997 7. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. СПб.: 8. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева - М.: ACT; Астрель, 2007. 9. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998. 10. Орлова Н.Д. О детском голосе. - М: Просвещение, 1966. 11. Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. – М., 2000. 12. Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокальнохоровыми коллективами. - М., 1999. 13.Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка. - М., 2002. 14.Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П., 1997. 15. Полякова О.И. Проблема активизация творческого мышления обучающихся детской эстрадной студии /У Научные труды Московского педагогического государственного университета. Гуманитарные науки: Сборник статей. - М., МПГУ, Прометей, 2001. 16. Полякова О.И., Клипп О.Я. Теоретические и методические основы вокальной и инструментальной эстрадой музыки. Учебное пособие. - М., 2004. 17. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . - СПб.: Питер 2007. 18. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. — М, 2000. 19. Юссон Рауль Певческий голос. — М., 1998. Список литературы, рекомендованной для детей. 1. Володин Н. Энциклопедия для детей. — М., 1998 2. Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь. — М., 1993. 3. Захарченко В.Г. Кубанская песня. — 1996. 4. Кошмина И.В. Духовная музыка России и Запада. — Т., 2003. 5. Мировая художественная культура в школе для 8 -11 классов. 6. Старинные и современные романсы. - М., 2003. 28 29