АРП_Основы религиозных культур и светской этики 4_ТНР

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ - СОШ № 168

СОГЛАСОВАНО
Руководитель МО
_______________________
Мугадова Л.Н.
Протокол № 1 от 25.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор ОУ
________________________
Вяткина Т.О.
Приказ № 01-01-11/41 от 31.08.2023 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 156910)
учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
для обучающихся 1-4 классов

Екатеринбург 2023

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предмет «ОРКСЭ» направлен на достижение следующих результатов:
1)
готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
2)
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
3)
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
4)
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях,
их роли в культуре, истории и современности России;
5)
первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении
российской государственности;
6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание
нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов
России;
3) осознание ценности человеческой жизни.

Содержание
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Учебный модуль имеет логическую завершенность и включает в себя такой объем
материала предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный
компонент.
Содержание учебного модуля организовано в рамках четырех основных тематических
разделов. Содержательные акценты первого: тематического раздела - духовные ценности и
нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический раздел
представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий
тематические разделы (уроки 2-29) дифференцируют содержание учебного курса
применительно к модулю. Учащиеся в соответствии с выбранным модулем получат
представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими
ее характеристиками.
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
(1 час). В рамках данного блока рассматривается тема «Россия - наша Родина».
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов).
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов),
В рамках данных блоков рассматриваются следующие темы:
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные
книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных
традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии
России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы.
Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в
религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учёба и труд.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение
к ним разных религий.
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов).
В рамках данного блока рассматриваются следующие темы:

Любовь и уважение к Отчеству, уважение к многонациональному народу. Патриотизм
многонационального и много конфессионального народа России.
Блоки 1-й и 4-й посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу
межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия.
Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса. По усмотрению учителя возможно
также проведение совместных завершающих уроков, связанных с презентациями
творческих проектов учащихся, во 2-м блоке.
Блок 4-й - итоговый, обобщающий и оценочный, предусматривает подготовку и
презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как
индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются
родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее
изученный материал; освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной
форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных
традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют
оценить в целом работу учащегося за весь курс.
Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на изучение каждой
темы
АООП НОО предназначена для образования обучающихся с ЗПР, достигших к моменту
поступления в 1 класс уровня психофизического развития, близкого возрастной норме,
позволяющего получить начальное общее образование, полностью соответствующее по
итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не
имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки, таким образом,
содержание параграфа «Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы» полностью соответствует тематическому
планированию рабочей программы по основам религиозных культур и светской этики для
4 классов (приложение к ООП НОО МАОУ СОШ № 63).
Приложение
Достижение планируемых результатов освоения АООП НОО определяется по
завершению обучения в основной школе, поскольку у обучающегося с ЗПР может быть
индивидуальный темп освоения содержания образования и стандартизация планируемых
результатов образования в более короткие промежутки времени объективно невозможна.
Неспособность обучающегося с ЗПР полноценно освоить отдельный предмет в
структуре АООП ООО не должна служить препятствием для выбора или продолжения ее
освоения.
Специальные условия проведения текущей и промежуточной (по итогам освоения
АООП НОО) аттестации обучающихся с ЗПР включают:
•
особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с
учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей
обучающихся с ЗПР;
•
привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие
привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода
выполнения заданий);
•
присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
•
адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных трудностей обучающихся:
1)
упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;

2)
упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие
смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
3)
в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она
дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми
акцентами;
•
при необходимости - адаптирование текста задания с учетом особых
образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более
крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение
формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);
•
при необходимости - предоставление дифференцированной помощи:
стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение
внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости
самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
•
увеличение времени на выполнение заданий;
•
возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в
поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
•
недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание
ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
Специальные условия реализации программы обучения и воспитания детей
Особенность
ребёнка
Дети с
задержкой
психического
развития

Характерные особенности
развития детей
1) снижение
работоспособности;
2) повышенная истощаемость;
3) неустойчивость внимания;
4) более
низкий
уровень
развития восприятия;
5) недостаточная
продуктивность произвольной
памяти;
6) отставание в развитии всех
форм мышления;
7) дефекты
звукопроизношения;
8) своеобразное поведение;
9) бедный словарный запас;
10) низкий
навык
самоконтроля;
11) незрелость
эмоционально-волевой
сферы;
12) ограниченный
запас
общих
сведений
и
представлений;
13) слабая техника чтения;
14) неудовлетворительный
навык каллиграфии;
15) трудности в счёте через 10,
решении задач

Особые образовательные потребности

Рекомендуемые условия обучения и воспитания
1. Соответствие темпа, объёма и сложности учебной

программы реальным познавательным возможностям
ребёнка, уровню развития его когнитивной сферы,
уровню подготовленности, то есть уже усвоенным
знаниям и навыкам.
2. Целенаправленное развитие общеинтеллектуальной
деятельности (умение осознавать учебные задачи,
ориентироваться в условиях, осмысливать информацию).
3. Сотрудничество с взрослыми, оказание педагогом
необходимой помощи ребёнку, с учётом его
индивидуальных проблем
4. Индивидуальная дозированная помощь ученику,

решение диагностических задач.
5. Развитие у ребёнка чувствительности к помощи,
способности воспринимать и принимать помощь.
6. Щадящий режим работы, соблюдение гигиенических
и валеологических требований.
7. Специально подготовленные в области коррекционной
педагогики (специальной педагогики и коррекционной
психологии) специалист – учитель, способный создать в
классе доброжелательную, особую доверительную
атмосферу.
8. Создание у неуспевающего
ученика чувства
защищённости и эмоционального комфорта.
9. Безусловная личная поддержка ученика

учителями школы.
10. Взаимодействие и взаимопомощь детей в процессе
учебной деятельности

Учет индивидуальных особенностей обучающихся с задержкой психического
развития. Проведение индивидуальных коррекционных занятий общеразвивающей и
предметной направленности.
Создание ситуации успеха при выполнении различных заданий с постепенным
повышением уровня сложности заданий.
Активизация ресурсов семьи ребенка с задержкой психического развития.
Организация деятельности на уроке
Важны внешние мотивирующие подкрепления.
Учебный материал должен подноситься небольшими дозами, его усложнение следует
осуществлять постепенно.
Создание ситуации успеха на занятии.
Благоприятный климат на уроке.
Опора на эмоциональное восприятие.
Введение физминуток через 15-20 минут.
Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и
практических).
Синхронизация темпа урока с возможностями ученика.
Точность и краткость инструкции по выполнению задания.
Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы, связь обучения с жизнью.
Постоянное управление вниманием.
При планировании уроков использовать игровые моменты. Использовать яркую
наглядность, применять ИКТ.
Для повышения эффективности обучения учащихся создаются специальные
условия:
Ребенок сидит в зоне прямого доступа учителя.
Следует давать ребенку больше времени на запоминание и отработку учебных навыков.
Индивидуальная помощь в случаях затруднения.
Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.
Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных
карточек, наводящих вопросов, алгоритмов действия, заданий с опорой на образцы.
Вариативные приемы обучения
Повтор инструкции.
Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный).
Речевой образец или начало фразы. Демонстрация действий.
Подбор по аналогии, по противопоставлению.
Чередование легких и трудных заданий (вопросов).
Совместные или имитационные действия.
Обучение ориентировке в задании, планированию предстоящей работы.
Обучение выполнению предстоящей работы в соответствии с наглядным образцом и
(или) словесными указаниями учителя.
Обучение самоконтролю и самооценке в деятельности.
На уроках и во внеурочной деятельности целесообразно использовать методы и приемы
по формированию универсальных учебных действий у данного ребенка. Это регулятивные
универсальные учебные действия, к ним относятся следующие умения: умение действовать
по плану; преодоление импульсивности, непроизвольности; умение оценивать правильность
выполненного действия; учение вносить коррективы в результат.
В системе обучения необходимо использовать различные виды помощи: учебные;

стимулирующие; направляющие; обучающие и др.
Чувствительность ребенка к помощи, способность усваивать ее, переносить усвоенный с
помощью способ деятельности на решение аналогичных учебных задач - надежный способ
определения уровня развития ребенка, его обучаемости.
Учебная помощь. Осуществляется коррекция в соответствии с уровнем реальной
школьной успеваемости, этапных целей и требований урока, объема и уровня сложности
учебных заданий.
Стимулирующая помощь. Необходимость в такой помощи возникает тогда, когда
ребенок не включается в работу после получения задания или когда работа завершена, но
выполнена неверно. В первом случае учитель помогает ребенку организовать себя,
мобилизовать внимание, ободряя его, успокаивая, вселяя уверенность в способности
справиться с задачей. Учитель спрашивает у ребенка, понял ли он задание, и если
выявляется, что нет, повторно разъясняет его. Во втором случае учитель указывает на
наличие ошибки в работе и необходимость проверки предложенного решения.
Направляющая помощь. Данный вид помощи должен быть предусмотрен для случаев,
когда возникают затруднения в определении средств, способов деятельности, планировании в определении первого шага и последующих действий. Эти затруднения могут быть
обнаружены им в самом процессе работы или уже после того, как работа закончена, но
сделана неправильно. В этом случае педагог косвенно направляет ребенка на правильный
путь, помогает ему сделать первый шаг, наметить план действий.
Обучающая помощь. Необходимость обучающей помощи возникает в тех случаях, когда
другие ее виды оказываются недостаточными, когда надо непосредственно указать или
показать, что и как следует делать для того, чтобы решить предложенную задачу или
исправить допущенную в ходе решения ошибку.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».