АРП_Музыка_1-4 ТНР

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ - СОШ № 168

СОГЛАСОВАНО
Руководитель МО
_______________________
Протокол № 1 от 25.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор ОУ
________________________
Вяткина Т.О.
Приказ № 01-01-11/41 от 31.08.2023 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 156910)
учебного предмета «Музыка»
для обучающихся 1-4 классов

Екатеринбург 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по предмету Музыка разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования для обучающихся с ОВЗ, Примерной адаптированной рабочей программы
начального общего образования по музыке для 1-4 классов, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых
результатов адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования МАОУ СОШ № 63, программы формирования универсальных учебных
действий у обучающихся 1 – 4 классов МАОУ СОШ № 63, авторской программы Г.П.
Сергеева Е.Д. Критская Музыка для 1- 4 классов издательства «Просвещение».
Предмет «Музыка» входит в состав учебных предметов обязательной части учебного
плана АООП НОО (1 класс - 1ч. в неделю, 33 часа в год, во 2-4 – 1ч. в неделю, 34 часа в год.
Итого135 часов за 4 года). Для изучения в 1-4-х классах используются учебники: Г.П.
Сергеева Е.Д. Критская «Музыка» (: учебник для общеобразовательных организаций.
Издательство «Просвещение»2022 г.)
Адаптированная рабочая программа составлена на основе следующих нормативных
документов и методических рекомендаций:
• Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-Ф3;
• Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки
России от 19.12.2014г. № 1598);
• Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с задержкой психического развития;
• Санитарно-эпидемиологических правил и нормативах СанПиН 2.4.2.3286-15,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
10.07.2015г. №26;
• нормативно-методической документации Министерства образования и науки РФ и других
нормативно-правовых актов в области образования;
 адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с задержкой психического развития МАОУ СОШ № 63;
 локального акта МАОУ СОШ № 168 «Положение об адаптированной рабочей программе
по учебному предмету (курсу)».
Программа отражает содержание обучения предмету «Музыка» с учетом особых
образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР, вариант 7.1.
В 1 - 4 классах планируемые результаты, содержание и тематическое планирование
соответствуют примерной рабочей программе по учебному предмету «Музыка» предметная
линия УМК «Школа России».
Планируемые результаты
Личностные результаты обучающихся с ЗПР включают индивидуально-личностные
качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные
установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ―
введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей,
обучающихся с ЗПР личностные результаты должны отражать:
- в ценностно-ориентационной сфере: эмоционально-ценностное и осмысленное
восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства; приобщение к
художественной культуре как части общей культуры человечества; воспитание
2

художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и
оценивать явления окружающего мира и искусства;
- в трудовой сфере: овладение основами культуры практической деятельности,
связанной с исполнением различных музыкальных произведений для эстетической
организации и оформления музыкального пространства;
- в познавательной сфере: развитие способности ориентироваться в мире народной
художественной культуры; овладение элементарными средствами художественного
восприятия и исполнения, для развития наблюдательности реального мира, способности к
анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной
оценки.
Метапредметные результаты:
- в ценностно-ориентационной сфере: формирование активного отношения к
традициям культуры как эстетической и личностно-значимой ценности; воспитание
уважения к истории культуры своего Отечества и к культуре других народов, выраженной в
фольклоре, классической и современной музыки, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды и понимании красоты человека; умение
воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другому восприятию мира;
- в трудовой сфере: обретение творческого опыта, предопределяющего способность к
самостоятельной продуктивной художественной деятельности; умение подходить
эстетически к любому виду деятельности; готовность к осознанному выбору
- в познавательной сфере: развитие художественно-образного мышления как
неотъемлемой части целостного мышления человека; формирование способности к
целостному художественному восприятию мира; развитие фантазии, воображения,
интуиции, визуальной памяти; получение опыта восприятия и аргументированной оценки
произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.
Предметные результаты
В результате обучения музыки на уровне начального общего образования учащиеся:
- получают знания об основных видах и жанрах музыкального искусства, роли в
культурном становлении человечества;
- узнают изученные произведения; эстетически оценивают явления окружающего
мира, произведения искусства и высказывают суждения о них;
- определяют средства выразительности при восприятии произведений;
анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства;

- интерпретируют содержание произведений искусства, ведут диалог с автором и
сверстниками по поводу содержания произведения;
- имеют представление о знаково-символической природе музыки;
- применяют выразительные средства разных искусств для создания художественного
образа.
Особенностью организации контроля по предмету «Музыка» является их
направленность на практический результат (исполнение песенного материала.).
Следовательно, контролю и оценке подвергается практическая работа на уроке, что и
является формой контроля на уроке
.

Содержание
1 класс.
Мир музыкальных звуков.
Классификация музыкальных звуков. Свойства музыкального звука: тембр, длительность,
громкость, высота.
Содержание обучения по видам деятельности:
Восприятие и воспроизведение звуков окружающего мира во всем многообразии. Звуки
окружающего мира; звуки шумовые и музыкальные. Свойства музыкального звука: тембр,
длительность, громкость, высота. Знакомство со звучанием музыкальных инструментов разной
3

высоты и тембровой окраски (просмотр фрагментов видеозаписей исполнения на различных
инструментах). Прослушивание фрагментов музыкальных произведений с имитацией звуков
окружающего мира.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Первые опыты игры
детей на инструментах, различных по способам звукоизвлечения, тембрам.
Пение попевок и простых песен. Разучивание попевок и простых народных песен и
обработок народных песен, в том числе, зарубежных; песен из мультфильмов, детских
кинофильмов, песен к праздникам. Формирование правильной певческой установки и певческого
дыхания.
Ритм – движение жизни
Ритм окружающего мира. Понятие длительностей в музыке. Короткие и длинные звуки.
Ритмический рисунок. Акцент в музыке: сильная и слабая доли.
Содержание обучения по видам деятельности:
Восприятие и воспроизведение ритмов окружающего мира. Ритмические игры.
«Звучащие жесты» («инструменты тела»): хлопки, шлепки, щелчки, притопы и др. Осознание
коротких и длинных звуков в ритмических играх: слоговая система озвучивания длительностей и
их графическое изображение; ритмоинтонирование слов, стихов; ритмические «паззлы».
Игра в детском шумовом оркестре. Простые ритмические аккомпанементы к музыкальным
произведениям.
Игра в детском шумовом оркестре: ложки, погремушки, трещотки, треугольники,
колокольчики и др. Простые ритмические аккомпанементы к инструментальным пьесам
(примеры: Д. Д. Шостакович «Шарманка», «Марш»; М.И. Глинка «Полька», П.И. Чайковский
пьесы из «Детского альбома» и др.). Чередование коротких и длинных звуков; формирование
устойчивой способности к равномерной пульсации; формирование ощущения сильной доли;
чередование сильных и слабых долей. Использование «звучащих жестов» в качестве
аккомпанемента к стихотворным текстам и музыкальным пьесам. Простые ритмические
аккомпанементы к пройденным песням.
Мелодия – царица музыки
Мелодия – главный носитель содержания в музыке. Интонация в музыке и в речи.
Интонация как основа эмоционально-образной природы музыки. Выразительные свойства
мелодии. Типы мелодического движения. Аккомпанемент.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных произведений яркого интонационно-образного содержания.
Примеры: Г. Свиридов «Ласковая просьба», Р. Шуман «Первая утрата», Л. Бетховен Симфония
№ 5 (начало), В.А. Моцарт Симфония № 40 (начало).
Исполнение песен с плавным мелодическим движением. Разучивание и исполнение песен с
поступенным движением, повторяющимися интонациями. Пение по «лесенке»; пение с
применением ручных знаков.
Музыкально-игровая деятельность – интонация-вопрос, интонация-ответ. Интонации
музыкально-речевые: музыкальные игры «вопрос-ответ», «поставь точку в конце музыкального
предложения» (пример, А.Н. Пахмутова «Кто пасется на лугу?»).
Освоение приемов игры мелодии на ксилофоне и металлофоне. Ознакомление с приемами
игры на ксилофоне и металлофоне. Исполнение элементарных мелодий на ксилофоне и
металлофоне с простым ритмическим аккомпанементом.
Музыкальные краски
Первоначальные знания о средствах музыкальной выразительности. Понятие контраста в
музыке. Лад. Мажор и минор. Тоника.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных произведений с контрастными образами, пьес различного
ладового наклонения. Пьесы различного образно-эмоционального содержания. Примеры: П.И.
Чайковский «Детский альбом» («Болезнь куклы», «Новая кукла»); Р. Шуман «Альбом для
4

юношества» («Дед Мороз», «Веселый крестьянин»). Контрастные образы внутри одного
произведения. Пример: Л. Бетховен «Весело-грустно».
Пластическое интонирование, двигательная импровизация под музыку разного
характера. «Создаем образ»: пластическое интонирование музыкального образа с применением
«звучащих жестов»; двигательная импровизация под музыку контрастного характера.
Исполнение песен, написанных в разных ладах. Формирование ладового чувства в
хоровом пении: мажорные и минорные краски в создании песенных образов. Разучивание и
исполнение песен контрастного характера в разных ладах.
Игры-драматизации. Театрализация небольших инструментальных пьес контрастного
ладового характера. Самостоятельный подбор и применение элементарных инструментов в
создании музыкального образа.
Музыкальные жанры: песня, танец, марш
Формирование первичных аналитических навыков. Определение особенностей основных
жанров музыки: песня, танец, марш.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных произведений, имеющих ярко выраженную жанровую основу.
Песня, танец, марш в музыкальном материале для прослушивания и пения (в том числе, на
основе пройденного материала): восприятие и анализ особенностей жанра. Двигательная
импровизация под музыку с использованием простых танцевальных и маршевых движений.
Сочинение простых инструментальных аккомпанементов как сопровождения к
песенной, танцевальной и маршевой музыке. Песня, танец, марш в музыкальном материале
для инструментального музицирования: подбор инструментов и сочинение простых вариантов
аккомпанемента к произведениям разных жанров.
Исполнение хоровых и инструментальных произведений разных жанров. Двигательная
импровизация. Формирование навыков публичного исполнения на основе пройденного хоровой
и инструментальной музыки разных жанров. Первые опыты концертных выступлений в
тематических мероприятиях.
Музыкальная азбука или где живут ноты
Основы музыкальной грамоты. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи.
Нотоносец, скрипичный ключ, нота, диез, бемоль. Знакомство с фортепианной клавиатурой:
изучение регистров фортепиано. Расположение нот первой октавы на нотоносце и клавиатуре.
Формирование зрительно-слуховой связи: ноты-клавиши-звуки. Динамические оттенки (форте,
пиано).
Содержание обучения по видам деятельности:
Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного материала.
Освоение в игровой деятельности элементов музыкальной грамоты: нотоносец, скрипичный
ключ, расположение нот первой октавы на нотоносце, диез, бемоль. Знакомство с фортепианной
клавиатурой (возможно на основе клавиатуры синтезатора). Установление зрительно-слуховой и
двигательной связи между нотами, клавишами, звуками; логика расположения клавиш: высокий,
средний, низкий регистры; поступенное движение в диапазоне октавы.
Слушание музыкальных произведений с использованием элементарной графической
записи. Развитие слухового внимания: определение динамики и динамических оттенков.
Установление зрительно-слуховых ассоциаций в процессе прослушивания музыкальных
произведений с характерным мелодическим рисунком (восходящее и нисходящее движение
мелодии) и отражение их в элементарной графической записи (с использованием знаков – линии,
стрелки и т.д.).
Пение с применением ручных знаков. Пение простейших песен по нотам. Разучивание и
исполнение песен с применением ручных знаков. Пение разученных ранее песен по нотам.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Первые навыки игры по
нотам.
Я – артист
5

Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое
соревнование.
Содержание обучения по видам деятельности:
Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных
мероприятиях.
Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала;
ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги».
Развитие навыка импровизации, импровизация на элементарных музыкальных
инструментах
с
использованием
пройденных
ритмоформул;
импровизация-вопрос,
импровизация-ответ; соревнование солистов – импровизация простых аккомпанементов и
ритмических рисунков.
Музыкально-театрализованное представление
Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы по
учебному предмету «Музыка» в первом классе.
Содержание обучения по видам деятельности:
Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении
музыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных,
музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и
инструментального материала. Подготовка и разыгрывание сказок, театрализация песен. Участие
родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев,
подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.).
Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты»,
«музыканты», «художники» и т.д.
2 класс.
Народное музыкальное искусство. Традиции и обряды.
Музыкальный фольклор. Народные игры. Народные инструменты. Годовой круг
календарных праздников
Содержание обучения по видам деятельности:
Музыкально-игровая деятельность. Повторение и инсценирование народных песен,
пройденных в первом классе. Разучивание и исполнение закличек, потешек, игровых и
хороводных песен. Приобщение детей к игровой традиционной народной культуре: народные
игры с музыкальным сопровождением. Примеры: «Каравай», «Яблонька», «Галка», «Заинька».
Игры народного календаря: святочные игры, колядки, весенние игры (виды весенних хороводов –
«змейка», «улитка» и др.).
Игра на народных инструментах. Знакомство с ритмической партитурой. Исполнение
произведений по ритмической партитуре. Свободноедирижирование ансамблем одноклассников.
Исполнение песен с инструментальным сопровождением: подражание «народному оркестру»
(ложки, трещотки, гусли, шаркунки). Народные инструменты разных регионов.
Слушание произведений в исполнении фольклорных коллективов. Прослушивание
народных песен в исполнении детских фольклорных ансамблей, хоровых коллективов (пример:
детский фольклорный ансамбль «Зоренька», Государственный академический русский народный
хор имени М.Е. Пятницкого и др.). Знакомство с народными танцами в исполнении фольклорных
и профессиональных ансамблей (пример:Государственный ансамбль народного танца имени
Игоря Моисеева; коллективы разных регионов России и др.).
Широка страна моя родная
Государственные символы России (герб, флаг, гимн). Гимн – главная песня народов нашей
страны. Гимн Российской Федерации.
Мелодия. Мелодический рисунок, его выразительные свойства, фразировка. Многообразие
музыкальных интонаций. Великие русские композиторы-мелодисты: М.И. Глинка, П.И.
Чайковский, С.В. Рахманинов.
Содержание обучения по видам деятельности:
6

Разучивание и исполнение Гимна Российской Федерации. Исполнение гимна своей
республики, города, школы. Применение знаний о способах и приемах выразительного пения.
Слушание музыки отечественных композиторов. Элементарный анализ особенностей
мелодии. Прослушивание произведений с яркой выразительной мелодией. Примеры: М.И.
Глинка «Патриотическая песня», П.И. Чайковский Первый концерт для фортепиано с оркестром
(1 часть), С.В. Рахманинов «Вокализ», Второй концерт для фортепиано с оркестром (начало).
Узнавание в прослушанных произведениях различных видов интонаций (призывная, жалобная,
настойчивая и т.д.).
Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен с несложным (поступенным)
движением. Освоение фактуры «мелодия-аккомпанемент» в упражнениях и пьесах для оркестра
элементарных инструментов.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Развитие приемов игры
на металлофоне и ксилофоне одной и двумя руками: восходящее и нисходящее движение;
подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен; освоение фактуры «мелодияаккомпанемент» в упражнениях и пьесах для оркестра элементарных инструментов.
Музыкальное время и его особенности
Метроритм. Длительности и паузы в простых ритмических рисунках. Ритмоформулы. Такт.
Размер.
Содержание обучения по видам деятельности:
Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного материала.
Восьмые, четвертные и половинные длительности, паузы. Составление ритмических рисунков в
объеме фраз и предложений, ритмизация стихов.
Ритмические игры. Ритмические «паззлы», ритмическая эстафета, ритмическое эхо,
простые ритмические каноны.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Чтение простейших
ритмических партитур. Соло-тутти. Исполнение пьес на инструментах малой ударной группы:
маракас, пандейра, коробочка (вуд-блок), блоктроммель, барабан, треугольник, реко-реко и др.
Разучивание и исполнение хоровых и инструментальных произведений с разнообразным
ритмическим рисунком. Исполнение пройденных песенных и инструментальных мелодий по
нотам.
Музыкальная грамота
Основы музыкальной грамоты. Расположение нот в первой-второй октавах. Интервалы в
пределах октавы, выразительные возможности интервалов.
Содержание обучения по видам деятельности:
Чтение нотной записи. Чтение нот первой-второй октав в записи пройденных песен. Пение
простых выученных попевок и песен в размере 2/4 по нотам с тактированием.
Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного материала. Игры и
тесты на знание элементов музыкальной грамоты: расположение нот первой-второй октав на
нотном стане, обозначения длительностей (восьмые, четверти, половинные), пауз (четверти и
восьмые), размера (2/4, 3/4, 4/4), динамики (форте, пиано, крещендо, диминуэндо). Простые
интервалы: виды, особенности звучания и выразительные возможности.
Пение мелодических интервалов с использованием ручных знаков.
Прослушивание и узнавание в пройденном вокальном и инструментальном музыкальном
материале интервалов (терция, кварта, квинта, октава). Слушание двухголосных хоровых
произведений
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Простое остинатное
сопровождение к пройденным песням, инструментальным пьесам с использованием интервалов
(терция, кварта, квинта, октава). Ознакомление с приемами игры на синтезаторе.
«Музыкальный конструктор»
Мир музыкальных форм. Повторность и вариативность в музыке. Простые песенные формы
(двухчастная и трехчастная формы). Вариации. Куплетная форма в вокальной музыке. Прогулки
7

в прошлое. Классические музыкальные формы (Й. Гайдн, В.А Моцарт, Л. Бетховен, Р. Шуман,
П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев и др.).
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных произведений. Восприятие точной и вариативной повторности в
музыке. Прослушивание музыкальных произведений в простой двухчастной форме (примеры: Л.
Бетховен Багатели, Ф. Шуберт Экосезы); в простой трехчастной форме (примеры: П.И.
Чайковский пьесы из «Детского альбома», Р. Шуман «Детские сцены», «Альбом для
юношества», С.С. Прокофьев «Детская музыка»); в форме вариаций (примеры:
инструментальные и оркестровые вариации Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, М.И.
Глинки); куплетная форма (песни и хоровые произведения).
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение пьес в
простой двухчастной, простой трехчастной и куплетной формах в инструментальном
музицировании. Различные типы аккомпанемента как один из элементов создания контрастных
образов.
Сочинение простейших мелодий. Сочинение мелодий по пройденным мелодическим
моделям. Игра на ксилофоне и металлофоне сочиненных вариантов. «Музыкальная эстафета»:
игра на элементарных инструментах сочиненного мелодико-ритмического рисунка с точным и
неточным повтором по эстафете.
Исполнение песен в простой двухчастной и простой трехчастной формах. Примеры: В.А.
Моцарт «Колыбельная»; Л. Бетховен «Сурок»; Й. Гайдн «Мы дружим с музыкой» и др.
Жанровое разнообразие в музыке.
Песенность, танцевальность, маршевость в различных жанрах вокальной
и
инструментальной музыки. Песенность как отличительная черта русской музыки. Средства
музыкальной выразительности. Формирование первичных знаний о музыкально-театральных
жанрах: путешествие в мир театра (театральное здание, театральный зал, сцена, за кулисами
театра). Балет, опера.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание классических музыкальных произведений с определением их жанровой
основы. Элементарный анализ средств музыкальной выразительности, формирующих признаки
жанра (характерный размер, ритмический рисунок, мелодико-интонационная основа). Примеры:
пьесы из детских альбомов А.Т. Гречанинова, Г.В. Свиридова, А.И. Хачатуряна, «Детской
музыки» С.С. Прокофьева, фортепианные прелюдии Д.Д. Шостаковича и др.).
Пластическое интонирование: передача в движении характерных жанровых признаков
различных классических музыкальных произведений; пластическое и графическое
моделирование метроритма («рисуем музыку»).
Создание презентации «Путешествие в мир театра» (общая панорама, балет, опера).
Сравнение на основе презентации жанров балета и оперы. Разработка и создание элементарных
макетов театральных декораций и афиш по сюжетам известных сказок, мультфильмов и др.
Исполнение песен кантиленного, маршевого и танцевального характера. Примеры: А.
Спадавеккиа «Добрый жук», В. Шаинский «Вместе весело шагать», А. Островский «Пусть всегда
будет солнце», песен современных композиторов.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение пьес различных
жанров. Сочинение простых пьес с различной жанровой основой по пройденным мелодическим
и ритмическим моделям для шумового оркестра, ансамбля элементарных инструментов.
Я – артист.
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое
соревнование.
Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный
день 8 марта, годовой круг календарных праздников и другие), подготовка концертных
программ.
Содержание обучения по видам деятельности:
8

Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных
мероприятиях, посвященных праздникам, торжественным событиям.
Подготовка концертных программ, включающих произведения для хорового и
инструментального (либо совместного) музицирования.
Участие в школьных, региональных и всероссийских музыкально-исполнительских
фестивалях, конкурсах и т.д.
Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала;
ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с применением усложненных
ритмоформул.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Совершенствование
навыка импровизации. Импровизация на элементарных музыкальных инструментах,
инструментах народного оркестра, синтезаторе с использованием пройденных мелодических и
ритмических формул. Соревнование солистов – импровизация простых аккомпанементов и
мелодико-ритмических рисунков.
Музыкально-театрализованное представление
Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы во втором
классе.
Содержание обучения по видам деятельности:
Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении
музыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных,
музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и
инструментального материала. Театрализованные формы проведения открытых уроков,
концертов. Подготовка и разыгрывание сказок, фольклорных композиций, театрализация
хоровых произведений с включением элементов импровизации. Участие родителей в
музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке
музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание
музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты»,
«музыканты», «художники» и т.д.
3 класс.
Музыкальный проект «Сочиняем сказку».
Применение приобретенных знаний, умений и навыков в творческо-исполнительской
деятельности. Создание творческого проекта силами обучающихся, педагогов, родителей.
Формирование умений и навыков ансамблевого и хорового пения. Практическое освоение и
применение элементов музыкальной грамоты. Развитие музыкально-слуховых представлений в
процессе работы над творческим проектом.
Содержание обучения по видам деятельности:
Разработка плана организации музыкального проекта «Сочиняем сказку» с участием
обучающихся, педагогов, родителей. Обсуждение его содержания: сюжет, распределение
функций участников, действующие лица, подбор музыкального материала. Разучивание и показ.
Создание
информационного
сопровождения
проекта
(афиша,
презентация,
пригласительные билеты и т.д.).
Разучивание и исполнение песенного ансамблевого и хорового материала как части
проекта. Формирование умений и навыков ансамблевого и хорового пения в процессе работы
над целостным музыкально-театральным проектом.
Практическое освоение и применение элементов музыкальной грамоты. Разучивание
оркестровых партий по ритмическим партитурам. Пение хоровых партий по нотам. Развитие
музыкально-слуховых представлений в процессе работы над творческим проектом.
Работа над метроритмом. Ритмическое остинато и ритмические каноны в сопровождении
музыкального проекта. Усложнение метроритмических структур с использованием пройденных
длительностей и пауз в размерах 2/4, 3/4, 4/4; сочинение ритмоформул для ритмического
остинато.
9

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Совершенствование
игры в детском инструментальном ансамбле (оркестре): исполнение оркестровых партитур для
различных составов (группы ударных инструментов различных тембров, включение в оркестр
партии синтезатора).
Соревнование классов на лучший музыкальный проект «Сочиняем сказку».
Широка страна моя родная
Творчество народов России. Формирование знаний о музыкальном и поэтическом
фольклоре, национальных инструментах, национальной одежде. Развитие навыков ансамблевого,
хорового пения. Элементы двухголосия.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных и поэтических произведений фольклора; русских народных песен
разных жанров, песен народов, проживающих в национальных республиках России; звучание
национальных инструментов. Прослушивание песен народов России в исполнении фольклорных
и этнографических ансамблей.
Исполнение песен народов России различных жанров колыбельные, хороводные, плясовые
и др.) в сопровождении народных инструментов. Пение acapella, канонов, включение элементов
двухголосия. Разучивание песен по нотам.
Игра на музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение на народных инструментах
(свирели, жалейки, гусли, балалайки, свистульки, ложки, трещотки, народные инструменты
региона и др.) ритмических партитур и аккомпанементов к музыкальным произведениям, а также
простейших наигрышей.
Игры-драматизации. Разыгрывание народных песен по ролям. Театрализация небольших
инструментальных пьес разных народов России. Самостоятельный подбор и применение
элементарных инструментов в создании музыкального образа.
Хоровая планета.
Хоровая музыка, хоровые коллективы и их виды (смешанные, женские, мужские, детские).
Накопление хорового репертуара, совершенствование музыкально-исполнительской культуры.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание произведений в исполнении хоровых коллективов: Академического ансамбля
песни и пляски Российской Армии имени А. Александрова, Государственного академического
русского народного хорап/у А.В. Свешникова, Государственного академического русского
народного хора им. М.Е. Пятницкого; Большого детского хора имени В. С. Попова и др.
Определение вида хора по составу голосов: детский, женский, мужской, смешанный.
Определение типа хора по характеру исполнения: академический, народный.
Совершенствование хорового исполнения: развитие основных хоровых навыков,
эмоционально-выразительное исполнение хоровых произведений. Накопление хорового
репертуара. Исполнение хоровых произведений классической и современной музыки с
элементами двухголосия.
Мир оркестра.
Симфонический оркестр. Формирование знаний об основных группах симфонического
оркестра: виды инструментов, тембры. Жанр концерта: концерты для солирующего инструмента
(скрипки, фортепиано, гитары и др.) и оркестра.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание фрагментов произведений мировой музыкальной классики с яркой
оркестровкой в исполнении выдающихся музыкантов-исполнителей, исполнительских
коллективов. Узнавание основных оркестровых групп и тембров инструментов симфонического
оркестра. Примеры М.П. Мусоргский «Картинки с выставки» (в оркестровке М. Равеля); Б.
Бриттен «Путеводитель по оркестру для молодежи» и другие. Прослушивание фрагментов
концертов для солирующего инструмента (фортепиано, скрипка, виолончель, гитара и др.) и
оркестра.
Музыкальная викторина «Угадай инструмент». Викторина-соревнование на определение
тембра различных инструментов и оркестровых групп.
10

Игра на музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение инструментальных
миниатюр «соло-тутти» оркестром элементарных инструментов.
Исполнение песен в сопровождении оркестра элементарного музицирования. Начальные
навыки пения под фонограмму.
Музыкальная грамота.
Основы музыкальной грамоты. Чтение нот. Пение по нотам с тактированием. Исполнение
канонов. Интервалы и трезвучия.
Содержание обучения по видам деятельности:
Чтение нот хоровых и оркестровых партий.
Освоение новых элементов музыкальной грамоты: интервалы в пределах октавы,
мажорные и минорные трезвучия. Пение мелодических интервалов и трезвучий с
использованием ручных знаков.
Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен на металлофоне, ксилофоне,
синтезаторе.
Музыкально-игровая деятельность: двигательные, ритмические и мелодические каноныэстафеты в коллективном музицировании.
Сочинение ритмических рисунков в форме рондо (с повторяющимся рефреном), в простой
двухчастной и трехчастной формах. Сочинение простых аккомпанементов с использованием
интервалов и трезвучий.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Импровизация с
использованием пройденных интервалов и трезвучий. Применение интервалов и трезвучий в
инструментальном сопровождении к пройденным песням, в партии синтезатора.
Разучивание хоровых и оркестровых партий по нотам; исполнение по нотам оркестровых
партитур различных составов.
Слушание многоголосных (два-три голоса) хоровых произведений хорального склада,
узнавание пройденных интервалов и трезвучий.
Формы и жанры в музыке
Простые двухчастная и трехчастная формы, вариации на новом музыкальном материале.
Форма рондо.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных произведений, написанных в разных формах и жанрах. Определение
соединений формы рондо и различных жанров. Примеры: Д.Б. Кабалевский «Рондо-марш»,
«Рондо-танец», «Рондо-песня»; Л. Бетховен «Ярость по поводу потерянного гроша».
Прослушивание оркестровых произведений, написанных в форме вариаций. Примеры: М. И.
Глинка «Арагонская хота»; М. Равель «Болеро». Активное слушание с элементами пластического
интонирования пьес-сценок, пьес-портретов в простой двухчастной и простой трехчастной
формах и др.
Музыкально-игровая деятельность. Форма рондо и вариации в музыкально-ритмических
играх с инструментами (чередование ритмического тутти и ритмического соло на различных
элементарных инструментах (бубен, тамбурин и др.).
Исполнение хоровых произведений в форме рондо. Инструментальный аккомпанемент с
применением ритмического остинато, интервалов и трезвучий.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.
Сочинение и исполнение на элементарных инструментах пьес в различных формах и жанрах
с применением пройденных мелодико-ритмических формул, интервалов, трезвучий, ладов.
Я – артист.
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое
соревнование.
Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный
день 8 марта, годовой круг календарных праздников, праздники церковного календаря и другие),
подготовка концертных программ.
Содержание обучения по видам деятельности:
11

Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных
мероприятиях, посвященных праздникам, торжественным событиям.
Подготовка концертных программ, включающих произведения для хорового и
инструментального (либо совместного) музицирования, в том числе музыку народов России.
Участие в школьных, региональных и всероссийских музыкально-исполнительских
фестивалях, конкурсах и т.д.
Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала;
ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с применением усложненных
ритмоформул.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Совершенствование
навыка импровизации. Импровизация на элементарных музыкальных инструментах,
инструментах народного оркестра, синтезаторе с использованием пройденных мелодических и
ритмических формул. Соревнование солиста и оркестра – исполнение «концертных» форм.
Музыкально-театрализованное представление.
Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы в третьем
классе.
Содержание обучения по видам деятельности:
Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении
музыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных,
музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и
инструментального материала. Рекомендуемые темы: «Моя Родина», «Широка страна моя
родная», «Сказка в музыке», «Наша школьная планета», «Мир природы» и другие.
Театрализованные формы проведения открытых уроков, концертов. Подготовка и разыгрывание
сказок, фольклорных композиций, театрализация хоровых произведений с включением
элементов импровизации. Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях
(участие в разработке сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита
и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального коллектива: распределение
ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д.
4 класс
Песни народов мира.
Песня как отражение истории культуры и быта различных народов мира. Образное и
жанровое содержание, структурные, мелодические и ритмические особенности песен народов
мира.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание песен народов мира с элементами анализа жанрового разнообразия,
ритмических особенностей песен разных регионов, приемов развития (повтор, вариантность,
контраст).
Исполнение песен народов мира с более сложными ритмическими рисунками (синкопа,
пунктирный ритм) и различными типами движения (поступенное, по звукам аккорда, скачками).
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Исполнение
оркестровых партитур с относительно самостоятельными по ритмическому рисунку партиями
(например, ритмическое остинато / партия, дублирующая ритм мелодии; пульсация равными
длительностями / две партии – ритмическое эхо и др.). Исполнение простых ансамблевых дуэтов,
трио; соревнование малых исполнительских групп.
Музыкальная грамота.
Основы музыкальной грамоты. Ключевые знаки и тональности (до двух знаков). Чтение нот.
Пение по нотам с тактированием. Исполнение канонов. Интервалы и трезвучия. Средства
музыкальной выразительности.
Содержание обучения по видам деятельности:
Чтение нот хоровых и оркестровых партий в тональностях (до двух знаков). Разучивание
хоровых и оркестровых партий по нотам с тактированием, с применением ручных знаков.
Исполнение простейших мелодических канонов по нотам.
12

Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Сочинение ритмических
рисунков в форме рондо, в простой двухчастной и простой трехчастной формах, исполнение их
на музыкальных инструментах. Ритмические каноны на основе освоенныхритмоформул.
Применение простых интервалов и мажорного и минорного трезвучий в аккомпанементе к
пройденным хоровым произведениям (в партиях металлофона, ксилофона, синтезатора).
Инструментальная и вокальная импровизация с использованием простых интервалов,
мажорного и минорного трезвучий.
Оркестровая музыка.
Виды оркестров: симфонический, камерный, духовой, народный, джазовый, эстрадный.
Формирование знаний об основных группах, особенностях устройства и тембров инструментов.
Оркестровая партитура. Электромузыкальные инструменты. Синтезатор как инструмент-оркестр.
Осознание тембровых возможностей синтезатора в практической исполнительской деятельности.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание произведений для симфонического, камерного, духового, народного
оркестров. Примеры: оркестровые произведения А. Вивальди, В. Блажевича, В. Агапкина, В.
Андреева; песни военных лет в исполнении духовых оркестров, лирические песни в исполнении
народных оркестров; произведения для баяна, домры, балалайки-соло, народных инструментов
региона и др.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Игра оркестровых
партитур с самостоятельными по ритмическому рисунку партиями. Игра в ансамблях различного
состава; разучивание простых ансамблевых дуэтов, трио, соревнование малых исполнительских
групп. Подбор тембров на синтезаторе, игра в подражание различным инструментам.
Музыкально-сценические жанры.
Балет, опера, мюзикл. Ознакомление с жанровыми и структурными особенностями и
разнообразием музыкально-театральных произведений.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание и просмотр фрагментов из классических опер, балетов и мюзиклов.
Сравнение особенностей жанра и структуры музыкально-сценических произведений, функций
балета и хора в опере. Синтез искусств в музыкально-сценических жанрах: роль декораций в
музыкальном спектакле; мастерство художника-декоратора и т.д. Примеры: П.И. Чайковский
«Щелкунчик», К. Хачатурян «Чиполлино», Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка».
Драматизация отдельных фрагментов музыкально-сценических произведений.
Драматизация песен. Примеры: р.н.п. «Здравствуй, гостья зима», Р. Роджерс «Уроки музыки» из
мюзикла «Звуки музыки», английская народная песня «Пусть делают все так, как я» (обр. А.
Долуханяна).
Музыка кино.
Формирование знаний об особенностях киномузыки и музыки к мультфильмам. Информация
о композиторах, сочиняющих музыку к детским фильмам и мультфильмам.
Содержание обучения по видам деятельности:
Просмотр фрагментов детских кинофильмов и мультфильмов. Анализ функций и
эмоционально-образного содержания музыкального сопровождения:
 характеристика действующих лиц (лейтмотивы), времени и среды действия;
 создание эмоционального фона;
 выражение общего смыслового контекста фильма.
Примеры:
фильмы-сказки
«Морозко»
(режиссер
А.
Роу,
композитор
Н. Будашкина), «После дождичка в четверг» (режиссер М. Юзовский, композитор Г. Гладков),
«Приключения Буратино» (режиссер Л. Нечаев, композитор А.Рыбников). Мультфильмы: У.
Дисней «Наивные симфонии»; музыкальные характеристики героев в мультфильмах российских
режиссеров-аниматоров В. Котеночкина, А. Татарского, А. Хржановского, Ю. Норштейна, Г.
Бардина, А. Петрова и др. Музыка к мультфильмам: «Винни Пух» (М. Вайнберг), «Ну, погоди»
13

(А. Державин, А. Зацепин), «Приключения Кота Леопольда» (Б. Савельев, Н. Кудрина),
«Крокодил Гена и Чебурашка» (В.Шаинский).
Исполнение песен из кинофильмов и мультфильмов. Работа над выразительным
исполнением вокальных (ансамблевых и хоровых) произведений с аккомпанированием.
Создание музыкальных композиций на основе сюжетов различных кинофильмов и
мультфильмов.
Учимся, играя.
Музыкальные викторины, игры, тестирование, импровизации, подбор по слуху,
соревнования по группам, конкурсы, направленные на выявление результатов освоения
программы.
Содержание обучения по видам деятельности:
Музыкально-игровая деятельность. Ритмические игры, игры-соревнования на правильное
определение на слух и в нотах элементов музыкальной речи. Импровизация-соревнование на
основе заданных моделей, подбор по слуху простых музыкальных построений. Исполнение
изученных песен в форме командного соревнования.
Я – артист.
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое
соревнование.
Разучивание песен к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный
день 8 марта, годовой круг календарных праздников, праздники церковного календаря и другие),
подготовка концертных программ.
Содержание обучения по видам деятельности:
Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных
мероприятиях, посвященных праздникам, торжественным событиям. Исполнение песен в
сопровождении двигательно-пластической, инструментально-ритмической импровизации.
Подготовка концертных программ, включающих произведения для хорового и
инструментального (либо совместного) музицирования и отражающих полноту тематики
освоенного учебного предмета.
Участие в школьных, региональных и всероссийских музыкально-исполнительских
фестивалях, конкурсах и т.д.
Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала;
ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с применением всего
разнообразия пройденных ритмоформул.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле, оркестре. Импровизация
на элементарных музыкальных инструментах, инструментах народного оркестра, синтезаторе с
использованием всех пройденных мелодических и ритмических формул. Соревнование: «солист
–солист», «солист –оркестр».
Соревнование классов: лучшее исполнение произведений хорового, инструментального,
музыкально-театрального репертуара, пройденных за весь период обучения.
Музыкально-театрализованное представление.
Музыкально-театрализованное представление как итоговый результат освоения программы.
Содержание обучения по видам деятельности:
Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкальнотеатрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкальнодраматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и
инструментального материала. Подготовка и разыгрывание музыкально-театральных постановок,
музыкально-драматических композиций по мотивам известных мультфильмов, фильмов-сказок,
опер и балетов на сказочные сюжеты. Участие родителей в музыкально-театрализованных
представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкально-инструментальных
номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального
коллектива: распределение ролей: «ре Достижение планируемых результатов освоения АООП
14

НОО определяется по завершению обучения в основной школе, поскольку у обучающегося с
ЗПР может быть индивидуальный темп освоения содержания образования и стандартизация
планируемых результатов образования в бое короткие промежутки времени объективно
невозможна.
Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на изучение каждой темы
АООП НОО предназначена для образования обучающихся с ЗПР, достигших к моменту
поступления в 1 класс уровня психофизического развития, близкого возрастной норме,
позволяющего получить начальное общее образование, полностью соответствующее по
итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не
имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки, таким образом, содержание
параграфа «Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы» полностью соответствует тематическому планированию рабочей программы по
музыке для 1-4 классов (приложение к ООП НОО МАОУ СОШ № 63)
Приложение

Неспособность обучающегося с ЗПР полноценно освоить отдельный предмет в структуре
АООП НОО не должна служить препятствием для выбора или продолжения ее освоения.
Достижение планируемых результатов освоения АООП НОО определяется по завершению
обучения в основной школе, поскольку у обучающегося с ЗПР может быть индивидуальный темп
освоения содержания образования и стандартизация планируемых результатов образования в
более короткие промежутки времени объективно невозможна.
Специальные условия проведения текущей и промежуточной (по итогам
освоения особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом
особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
• привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для
обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
• присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
• адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных трудностей обучающихся:
1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые
единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она
дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми
акцентами;
• при необходимости - адаптирование текста задания с учетом особых образовательных
потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое
отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому
и семантическому оформлению и др.);
• при необходимости - предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей
(одобрение,
эмоциональная
поддержка),
организующей
(привлечение
внимания,
концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки),
направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
• увеличение времени на выполнение заданий;
• возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении
ребенка проявлений утомления, истощения;
• недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций,
приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
Специальные условия реализации программы обучения и воспитания детей
15

Особенность
ребёнка
Дети с
задержкой
психической
развития

Характерные особенности
развития детей
1) снижение работоспособности;
2) повышенная истощаемость;
3) неустойчивость внимания;
4) более низкий уровень развития
восприятия;
5) недостаточная продуктивность
произвольной памяти;
6) отставание в развитии всех форм
мышления;
7) дефекты звукопроизношения;
8) своеобразное поведение;
9) бедный словарный запас;
10) низкий навык самоконтроля;
11) незрелость эмоциональноволевой сферы;
12) ограниченный запас общих
сведений и представлений;
13) слабая техника чтения;
14) неудовлетворительный
навык каллиграфии;
15) трудности в счёте через 10,
решении задач

Рекомендуемые условия обучения и
воспитания
1. Соответствие темпа, объёма и сложности учебной
программы реальным познавательным возможностям
ребёнка, уровню развития его когнитивной сферы,
уровню подготовленности, то есть уже усвоенным
знаниям и навыкам.
2. Целенаправленное развитие
общеинтеллектуальной деятельности (умение
осознавать учебные задачи, ориентироваться в
условиях, осмысливать информацию).
3. Сотрудничество с взрослыми, оказание
педагогом необходимой помощи ребёнку, с учётом
его индивидуальных проблем
4. Индивидуальная дозированная помощь ученику,

решение диагностических задач.
5. Развитие у ребёнка чувствительности к помощи,
способности воспринимать и принимать помощь.
6. Щадящий режим работы, соблюдение
гигиенических и валеологических требований.
7. Специально подготовленные в области
коррекционной педагогики (специальной педагогики
и коррекционной психологии) специалист – учитель,
способный создать в классе доброжелательную,
особую доверительную атмосферу.
8. Создание у неуспевающего ученика чувства
защищённости и эмоционального комфорта.
9. Безусловная личная поддержка ученика

учителями школы.
10. Взаимодействие и взаимопомощь детей в процессе
учебной деятельности

Особые образовательные потребности
Учет индивидуальных особенностей обучающихся с задержкой психического развития.
Проведение индивидуальных коррекционных занятий общеразвивающей и предметной
направленности.
Создание ситуации успеха при выполнении различных заданий с постепенным
повышением уровня сложности заданий.
Активизация ресурсов семьи ребенка с задержкой психического развития.
Организация деятельности на уроке
Важны внешние мотивирующие подкрепления.
Учебный материал должен подноситься небольшими дозами, его усложнение следует
осуществлять постепенно.
Создание ситуации успеха на занятии.
Благоприятный климат на уроке.
Опора на эмоциональное восприятие.
Введение физминуток через 15-20 минут.
Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и
практических).
Синхронизация темпа урока с возможностями ученика.
Точность и краткость инструкции по выполнению задания.
Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы, связь обучения с жизнью.
Постоянное управление вниманием.
При планировании уроков использовать игровые моменты. Использовать яркую
наглядность, применять ИКТ.
16

Для повышения эффективности обучения учащихся создаются специальные условия:
Ребенок сидит в зоне прямого доступа учителя.
Следует давать ребенку больше времени на запоминание и отработку учебных навыков.
Индивидуальная помощь в случаях затруднения.
Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.
Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных
карточек, наводящих вопросов, алгоритмов действия, заданий с опорой на образцы.
Вариативные приемы обучения
Повтор инструкции.
Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный).
Речевой образец или начало фразы. Демонстрация действий.
Подбор по аналогии, по противопоставлению.
Чередование легких и трудных заданий (вопросов).
Совместные или имитационные действия.
Обучение ориентировке в задании, планированию предстоящей работы.
Обучение выполнению предстоящей работы в соответствии с наглядным образцом и (или)
словесными указаниями учителя.
Обучение самоконтролю и самооценке в деятельности.
На уроках и во внеурочной деятельности целесообразно использовать методы и приемы по
формированию универсальных учебных действий у данного ребенка. Это регулятивные
универсальные учебные действия, к ним относятся следующие умения: умение действовать по
плану; преодоление импульсивности, непроизвольности; умение оценивать правильность
выполненного действия; учение вносить коррективы в результат.
В системе обучения необходимо использовать различные виды помощи: учебные;
стимулирующие; направляющие; обучающие и др.
Чувствительность ребенка к помощи, способность усваивать ее, переносить усвоенный с
помощью способ деятельности на решение аналогичных учебных задач - надежный способ
определения уровня развития ребенка, его обучаемости.
Учебная помощь. Осуществляется коррекция в соответствии с уровнем реальной школьной
успеваемости, этапных целей и требований урока, объема и уровня сложности учебных заданий.
Стимулирующая помощь. Необходимость в такой помощи возникает тогда, когда ребенок
не включается в работу после получения задания или, когда работа завершена, но выполнена
неверно. В первом случае учитель помогает ребенку организовать себя, мобилизовать внимание,
ободряя его, успокаивая, вселяя уверенность в способности справиться с задачей. Учитель
спрашивает у ребенка, понял ли он задание, и если выявляется, что нет, повторно разъясняет его.
Во втором случае учитель указывает на наличие ошибки в работе и необходимость проверки
предложенного решения.
Направляющая помощь. Данный вид помощи должен быть предусмотрен для случаев,
когда возникают затруднения в определении средств, способов деятельности, планировании - в
определении первого шага и последующих действий. Эти затруднения могут быть обнаружены
им в самом процессе работы или уже после того, как работа закончена, но сделана неправильно.
В этом случае педагог косвенно направляет ребенка на правильный путь, помогает ему сделать
первый шаг, наметить план действий.
Обучающая помощь. Необходимость обучающей помощи возникает в тех случаях, когда
другие ее виды оказываются недостаточными, когда надо непосредственно указать или показать,
что и как следует делать для того, чтобы решить предложенную задачу или исправить
допущенную в ходе решения ошибку.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».