Положение о проектной деятельности

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 168
620102 г. Екатеринбург, ул. Серафимы Дерябиной д. 27а, телефон - факс (343) 233-40-81 e-mail: school168@bk.ru
ИНН/КПП 6658066139/665801001 ОКПО 41746036

УТВЕРЖДЕНО
Приказом № 01-01-11/31 от 09.06.2022 г.
Вступает в силу «01» сентября 2022 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о проектной деятельности обучающихся по ФГОС ООО
МАОУ – СОШ № 168

Екатеринбург, 2022
1

I. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в целях реализации Основной образовательной
программы МАОУ – СОШ № 168 на основе ФГОС НОО и ООО.
1.2. Проектная деятельность обучающихся является неотъемлемой частью учебного
процесса.
1.3. В основе проектной деятельности обучающихся лежит системно-деятельностный подход
как принцип организации образовательного процесса по ФГОС.
1.4. Включение школьников в проектную деятельность – один из путей повышения
мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе.
1.5. В организации и обеспечении проектной деятельности участвуют все педагогические
структуры школы.
II. Понятия
Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся,
совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на
достижение поставленной цели, решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся
и оформленной в виде некоего конечного продукта.
II. Цели проектной деятельности
Цели определяются как их личностными, так и социальными мотивами:
3.1. Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников.
3.2. Умение пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и
практических задач.
3.3. Приобретение коммуникативных умений, работая в группах.
3.4. Развитие умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения
эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).
3.5. Развитие системного мышления.
3.6. Вовлечение обучающихся в социально-значимую творческую и созидательную
деятельность.
3.7. Ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности.
3.8. Обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения.
3.9. Поддержка мотивации в обучении.
3.10. Реализация потенциала личности.
IV. Задачи проектной деятельности
4.1. Воспитание у школьников интереса к познанию мира, к углубленному изучению
дисциплин, выявлению сущности процессов и явлений во всех сферах деятельности (науки,
техники, искусства, природы, общества).
4.2. Формирование склонности обучающихся к научной деятельности, умений и навыков
проведения экспериментов.
4.3. Развитие умения самостоятельно, творчески мыслить.
4.4. Выработка навыков самостоятельной работы с научной литературой, обучение методике
обработки полученных данных и анализа результатов, составление и формирование отчета и
доклада о результатах работы.
4.5. Мотивирование выбора профессии, профессиональной и социальной адаптации.
4.6. Формирование единого школьного научного общества обучающихся со своими
традициями.
4.7. Пропагандирование достижений отечественной и мировой науки, техники, литературы,
искусства.
2

V. Особенности проектной деятельности
5.1. Направленность не только на повышение компетентности подростков в предметной
области определенных учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание
продукта, имеющего значимость для других.
5.2. Возможность реализовать потребности обучающихся в общении со значимыми,
референтными группами одноклассников, учителей. Строя различного рода отношения в
ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности учащиеся
овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного
вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и
сотрудничества в коллективе.
5.3. Сочетание различных видов познавательной деятельности. В них могут быть
востребованы практически любые способности обучающихся, реализованы личные
пристрастия к тому или иному виду деятельности.
VI. Характеристики проектной деятельности
6.1. Структура проектной деятельности включает следующие компоненты: анализ
актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые
следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование,
определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ; оформление
результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями; представление
результатов;
6.2. Проектная деятельность требует от обучающихся компетентности в выбранной сфере
исследования, творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремленности,
высокой мотивации.
VII. Требования к построению проектного процесса
7.1. Проект должен быть выполнимым и соответствовать возрасту, способностям и
возможностям обучающихся.
7.2. Тема проекта должна быть интересна для ученика и совпадать с кругом интереса
учителя.
7.3. Раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже
потом науке.
7.4. Для выполнения проекта должны быть созданы все условия – информационные ресурсы,
мастерские, клубы, школьные научные общества.
7.5. Учащиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов как в части ориентации
при выборе темы проекта, так и в части конкретных приемов, технологий и методов,
необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта.
7.6. Проект должен быть обеспечен педагогическим сопровождением как в отношении
выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и
используемых методов (методическое руководство).
7.7. Проект сопровождается ведением дневника самоконтроля, в котором отражаются
элементы самоанализа в ходе работы и который используется при составлении отчетов и во
время собеседований с руководителями проекта.
7.8. Необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового
результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера
проекта или исследования) каждого участника.
7.9. Результаты и продукты проектной работы должны быть презентованы, получить оценку
и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной
форме или путем размещения в открытых ресурсах Интернета для обсуждения.
3

VIII. Формы организации проектной деятельности
8.1. Виды проектов:
− информационный (поисковый) направлен на сбор информации о каком-то объекте,
явлении; на ознакомление с ней участников проекта, ее анализ и обобщение фактов,
предназначенных для широкой аудитории;
− исследовательский полностью подчинен логике пусть небольшого, но исследования, и
имеет структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным
исследованием;
− творческий (литературные вечера, спектакли, экскурсии);
− социальный, прикладной (практико-ориентированный);
− игровой (ролевой);
− инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения).
8.2. По содержанию проект может быть - монопредметный, метапредметный, относящийся к
области знаний (нескольким областным), относящийся к области деятельности.
8.3. По количеству участников:
− индивидуальный – самостоятельная работа, осуществляемая учащимся напротяжении
длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы
обучающийся – автор проекта – самостоятельно или с небольшой помощью педагога
получает возможность научиться планировать и работать по плану – это один из важнейших
не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник;
− парный, малогрупповой (до 5 человек);
− групповой (до 15 человек);
− коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, областной, всероссийский,
международный, сетевой (в рамках сложившейся партнерской сети, в том числе в
Интернете).
8.4. Длительность (продолжительность) проекта: от проекта-урока до многолетнего проекта.
IX. Планируемые результаты усвоения обучающимися универсальных учебных
действий в процессе работы над проектом.
Обучающиеся должны научиться:
9.1. Ставить проблему и аргументировать ее актуальность.
9.2. Формулировать гипотезу исследования и раскрывать замысел – сущность будущей
деятельности.
9.3. Планировать работу и выбирать необходимый инструментарий.
9.4. Собственно проводить исследование с обязательным поэтапным контролем и
коррекцией результатов работ.
9.5. Оформлять результаты проектной деятельности как конечного продукта.
9.6. Представлять результаты проекта широкому кругу заинтересованных лиц для
обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
9.7. Самооценивать ход и результат работы.
9.8. Четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять инициативу для
достижения этих целей.
9.9. Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели.
9.10. Обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе.
9.11. Устанавливать с партнерами отношения взаимопонимания.
9.12. Обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных
совместных решений.
9.13. Адекватно реагировать на нужды других.

4

X. Организация проектной работы
10.1. В проектной деятельности, в соответствие ФГОС ООО, принимают участие школьники
с 5-го по 9-й классы.
10.2. Для осуществления проектной деятельности обучающихся 8–9-х классов определяется
руководитель проекта по желанию подростка.
10.3. Руководителями проектной деятельности обучающихся являются все учителя школы.
10.4. Кандидатуры руководителей согласовываются учащимися с координатором проектной
деятельности школы – заместителем директора.
10.5. Направление и содержание проектной деятельности определяется учащимися
совместно с руководителями проектов. При выборе темы можно учитывать приоритетные
направления развития школы и индивидуальные интересы учащегося и педагога.
10.6. Определение тематики и выбор руководителя проекта обучающихся 8–9-х классов
производится в начале учебного года (не позднее октября).
10.7. Работа над проектом осуществляется одним или несколькими учащимися.
10.8. Руководитель консультирует учащегося по вопросам планирования, методики
исследования, оформления и представления результатов исследования.
10.9. Формами отчетности проектной деятельности являются: компьютерные презентации,
приборы, макеты; сценарий, экскурсия, стендовые отчеты, видеоматериалы, фотоальбомы,
модели.
XI. Подведение итогов проектной деятельности
11.1. В 5–7-х классах контрольная работа по пройденной теме может проводиться в форме
защиты учебного проекта.
11.2. На ежегодной школьной научной конференции производится презентация и защита
проектных работ. В конференции могут участвовать все учащиеся школы.
11.3. Для проведения школьной конференции, презентации проектных работ создается
специальная комиссия, в состав которой могут входить учителя, педагоги дополнительного
образования, тьютор, педагоги-психологи, администраторы школы, родители, представители
ученического самоуправления и иные квалифицированные работники.
11.4. Специальная комиссия оценивает уровень проектно-исследовательской деятельности
конкретного ученика, определяет победителей конкурса проектных работ.
11.5. Состав специальной комиссии определяется методическими объединениями и
согласовывается с Методическим советом школы. Количество членов комиссии не должно
быть менее 3 и более 7 человек. В состав комиссии входит научный руководитель проекта,
который защищается.
11.6. По решению специальной комиссии лучшие работы обучающихся могут быть
поощрены дипломами, рекомендованы к представлению на конференции, и конкурсы
районного, областного, федерального, международного уровней.
11.7. Учащимся после презентации проектной работы на школьной конференции вручается
специальный сертификат, свидетельствующий о защите проекта.
11.8. Защищенный проект не может быть полностью использован в следующем учебном
году, как в качестве отдельной проектной работы. Возможно лишь использование отдельных
материалов для осуществления новой проектной работы.
11.9. Проектные материалы принадлежат образовательной организации.
11.10. В школе организуется банк проектных работ, которым (при условии их сохранности)
могут пользоваться как педагоги, так и ученики школы, занимающиеся проектной
деятельностью.
11.11. Итогами проектной деятельности следует считать не столько предметные результаты,
а интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной
для проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно
5

работать, уяснение сущности проектной работы, которая рассматривается как показатель
успешности (неуспешности) учебной деятельности.
XII. Критерии оценивания проектной деятельности I этапе – изучение представленных работ
членами жюри.
II этап – заслушивание докладов участников на заседании тематических секций, ведение
дискуссии.
III этап – подведение итогов.
Регламент выступления участников – 10 - 12 минут, дискуссия – 5 минут.
В дискуссии участвуют члены жюри, слушатели предметных секций.
Критерии оценки
1. Актуальность темы
− имеет большой практический и теоретический интерес;
− носит вспомогательный характер;
− степень актуальности определить сложно;
− не актуальна.
2. Новизна решаемой проблемы
− поставлена новая задача;
− решение известной задачи рассмотрено с новой точки зрения, новыми методами;
− задача имеет элементы новизны;
− задача известна давно.
3. Оригинальность методов решения задачи
− решена новыми, оригинальными методами.
− имеет новый подход к решению, использованы новые идеи.
− используются традиционные методы решения.
4. Научное и практическое значение результатов работы.
− результаты заслуживают опубликования и практического использования;
− можно использовать в научной работе школьников;
− можно использовать в учебном процессе;
− не заслуживает внимания.
5. Изложение доклада и эрудированность автора в рассматриваемой области
− использование известных результатов и научных фактов в работе;
− знакомство с современным состоянием проблемы;
− полнота цитируемой литературы, ссылки на исследования учёных, занимающихся данной
проблемой;
− ясное понимание цели работы;
− логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность выводов;
− общее впечатление.
6. Участие в дискуссии
− соответствие содержания вопросов теме проекта;
− четкость формулировки вопросов;
− эрудиция оппонента.
7. Культура оформления работы
− соответствие стандартным требованиям;
− качество приложений;
− наличие тезиса выступления;
− наличие рецензии на работу учащегося.

6

Оценочный лист
проектных работ обучающихся
Предметная область______________________________________________________
№

Критерии

1

Актуальность
темы
Новизна решаемой
проблемы
Оригинальность
методов решения
задачи
Научное и
практическое
значение
результатов темы
Изложение
доклада и
эрудированность
автора в
рассматриваемой
области
Участие в
дискуссии
Культура
оформления
работы
Общий балл

2
3

4

5

6
7

Члены жюри: __________________________
__________________________
__________________________
Примечание: оценка по критериям выставляется в баллах (от 1 до 5)
Общая оценка:
- 30 баллов и более – «отлично»;
- 25-29 баллов – «хорошо»;
- 20-24 баллов – «удовлетворительно».

ПРИНЯТО
с учётом мнения коллегиального органа управления
(протокол от № 8 от 08.06.2022 г.)

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».