Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 168 620102 г. Екатеринбург, ул. Серафимы Дерябиной д. 27а, телефон - факс (343) 233-40-81 e-mail: school168@bk.ru ИНН/КПП 6658066139/665801001 ОКПО 41746036 УТВЕРЖДЕНО Приказом № 01-01-11/31 от 09.06.2022 г. Вступает в силу «01» сентября 2022 г. ПОЛОЖЕНИЕ о проектной деятельности обучающихся по ФГОС ООО МАОУ – СОШ № 168 Екатеринбург, 2022 1 I. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано в целях реализации Основной образовательной программы МАОУ – СОШ № 168 на основе ФГОС НОО и ООО. 1.2. Проектная деятельность обучающихся является неотъемлемой частью учебного процесса. 1.3. В основе проектной деятельности обучающихся лежит системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса по ФГОС. 1.4. Включение школьников в проектную деятельность – один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе. 1.5. В организации и обеспечении проектной деятельности участвуют все педагогические структуры школы. II. Понятия Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели, решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. II. Цели проектной деятельности Цели определяются как их личностными, так и социальными мотивами: 3.1. Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников. 3.2. Умение пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. 3.3. Приобретение коммуникативных умений, работая в группах. 3.4. Развитие умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения). 3.5. Развитие системного мышления. 3.6. Вовлечение обучающихся в социально-значимую творческую и созидательную деятельность. 3.7. Ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности. 3.8. Обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения. 3.9. Поддержка мотивации в обучении. 3.10. Реализация потенциала личности. IV. Задачи проектной деятельности 4.1. Воспитание у школьников интереса к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин, выявлению сущности процессов и явлений во всех сферах деятельности (науки, техники, искусства, природы, общества). 4.2. Формирование склонности обучающихся к научной деятельности, умений и навыков проведения экспериментов. 4.3. Развитие умения самостоятельно, творчески мыслить. 4.4. Выработка навыков самостоятельной работы с научной литературой, обучение методике обработки полученных данных и анализа результатов, составление и формирование отчета и доклада о результатах работы. 4.5. Мотивирование выбора профессии, профессиональной и социальной адаптации. 4.6. Формирование единого школьного научного общества обучающихся со своими традициями. 4.7. Пропагандирование достижений отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства. 2 V. Особенности проектной деятельности 5.1. Направленность не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других. 5.2. Возможность реализовать потребности обучающихся в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности учащиеся овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе. 5.3. Сочетание различных видов познавательной деятельности. В них могут быть востребованы практически любые способности обучающихся, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности. VI. Характеристики проектной деятельности 6.1. Структура проектной деятельности включает следующие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями; представление результатов; 6.2. Проектная деятельность требует от обучающихся компетентности в выбранной сфере исследования, творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремленности, высокой мотивации. VII. Требования к построению проектного процесса 7.1. Проект должен быть выполнимым и соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающихся. 7.2. Тема проекта должна быть интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя. 7.3. Раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке. 7.4. Для выполнения проекта должны быть созданы все условия – информационные ресурсы, мастерские, клубы, школьные научные общества. 7.5. Учащиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов как в части ориентации при выборе темы проекта, так и в части конкретных приемов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта. 7.6. Проект должен быть обеспечен педагогическим сопровождением как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство). 7.7. Проект сопровождается ведением дневника самоконтроля, в котором отражаются элементы самоанализа в ходе работы и который используется при составлении отчетов и во время собеседований с руководителями проекта. 7.8. Необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника. 7.9. Результаты и продукты проектной работы должны быть презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или путем размещения в открытых ресурсах Интернета для обсуждения. 3 VIII. Формы организации проектной деятельности 8.1. Виды проектов: − информационный (поисковый) направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; на ознакомление с ней участников проекта, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории; − исследовательский полностью подчинен логике пусть небольшого, но исследования, и имеет структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием; − творческий (литературные вечера, спектакли, экскурсии); − социальный, прикладной (практико-ориентированный); − игровой (ролевой); − инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения). 8.2. По содержанию проект может быть - монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областным), относящийся к области деятельности. 8.3. По количеству участников: − индивидуальный – самостоятельная работа, осуществляемая учащимся напротяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы обучающийся – автор проекта – самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник; − парный, малогрупповой (до 5 человек); − групповой (до 15 человек); − коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, областной, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнерской сети, в том числе в Интернете). 8.4. Длительность (продолжительность) проекта: от проекта-урока до многолетнего проекта. IX. Планируемые результаты усвоения обучающимися универсальных учебных действий в процессе работы над проектом. Обучающиеся должны научиться: 9.1. Ставить проблему и аргументировать ее актуальность. 9.2. Формулировать гипотезу исследования и раскрывать замысел – сущность будущей деятельности. 9.3. Планировать работу и выбирать необходимый инструментарий. 9.4. Собственно проводить исследование с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ. 9.5. Оформлять результаты проектной деятельности как конечного продукта. 9.6. Представлять результаты проекта широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования. 9.7. Самооценивать ход и результат работы. 9.8. Четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять инициативу для достижения этих целей. 9.9. Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели. 9.10. Обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе. 9.11. Устанавливать с партнерами отношения взаимопонимания. 9.12. Обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. 9.13. Адекватно реагировать на нужды других. 4 X. Организация проектной работы 10.1. В проектной деятельности, в соответствие ФГОС ООО, принимают участие школьники с 5-го по 9-й классы. 10.2. Для осуществления проектной деятельности обучающихся 8–9-х классов определяется руководитель проекта по желанию подростка. 10.3. Руководителями проектной деятельности обучающихся являются все учителя школы. 10.4. Кандидатуры руководителей согласовываются учащимися с координатором проектной деятельности школы – заместителем директора. 10.5. Направление и содержание проектной деятельности определяется учащимися совместно с руководителями проектов. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления развития школы и индивидуальные интересы учащегося и педагога. 10.6. Определение тематики и выбор руководителя проекта обучающихся 8–9-х классов производится в начале учебного года (не позднее октября). 10.7. Работа над проектом осуществляется одним или несколькими учащимися. 10.8. Руководитель консультирует учащегося по вопросам планирования, методики исследования, оформления и представления результатов исследования. 10.9. Формами отчетности проектной деятельности являются: компьютерные презентации, приборы, макеты; сценарий, экскурсия, стендовые отчеты, видеоматериалы, фотоальбомы, модели. XI. Подведение итогов проектной деятельности 11.1. В 5–7-х классах контрольная работа по пройденной теме может проводиться в форме защиты учебного проекта. 11.2. На ежегодной школьной научной конференции производится презентация и защита проектных работ. В конференции могут участвовать все учащиеся школы. 11.3. Для проведения школьной конференции, презентации проектных работ создается специальная комиссия, в состав которой могут входить учителя, педагоги дополнительного образования, тьютор, педагоги-психологи, администраторы школы, родители, представители ученического самоуправления и иные квалифицированные работники. 11.4. Специальная комиссия оценивает уровень проектно-исследовательской деятельности конкретного ученика, определяет победителей конкурса проектных работ. 11.5. Состав специальной комиссии определяется методическими объединениями и согласовывается с Методическим советом школы. Количество членов комиссии не должно быть менее 3 и более 7 человек. В состав комиссии входит научный руководитель проекта, который защищается. 11.6. По решению специальной комиссии лучшие работы обучающихся могут быть поощрены дипломами, рекомендованы к представлению на конференции, и конкурсы районного, областного, федерального, международного уровней. 11.7. Учащимся после презентации проектной работы на школьной конференции вручается специальный сертификат, свидетельствующий о защите проекта. 11.8. Защищенный проект не может быть полностью использован в следующем учебном году, как в качестве отдельной проектной работы. Возможно лишь использование отдельных материалов для осуществления новой проектной работы. 11.9. Проектные материалы принадлежат образовательной организации. 11.10. В школе организуется банк проектных работ, которым (при условии их сохранности) могут пользоваться как педагоги, так и ученики школы, занимающиеся проектной деятельностью. 11.11. Итогами проектной деятельности следует считать не столько предметные результаты, а интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно 5 работать, уяснение сущности проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) учебной деятельности. XII. Критерии оценивания проектной деятельности I этапе – изучение представленных работ членами жюри. II этап – заслушивание докладов участников на заседании тематических секций, ведение дискуссии. III этап – подведение итогов. Регламент выступления участников – 10 - 12 минут, дискуссия – 5 минут. В дискуссии участвуют члены жюри, слушатели предметных секций. Критерии оценки 1. Актуальность темы − имеет большой практический и теоретический интерес; − носит вспомогательный характер; − степень актуальности определить сложно; − не актуальна. 2. Новизна решаемой проблемы − поставлена новая задача; − решение известной задачи рассмотрено с новой точки зрения, новыми методами; − задача имеет элементы новизны; − задача известна давно. 3. Оригинальность методов решения задачи − решена новыми, оригинальными методами. − имеет новый подход к решению, использованы новые идеи. − используются традиционные методы решения. 4. Научное и практическое значение результатов работы. − результаты заслуживают опубликования и практического использования; − можно использовать в научной работе школьников; − можно использовать в учебном процессе; − не заслуживает внимания. 5. Изложение доклада и эрудированность автора в рассматриваемой области − использование известных результатов и научных фактов в работе; − знакомство с современным состоянием проблемы; − полнота цитируемой литературы, ссылки на исследования учёных, занимающихся данной проблемой; − ясное понимание цели работы; − логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность выводов; − общее впечатление. 6. Участие в дискуссии − соответствие содержания вопросов теме проекта; − четкость формулировки вопросов; − эрудиция оппонента. 7. Культура оформления работы − соответствие стандартным требованиям; − качество приложений; − наличие тезиса выступления; − наличие рецензии на работу учащегося. 6 Оценочный лист проектных работ обучающихся Предметная область______________________________________________________ № Критерии 1 Актуальность темы Новизна решаемой проблемы Оригинальность методов решения задачи Научное и практическое значение результатов темы Изложение доклада и эрудированность автора в рассматриваемой области Участие в дискуссии Культура оформления работы Общий балл 2 3 4 5 6 7 Члены жюри: __________________________ __________________________ __________________________ Примечание: оценка по критериям выставляется в баллах (от 1 до 5) Общая оценка: - 30 баллов и более – «отлично»; - 25-29 баллов – «хорошо»; - 20-24 баллов – «удовлетворительно». ПРИНЯТО с учётом мнения коллегиального органа управления (протокол от № 8 от 08.06.2022 г.) 7