МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования Администрации города Екатеринбурга МАОУ - СОШ № 168 СОГЛАСОВАНО Руководитель МО _______________________ Беляева Е.Б Протокол № 1 от 25.08.2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор ОУ ________________________ Вяткина Т.О. Приказ № 01-01-11/41 от 31.08.2023 г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 156910) учебного предмета «Иностранный язык. Английский» для обучающихся 1-4 классов Екатеринбург 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 N 1598 (далее – ФГОС НОО ОВЗ), вариант 7.1 предназначен для образования обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего получить НОО, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки. Одним из важнейших условий является устойчивость форм адаптивного поведения. Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе. Неспособность обучающегося с ЗПР полноценно освоить отдельный предмет в структуре АООП НОО не должна служить препятствием для выбора или продолжения ее освоения, поскольку у данной категории обучающихся может быть специфическое расстройство школьных навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а также выраженные нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороны двигательной сферы, препятствующие ее освоению в полном объеме. Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по другому варианту АООП в соответствии с рекомендациями ПМПК, либо на обучение по индивидуальному учебному плану. Сроки получения НОО обучающимися с ЗПР пролонгируются с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития детей данной категории, которые определяются Стандартом. [ФГОС НОО ОВЗ, приложение 7, п.2.3]. Адаптированная рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций: • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273Ф3; • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1598); • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития; • Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. №26; • нормативно-методической документации Министерства образования и науки РФ и других нормативно-правовых актов в области образования; адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития МАОУ СОШ № 63; локального акта МАОУ СОШ № 168 «Положение об адаптированной рабочей программе по учебному предмету (курсу)». Тематический план для 2- 4 классов по предмету «Иностранный язык. Английский» для детей с ЗПР рассчитан на 102 часа в год из расчёта 3 часа в неделю и ориентирован на использование учебников: «Звездный английский - 3». Авторы: В.Эванс, Дж.Дули, К.Баранова, Р.Мильруд, издательство «Просвещение» и «Express Publishing».М.- 2021г; «Звездный английский - 4». Авторы: В.Эванс, Дж.Дули, К.Баранова, Р.Мильруд, издательство «Просвещение» и «Express Publishing». М.- 2022 2 Планируемые результаты освоения учебного предмета «Иностранный язык. Английский» Согласно ФГОС НОО ОВЗ, личностные результаты освоения Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (далее - АООП НОО) соответствуют ФГОС НОО [ФГОС НОО ОВЗ, приложение 7, п.7.2]. Согласно ФГОС НОО ОВЗ, метапредметные результаты освоения АООП НОО соответствуют ФГОС НОО [ФГОС НОО ОВЗ, приложение 7, п.7.3]. Согласно ФГОС НОО ОВЗ, предметные результаты освоения АООП НОО соответствуют ФГОС НОО [ФГОС НОО ОВЗ, приложение 7, п.7.4]. В процессе реализации программы у выпускника начальной школы будут достигнуты определённые личностные результаты освоения учебного предмета «Иностранный язык». У выпускника начальной школы 1) будут сформированы основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества; гуманистические и демократические ценностные ориентации; 2) будет сформирован целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) будет сформировано уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) будут сформированы начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) будут развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; 6) будут развиты самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) будут сформированы эстетические потребности, ценности и чувства; 8) будут развиты этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; 9) будут развиты навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) будут сформированы установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. В процессе освоения основной образовательной программы начального общего образования будут достигнуты определённые метапредметные результаты. Выпускники начальной школы овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; сформируют умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; сформируют умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоят начальные формы познавательной и личностной рефлексии; будут активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; будут использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; 3 овладеют навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; будут осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме; будут готовы слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; смогут определять общие цели и пути их достижения; смогут договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; будут готовы конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества; овладеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. В процессе освоения основной образовательной программы начального общего образования будут достигнуты определённые предметные результаты. Выпускники начальной школы приобретут начальные навыки общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоят правила речевого и неречевого поведения; освоят начальные лингвистические представления, необходимые для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширяя таким образом лингвистический кругозор; сформируют дружелюбное отношение и толерантность к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы. В процессе овладения английским языком у учащихся будут развиты коммуникативные умения по видам речевой деятельности. Коммуникативные умения Говорение Выпускник научится: участвовать в элементарных диалогах, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в англоязычных странах; составлять небольшое описание предмета, картинки, персонажа; рассказывать о себе, своей семье, друге. Выпускник получит возможность научиться: воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора; составлять краткую характеристику персонажа; кратко излагать содержание прочитанного текста. Аудирование Выпускник научится: понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально/невербально реагировать на услышанное; воспринимать на слух в аудиозаписи и понимать основное содержание небольших сообщений, рассказов, сказок, построенных в основном на знакомом языковом материале. Выпускник получит возможность научиться: воспринимать на слух аудиотекст и полностью понимать содержащуюся в нём информацию; использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова. Чтение Выпускник научится: 4 соотносить графический образ английского слова с его звуковым образом; читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношенияи соответствующую интонацию; читать про себя и понимать содержание небольшого текста, построенного в основном на изученном языковом материале; читать про себя и находить в тексте необходимую информацию. Выпускник получит возможность научиться: догадываться о значении незнакомых слов по контексту; не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста. Письмо Выпускник научится: выписывать из текста слова, словосочетания и предложения; писать поздравительную открытку с Новым годом, Рождеством, днём рождения (с опорой на образец); писать по образцу краткое письмо зарубежному другу. Выпускник получит возможность научиться: в письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту; составлять рассказ в письменной форме по плану/ключевым словам; заполнять простую анкету; правильно оформлять конверт, сервисные поля в системе электронной почты (адрес, тема сообщения). Языковые средстваи навыки оперирования ими Графика, каллиграфия, орфография Выпускник научится: воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы английского алфавита (полупечатное написание букв, буквосочетаний, слов); пользоваться английским алфавитом, знать последовательность букв в нём; списывать текст; восстанавливать слово в соответствии с решаемой учебной задачей; отличать буквы от знаков транскрипции. Выпускник получит возможность научиться: сравнивать и анализировать буквосочетания английского языка и их транскрипцию; группировать слова в соответствии с изученными правилами чтения; уточнять написание слова по словарю; использовать экранный перевод отдельных слов (с русского языка на иностранный и обратно). Фонетическая сторона речи Выпускник научится: различать на слух и адекватно произносить все звуки английского языка, соблюдая нормы произношения звуков; соблюдать правильное ударение в изолированном слове, фразе; различать коммуникативные типы предложений по интонации; корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей. Выпускник получит возможность научиться: распознавать связующее r в речи и уметь его использовать; соблюдать интонацию перечисления; соблюдать правило отсутствия ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах); читать изучаемые слова по транскрипции. Лексическая сторона речи Выпускник научится: 5 узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы, в том числе словосочетания, в пределах тематики на уровне начального общего образования; оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей; восстанавливать текст в соответствии с решаемой учебной задачей. Выпускник получит возможность научиться: узнавать простые словообразовательные элементы; опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования (интернациональные и сложные слова). Грамматическая сторона речи Выпускник научится: распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений; распознавать в тексте и употреблять в речи изученные части речи: существительные с определённым/неопределённым/нулевым артиклем; существительные в единственном и множественном числе; глаголсвязку to be; глаголы в Present, Past, Future Simple; модальные глаголы can, may, must; личные, притяжательные и указательные местоимения; прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степени; количественные (до 100) и порядковые (до 30) числительные; наиболее употребительные предлоги для выражения временны´х и пространственных отношений. Выпускник получит возможность научиться: узнавать сложносочинённые предложения с союзами and и but; использовать в речи безличные предложения (It’s cold. It’s 5 o’clock. It’s interesting), предложениясконструкцией there is/there are; оперировать в речи неопределёнными местоимениями some, any (некоторые случаи употребления: Can I have some tea? Is there any milk in the fridge? — No, there isn’t any); оперироватьвречинаречиямивремени (yesterday, tomorrow, never, usually, often, sometimes); наречиямистепени (much, little, very); распознавать в тексте и дифференцировать слова по определённым признакам (существительные, прилагательные, модальные/смысловые глаголы). Таким образом, содержание параграфа полностью соответствует Рабочей программы по иностранному языку для 2-4 классов. Содержание учебного предмета 2. Согласно ФГОС НОО ОВЗ, обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей: Предметная область: Филология. Основные задачи реализации содержания: Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач. Развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка. Формирование элементарной иноязычной коммуникативной компетенции. Формирование первоначальных представлений о роли и значимости иностранного языка. [ФГОС НОО ОВЗ, приложение 7, п.2.9.3]. Тема 2 класс Знакомство: с одноклассниками, учителем, персонажами детских произведений: имя, возраст, город, страна. Приветствие, прощание: с использованием типичных фраз английского речевого этикета. 6 7 часов 3 класс 6 часов 4 класс 4 часов Я и моя семья: члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера, увлечения/хобби, профессии. Мой день (распорядок дня, домашние обязанности). Покупки в магазине: одежда, обувь, некоторые продукты питания, фрукты и овощи. Любимая еда. Семейные праздники: день рождения, Новый год/Рождество (подарки и поздравления). День Святого Валентина. Мир моих увлечений. Мои любимые занятия/хобби (чтение, коллекционирование, конструирование, рисование, музыка). Спорт (игровые виды спорта, зимние и летние виды спорта). Мои любимые сказки. Выходной день. В зоопарке. В цирке. Школьные каникулы. Я и мои друзья. Имя, возраст, день рождения, внешность, характер, увлечения/хобби. Совместные занятия. Помощь другу Переписка с зарубежными друзьями Любимое домашнее животное: имя, возраст, цвет, размер, характер, что умеет делать. Моя школа. Классная комната, учебные предметы, школьные принадлежности Занятия на уроках. Правила поведения в школе. Школьные праздники Мир вокруг меня. Мой дом/квартира/комната: названия комнат, их размер, предметы мебели и интерьера. Мой город/село (общие сведения). Любимое время года. Погода. Занятия в разные времена года Природа: растения и животные. Домашние и дикие животные. Места обитания Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Общие сведения: название, столица, крупные города. Литературные персонажи популярных книг моих сверстников (имена героев книг, их внешность, черты характера, что умеют/не умеют делать). Сюжеты некоторых популярных английских сказок. Произведения детского фольклора на английском языке (рифмовки, стихи, песни) Некоторые формы речевого и неречевого этикета англоговорящих стран в ряде ситуаций общения (в школе, во время совместной игры, при разговоре по телефону, в гостях, за столом, в магазине) Итого Из них контрольных работ 3. 15 часов 11 часов 14 часов 10 часов 14 часов 10 часов 7 часов 6 часов 10 часов 9 часов 8 часов 5 часов 16 часов 26 часов 11 часов 30 часов 18 часов 10 часов 5 часов 10 часов 4 часов 102 часа 5 часов 102 часа 5 часов 68 часов 5 часов Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Согласно ФГОС НОО ОВЗ, вариант 7.1 предназначен для образования обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в школу уровня развития, близкого к возрастной 7 норме, но имеющий особенности психофизического развития, затрудняющие процесс овладения знаниями, нуждающийся в специальных условиях получения образования. Сроки получения НОО обучающимися с ЗПР пролонгируются с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития детей данной категории, которые определяются Стандартом. [ФГОС НОО ОВЗ, приложение 7, п.2.3]. Специальные условия проведения текущей и промежуточной (по итогам освоения АООП НОО) аттестации обучающихся с ЗПР включают: ⋅ особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР; ⋅ привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий); ⋅ присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; ⋅ адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР: упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами; при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.); при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию); увеличение времени на выполнение заданий; возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения; недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка. Способы оценки достижений: ⋅ использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями; ⋅ ежедневно оценивать с целью выведения четвертной отметки; ⋅ оценивать работу учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями, на уроке; ⋅ акцентировать внимание на хороших оценках; ⋅ разрешать переделать задание, с которым ученик не справился; ⋅ проводить оценку переделанных работ. 8 Критерии оценивания Устный ответ, публичное высказывание, ответ на проблемный вопрос Показатели Отметка оценивания Критерии Самостоятельно формулирует проблему, анализирует причины ее существования, самостоятельно определяет цель работы 5 Регулятивные Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи, аргументировано объясняет наблюдаемые или изучаемые явления, все возможные причины их возникновения Познавательные Коммуникативные Знание предмета 4 Регулятивные Познавательные Коммуникативные Знание предмета 3 Регулятивные Познавательные Коммуникативные Знание предмета 2 Регулятивные Познавательные Коммуникативные Знание предмета Контрольная, проверочная работа Показатели Отметка оценивания 5 Регулятивные Познавательные Коммуникативные Высказывает собственные идеи, сопоставляет их с мнениями других участников, делает выводы и принимает совместные решения Ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание изучаемого материала; умение логично и последовательно объяснить взаимосвязь событий, фактов, явлений, процессов, возможны 2-3 неточности в ответе, которые исправляются по указанию учителя Самостоятельно анализирует ситуацию, в процессе обсуждения с учителем выявляет проблему, совместно формулирует цель работы Совместно с учителем определяет причину наблюдаемых или изучаемых явлений, самостоятельно устанавливает причинно-следственные взаимосвязи Предлагает и обосновывает свои идеи, высказывает отношение к мнениям других членов группы Ответ показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание изучаемого материала; умение логично и последовательно объяснить взаимосвязь событий, фактов, явлений, процессов, однако возможны 4-5 неточности в ответе, которые исправляются по указанию учителя Обучающийся принимает проблему, сформулированную учителем, в процессе обсуждения с учителем определяет цель Под руководством учителя выявляет причины наблюдаемых или изучаемых явлений Высказывает идеи (или свое отношение к идеям других), возникшие непосредственно приобсуждении Ответ свидетельствует о поверхностных знаниях и неглубоком понимании изучаемого материала; об отрывочном умении объяснить взаимосвязь событий, фактов, явлений, процессов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточное свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа (ответ несвязный, неполный), которые исправляются совместно с учителем Обучающийся не демонстрирует умения, описанные в пунктах «5», «4», «3» Обучающийся не демонстрирует умения, описанные в пунктах «5», «4», «3» Обучающийся не демонстрирует умения, описанные в пунктах «5», «4», «3» Ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания материала; неумение объяснить взаимосвязь событий, фактов, явлений, процессов, слабое владение монологической речью, бедность словарного запаса. Допущенные существенные ошибки учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя Критерии Определяет возможные пути выполнения поставленной задачи, необходимые при этом ресурсы и время, выбирает эффективный путь решения Самостоятельно определяет основание или критерии для сравнений, классификаций, типологии Осознанно использует речевые средства в соответствии с учебной 9 Знание предмета 4 Регулятивные Познавательные Коммуникативные Знание предмета 3 Регулятивные Познавательные Коммуникативные Знание предмета 2 Регулятивные Познавательные Коммуникативные Знание предмета задачей, владеет устной и письменной речью в соответствии с нормами русского языка работа выполнена полностью; в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала). Определяет последовательность действий, планирует время для выполнения поставленной задачи Из предложенного перечня выбирает основание или критерии для проведения сравнений, классификаций, типологии Владеет речевыми средствами для отображения своих мыслей, чувств, с помощью учителя выстраивает монологическую речь в соответствии с нормами русского языка работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки); допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки). Принимает и выполняет предложенный план действий по выполнению поставленной задачи, не распределяет время на выполнение учебного задания, требует постоянного внимания со стороны учителя Под руководством учителя проводит классификацию, типологию и сравнение с помощью предложенных критериев или оснований Использует речевые средства для отображения своих мыслей, чувств, с помощью учителя выстраивает монологическую речь и диалог в соответствии с нормами русского языка допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме. Обучающийся не демонстрирует умения, описанные в пунктах «5», «4», «3» Обучающийся не демонстрирует умения, описанные в пунктах «5», «4», «3» Обучающийся не демонстрирует умения, описанные в пунктах «5», «4», «3» допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере. Требования к заданиям: 1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; 2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; 3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами; при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.); при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию); увеличение времени на выполнение заданий; возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения; недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка. Особенности организации деятельности При организации обучения учителю следует: 10 ⋅ использовать четкие указания; ⋅ поэтапно разъяснять задания; ⋅ учить последовательно выполнять задания; ⋅ повторять инструкции к выполнению задания; ⋅ демонстрировать уже выполненное задание (например, решенная математическая задача). В учебной деятельности использовать различные виды деятельности: - чередовать занятия и физкультурные паузы; - предоставлять дополнительное время для завершения задания; - предоставлять дополнительное время для сдачи домашнего задания; - использовать листы с упражнениями, которые требуют минимального заполнения; - использовать упражнения с пропущенными словами/предложениями; - обеспечивать школьника копией конспекта. В организации учебной деятельности необходимо: - использовать вербальные поощрения; свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное; - составлять планы, позитивно ориентированные и учитывающие навыки и умения школьника; - предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства; - разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент; - игнорировать незначительные поведенческие нарушения; - разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным; - осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья. Стараться в оценке деятельности ученика не употреблять выражений «Нет!», «Неправильно!», «Ты не справился!», чтобы не подавлять самостоятельность мышления, не убить желание учиться, думать, рассуждать, принимать решение. Пусть ученик мыслит самостоятельно, совершает свои маленькие открытия. Дети обладают своими и только своими им свойственными качествами и уровнем развития. Поэтому следует предлагать им задания дифференцированного характера с учётом индивидуальных особенностей детей, создавая ситуацию успеха для каждого, т. к. каждый из них должен продвигаться вперёд со своим темпом и непременно с успехом. В работе с детьми ЗПР эмоциональный настрой на уроке играет важную роль. Поэтому неотъемлемым условием достижения положительного результата в обучении является обеспечение психологической комфортности детей, обеспечивающей их эмоциональное благополучие. Известно, что деятельность человека, и в частности ребёнка, является фактором развития его личности. Однако фактором развития личности становится не столько совершение трудовых операций, сколько получаемый результат, переживаемый как индивидуальное достижение, успех. Именно осознание личных индивидуальных достижений, оцениваемое субъектом как удача, как маленькая победа над самим собой, является стимулом его дальнейшего движения в этом направлении. Технологически деятельность учителя по созданию ситуации успеха его учеников обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемой вербальными и невербальными средствами: •подбадривающие слова и мягкие интонации, •мелодичность речи, 11 •корректность обращений, •открытая поза и доброжелательная мимика. Предлагая ребёнку выполнить какое-либо задание, вначале следует: «снять страх» — помочь ученику преодолеть неуверенность в собственных силах, робость и боязнь оценки окружающих. Используются следующие фразы: «Мы все пробуем и ищем. Только так может что-то получиться…», «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает, поэтому…», «В контрольной работе нет таких заданий, с которыми вы бы не справились…», «Этот материал мы с вами полностью изучили…», «Подобные задания мы выполняли не один раз…». В целях усиления педагогического воздействия операция «снятие страха» дополняется операцией «авансирование» — фиксация на достоинствах ученика — память, внимание, быстрота реакции, рассудительность и т. п. Учителю необходимо выразить свою твёрдую убеждённость в том, что ученик обязательно справится с поставленной задачей, преодолеет трудности, с которыми он столкнётся на пути продвижения к цели. Возможны фразы: «При твоих способностях…», «Ты наверняка справишься, потому что…», «У вас обязательно получится…». Большое значение в стимулировании активности ребёнка имеет операция «внесение мотива» — смещение с цели на мотив (объясняется ради чего, ради кого совершается деятельность). Формула внесения мотива выглядит примерно так: «Нам это так нужно…», «От тебя зависит успех всей нашей работы…», «Без твоей помощи товарищу никогда не справиться…» Социальная направленность в момент педагогического воздействия должна быть дополнена для ребёнка обозначением важности его усилий в предстоящей или совершаемой деятельности. Для этого предлагается использовать операцию «персональная исключительность» — персональная исключительность, высказанная в адрес ребёнка, повышает планку требования и ответственность за порученное дело, вселяет в ребёнка определённую уверенность и надежду на успешный результат. Ёе парадигмы: «Только ты и мог бы…», «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с такой просьбой…», «Вы у меня молодцы, я на вас надеюсь!». Особую необходимость в ней испытывают ученики слабые, имеющие множество проблем и традиционно негативно оценивающие себя и своё поведение. Персональная исключительность меняет их стереотипы, способствует проживанию новых отношений. Завершается технологический алгоритм операцией «педагогическое внушение», которое побуждает к выполнению конкретных действий: «Начинай же…», «Нам уже не терпится…», «Так хочется поскорее увидеть…». При произнесении этих парадигм педагогом большое значение имеет тон (он должен быть ровным, спокойным и убедительным), пластика и мимика. Заключительная оценка также имеет большое значение для ощущения школьником своего успеха. Содержательно она должна относиться не к результату в целом (хотя такая оценка тоже высказывается), а к каким-то отдельным деталям полученного результата, своим эмоциональным переживанием в связи с увиденным: «Больше всего в твоей работе мне понравилось…», «Особенно тебе удалось …». Необходимые условия образовательной деятельности: 1) соответствие темпа, объема и сложности учебной программы реальным познавательным возможностям ребенка, уровню его когнитивной сферы, уровню подготовленности т.е. уже усвоенному материалу; 2) целенаправленное развитие общеинтеллектуальной деятельности (умение осознавать учебные задачи, ориентироваться в условиях, осмысливать информацию); 3) сотрудничество с взрослыми, оказание педагогом необходимой помощи ребенку сучетом его индивидуальных проблем; 4) индивидуальная дозированная помощь ученику; 5) развитие у ребенка чувствительности к помощи, способность восприниматьи принимать помощь; 12 6) щадящий режим, соблюдение гигиенических и валеологических требований; 7) специальная подготовка педагога; 8) создание у ученика чувства защищенности и эмоционального комфорта; 9) поддержка ученика учителями школы. Для детей выстраивается корреционно-развивающая работа на каждом уроке, направленная на: 1) постепенное увеличение меры самостоятельности; 2) подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; 3) переключение учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы и т.д. Содержание и формы коррекционной работы учителя: 1) наблюдение за учениками в учебной и внеурочной деятельности (ежедневно); 2) поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями; 3) составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребёнка; 4) составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с психологом и учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы; 5) контроль успеваемости и поведения учащегося в классе; 6) формирование микроклимата в классе, способствующего тому, чтобы каждый учащийся с НОДА чувствовал себя в школе комфортно; 7) организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащегося, его общее развитие. Для повышения качества работы необходимо выполнение следующих условий: 1) формирование УУД на всех этапах учебной деятельности; 2) обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять; 3) обуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей; 4) установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием; 5) использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу; 6) максимальное использование сохранных анализаторов ребенка; 7) разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу; 8) использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия. Структура урока при внутренней дифференциации Этапы урока Орг. момент Проверка домашнего задания Методы и приемы Организация работы по ООП НОО Общий для всех детей класса Фронтальный опрос. Проверка и Словесный (слово учителя) Словесный (беседа), практический 13 Организация работы по АООП НОО ЗПР Индивидуальная проверка Повторение изученного материала (работа с учебником, по карточкам) Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам) Словесный (беседа) взаимопроверка Беседа, письменное и устное выполнение упражнений Беседа Подготовка к восприятию нового материала Словесный (беседа), Изучение нового материала практический (работа с учебником, по карточкам) Закрепление изученного Итог урока Инструктаж по выполнению домашнего задания Объяснение нового материала Работа по карточкам Беседа по вопросам, соответствующим уровню развития детей, обучающихся по данной программе Объяснение нового материала (обязательно с опорой на наглядность и работой над алгоритмом выполнения задания) Выполнение упражнений. Работа над усвоением Проверка нового материала (работа Словесный (беседа) по алгоритму). практический Выполнение упражнений (работа с учебником, по из учебника и работа по карточкам) карточкам Общий для всех детей Словесный (беседа) класса Уровень домашнего Уровень домашнего Словесный (слово учителя) задания для детей задания для детей с нормальным с особенностями в развитием развитии Обучение детей с ЗПР иностранному языку Принципы: 1. Обеспечение подвижной деятельности детей. 2. Частая смена деятельности. 3. Погружение в языковую среду. 4. Многократное аудирование вводимых структур. 5. Преемственность и постоянное повторение материала. 6. Общее развитие ребенка посредством иностранного языка, раскрытие его творческих способностей. Обучение английскому алфавиту и звуков проводится в игровой и соревновательной форме постепенно готовя учащегося к чтению. Работа с текстом – это наиболее простой и, в то же время, эффективный вид деятельности на уроке английского языка в классах коррекционно - развивающего обучения. Во главу угла данного вида деятельности выходит формирование и отработка навыков чтения. В методике преподавания английского языка различают несколько видов чтения. Однако с детьми, имеющими трудности в обучении, целесообразно использовать преимущественно один вид чтения: чтение с полным охватом содержания. Работа с текстом традиционно начинается с ввода новой лексики. При каждом новом вводе лексики устное усвоение слов сопровождается показом их письменных образцов как блоков а так же различными наглядностями. Запоминание новых лексических единиц также производится при помощи различных заданий: повторить за диктором слова в звукозаписи, расставить буквы в правильном порядке, чтобы получилось слово (unscramble the word), нахождение новых слов 14 в змейке (word snake), вставить пропущенные слова из нового вокабуляра в предложение (fill in the word), игры «снежный ком» (snowball), «рыбак» (fisher). Максимальная повторяемость материала является принципом успешного усвоения лексических единиц. В незнакомом тексте содержится приблизительно десять - пятнадцать процентов новой лексики. В дальнейшем после многократного повторения в различных заданиях учебника, рабочей тетради, а также заданиях, составленных непосредственно учителем, эти слова переходят в качественно иную стадию и становятся тем вокабуляром, которым учащиеся должны активно пользоваться, за тем перехожу на работу с текстом. Преимущественно, работа с текстом делится на три фазы: до - текстовый этап (pre - reading), активное чтение (while - reading), послетекстовый этап (post - reading). До – текстовый этап (введение в ситуацию) включает следующие задания: составление диаграмм, подбор заголовков, ответы на наводящие вопросы. Как показывает опыт, в начале данного этапа ученики работают вяло, делают много фонетических ошибок. Однако данная работа полностью оправдывает себя на дальнейших этапах. Второй этап чтения стабилен по структуре. Текст озвучивается по определённой схеме: чтение учителя, хоровое чтение за учителем, прослушивание текста с магнитофонной плёнки, если таковая имеется, хоровое повторение за плёнкой, индивидуальное чтение учащихся каждого блока текста. Отдельные слова и фразы можно трижды повторить с понижением темпа голоса, пропеть, сопроводить ритмическим постукиванием. Таким образом, при многократном чтении и повторении производится непроизвольное запоминание материала, эффективно отрабатывается техника чтения. На завершающей фазе второго этапа необходимо давать детям несколько минут для повторения чтения и перевода текста про себя. Во время повторения можно включить спокойную музыку. Это поможет снять умственную усталость и повысить эмоциональный тонус обучающихся. Послетекстовый этап включает в себя задания следующего плана: соотнесение идеи и абзаца (matching), заполнение всевозможных таблиц (fill in the table), тестовые задания с множественным выбором (multiple choice), определение верногоневерного высказывания (true or false). Следует отметить, что на третьем этапе работы с текстом существенно увеличивается темп работы учеников, снижается психо – эмоциональный барьер перед неизвестным материалом. Упражнения для развития умений и навыков коррекционного обучения. 1. Слушание и выполнение распоряжений учителя Учитель говорит: Ореn thе dооr, shut thе window, tаkе thе bооk и т. д Ученик выполняет действие. 2. Повторение фразы или предложения Учитель произносит фразу, учащийся должен четко и безошибочно и бегло ее повторить. I like this white house. 3. Повторяемость коррекционных упражнений, но с включением новизны. Kate has a cat. Kate has a cat and a car and a hare. 4. Преобразование без подстановки Тренируется вопросительная форма. Стимул. I study in the morning. Реакция. Dо уоu study in the morning? Тренируется образование третьего лица, единственного числа Ргеsеnt Indefinite. Стимул. I study in the morning. Реакция. Не studies in the morning. Иногда упомянутым упражнениям придается форма разговора. Стимул. The students аге busy. Реакция. Аге the students busy? Yеs, they are. 5. Устная подстановка наряду с какими–либо изменениями Например с изменением формы слова.. Тренируется образование множественного числа имен существительных 15 Учитель. The boys are coming. (слова girls, children подставляются) Ученики повторяют. The boys are coming. Такие коррекционные занятия вырабатывает у учащихся умение свободно и быстро использовать речевые образцы. Особенностью коррекционной работы является тщательная дозировка речевого материала. Нужно учитывать утомляемость, склонность к «торможению» и для этого нужно часто проводить смену видов деятельности АООП НОО предназначена для образования обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в 1 класс уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего получить начальное общее образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки, таким образом, содержание параграфа «Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы» полностью соответствует тематическому планированию рабочей программы по иностранному языку для 1-4 классов (приложение к ООП НОО МАОУ СОШ № 63). Приложение Достижение планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе, поскольку у обучающегося с ЗПР может быть индивидуальный темп освоения содержания образования и стандартизация планируемых результатов образования в более короткие промежутки времени объективно невозможна. Неспособность обучающегося с ЗПР полноценно освоить отдельный предмет в структуре АООП НОО не должна служить препятствием для выбора или продолжения ее освоения. Специальные условия проведения текущей и промежуточной (по итогам освоения АООП НОО) аттестации обучающихся с ЗПР включают: • особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР; • привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий); • присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; • адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся: 1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; 2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; 3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, онадополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами; • при необходимости - адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.); • при необходимости - предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию); • увеличение времени на выполнение заданий; • возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения; • недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка. 16 Специальные условия реализации программы обучения и воспитания детей Особенность ребёнка Дети с задержкой психического развития Характерные особенности развития детей 1) снижение работоспособности; 2) повышенная истощаемость; 3) неустойчивость внимания; 4) более восприятия; низкий уровень Рекомендуемые условия обучения и воспитания 1. Соответствие темпа, объёма и сложности учебной программы реальным познавательным возможностям ребёнка, уровню развития его когнитивной сферы, уровню подготовленности, то есть уже усвоенным знаниям и навыкам. развития 2. Целенаправленное развитие общеинтеллектуальной деятельности (умение осознавать учебные задачи, 5) недостаточная продуктивность ориентироваться в условиях, осмысливать информацию). 3. Сотрудничество с взрослыми, оказание педагогом произвольной памяти; необходимой помощи ребёнку, с учётом его 6) отставание в развитии всех форм индивидуальных проблем. мышления; 4. Индивидуальная дозированная помощь ученику, 7) дефекты звукопроизношения; решение диагностических задач. 5. Развитие у ребёнка чувствительности к помощи, 8) своеобразное поведение; способности воспринимать и принимать помощь. 9) бедный словарный запас; 6. Щадящий режим работы, соблюдение гигиенических и 10) низкий навык самоконтроля; валеологических требований. 11) незрелость эмоционально-волевой 7. Специально подготовленные в области сферы; коррекционной педагогики (специальной педагогики и 12) ограниченный запас общих коррекционной психологии) специалист – учитель, сведений и представлений; способный создать в классе доброжелательную, особую 13) слабая техника чтения; доверительную атмосферу. 8. Создание у неуспевающего ученика чувства 14) неудовлетворительный навык защищённости и эмоционального комфорта. каллиграфии; 9. Безусловная личная поддержка ученика 15) трудности в счёте через 10, решении задач учителями школы. 10. Взаимодействие и взаимопомощь детей в процессе учебной деятельности Особые образовательные потребности Учет индивидуальных особенностей обучающихся с задержкой психического развития. Проведение индивидуальных коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности. Создание ситуации успеха при выполнении различных заданий с постепенным повышением уровня сложности заданий. Активизация ресурсов семьи ребенка с задержкой психического развития. Для повышения эффективности обучения учащихся создаются специальные условия: Ребенок сидит в зоне прямого доступа учителя. Следует давать ребенку больше времени на запоминание и отработку учебных навыков. Индивидуальная помощь в случаях затруднения. Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала. Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек, наводящих вопросов, алгоритмов действия, заданий с опорой на образцы. Вариативные приемы обучения Повтор инструкции. Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный). Речевой образец или начало фразы. Демонстрация действий. Подбор по аналогии, по противопоставлению. Чередование легких и трудных заданий (вопросов). Совместные или имитационные действия. 17 Обучение ориентировке в задании, планированию предстоящей работы. Обучение выполнению предстоящей работы в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя. Обучение самоконтролю и самооценке в деятельности. На уроках и во внеурочной деятельности целесообразно использовать методы и приемы по формированию универсальных учебных действий у данного ребенка. Это регулятивные универсальные учебные действия, к ним относятся следующие умения: умение действовать по плану; преодоление импульсивности, непроизвольности; умение оценивать правильность выполненного действия; учение вносить коррективы в результат. В системе обучения необходимо использовать различные виды помощи: учебные; стимулирующие; направляющие; обучающие и др. Чувствительность ребенка к помощи, способность усваивать ее, переносить усвоенный с помощью способ деятельности на решение аналогичных учебных задач - надежный способ определения уровня развития ребенка, его обучаемости. Учебная помощь. Осуществляется коррекция в соответствии с уровнем реальной школьной успеваемости, этапных целей и требований урока, объема и уровня сложности учебных заданий. Стимулирующая помощь. Необходимость в такой помощи возникает тогда, когда ребенок не включается в работу после получения задания или, когда работа завершена, но выполнена неверно. В первом случае учитель помогает ребенку организовать себя, мобилизовать внимание, ободряя его, успокаивая, вселяя уверенность в способности справиться с задачей. Учитель спрашивает у ребенка, понял ли он задание, и если выявляется, что нет, повторно разъясняет его. Во втором случае учитель указывает на наличие ошибки в работе и необходимость проверки предложенного решения. Направляющая помощь. Данный вид помощи должен быть предусмотрен для случаев, когда возникают затруднения в определении средств, способов деятельности, планировании - в определении первого шага и последующих действий. Эти затруднения могут быть обнаружены им в самом процессе работы или уже после того, как работа закончена, но сделана неправильно. В этом случае педагог косвенно направляет ребенка на правильный путь, помогает ему сделать первый шаг, наметить план действий. Обучающая помощь. Необходимость обучающей помощи возникает в тех случаях, когда другие ее виды оказываются недостаточными, когда надо непосредственно указать или показать, что и как следует делать для того, чтобы решить предложенную задачу или исправить допущенную в ходе решения ошибку. 18