План ВД НОО

Приложение к основной образовательной
программе начального общего образования
МАОУ-СОШ № 168 к «Содержательному разделу»
ООП НОО Внеурочная деятельность

ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Екатеринбург, 2023

Нормативно-правовая база
1. Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Закон РФ от 24.06.2023 № 283-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об
образовании в Российской Федерации";
3. Закон Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской
области»;
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021
№ 286;
5. Федеральная образовательная программа начального общего образования, утвержденная
приказом Министерства просвещения РФ от 16 ноября 2022 г. № 992;
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования”;
7. Методические рекомендации по использованию и включению в содержание процесса
обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных
письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
8. Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-1672 «О направлении Методических
рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках
реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности»;
9. Письмо Минпросвещения России от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении
методических рекомендации по организации внеурочной деятельности в рамках реализации
обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего и основного общего образования»;
10. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
11. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи";
12. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2
"Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания";
13. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 декабря 2022 г. № 24
"О внесении изменений в санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания", утвержденные Постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 2";
14. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ- СОШ № 168.

2

Пояснительная записка
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения
программы начального общего образования с учётом выбора участниками образовательных
отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого МАОУ -СОШ №
168.
Осуществляется в формах, отличных от урочной (экскурсии, походы, соревнования, посещения
театров, музеев, проведение общественно-полезных практик и иные формы).
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой
частью образовательной деятельности в МАОУ - СОШ № 168.
МАОУ - СОШ № 168 предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра
занятий, направленных на развитие обучающихся.
Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной
деятельности при реализации ООП НОО определяет МАОУ - СОШ № 168, осуществляющая
образовательную деятельность.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию ООП НОО.
План внеурочной деятельности определяет формы организации и объём внеурочной
деятельности для обучающихся при освоении ими программы начального общего образования (
1316 академических часов за четыре года обучения) с учётом образовательных потребностей и
интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, возможностей МАОУ - СОШ № 168.
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО направлена на
достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования с
учётом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной
деятельности из перечня, предлагаемого МАОУ - СОШ № 168 .
Содержание занятий формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей
(законных представителей) и осуществляться посредством различных форм организации, отличных
от урочной системы обучения, таких как экскурсии, хоровые студии, секции, круглые столы,
конференции, олимпиады, конкурсы, соревнования, спортивные клубы, общественно полезные
практики и другое.
При организации внеурочной деятельности обучающихся используют возможности
организаций дополнительного образования (учреждения культуры, спорта). В целях организации
внеурочной деятельности МАОУ - СОШ № 168
заключает договоры с учреждениями
дополнительного образования.
Назначение плана внеурочной деятельности - психолого-педагогическое сопровождение
обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации и развития,
индивидуальных способностей и познавательных интересов. План внеурочной деятельности
формируется МАОУ - СОШ № 168 с учетом предоставления права участникам образовательных
отношений выбора направления и содержания учебных курсов.
Основными задачами организации внеурочной деятельности являются:
• поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов
освоения программы начального общего образования;
• совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в
разновозрастной школьной среде;
• формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного
образа жизни;
• повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и
проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей участников;
• развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств,
обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться,
подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений
командной работы;
3

•

поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления;

4

•

формирование культуры поведения в информационной среде.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности обучающегося
с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы представляются в
деятельностных формулировках, что подчеркивает их практико-ориентированные характеристики.
При выборе направлений и отборе содержания обучения МАОУ - СОШ № 168 учиитывает:
• особенности МАОУ - СОШ № 168 (условия функционирования, тип школы, особенности
контингента, кадровый состав);
• результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и
трудности их учебной деятельности;
• возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их
содержательная связь с урочной деятельностью;
• особенности информационно-образовательной среды МАОУ - СОШ № 168 , национальные и
культурные особенности региона, где находится образовательная организация.
При отборе направлений внеурочной деятельности МАОУ- СОШ № 1 68 ориентируется,
прежде всего, на свои особенности функционирования, психолого-педагогические характеристики
обучающихся, их потребности, интересы и уровни успешности обучения.
Общий объем внеурочной деятельности не превышает 10 часов в неделю.
Часы внеурочной деятельности используются на социальное, творческое, интеллектуальное,
общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое развитие обучающихся, создавая
условия для их самореализации и осуществляя педагогическую поддержку в преодолении ими
трудностей в обучении и социализации. Обязательным условием организации внеурочной
деятельности является ее воспитательная направленность, соотнесенность с рабочей программой
воспитания образовательной организации.
С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства на
всех уровнях образования часы внеурочной деятельности целесообразно используются через
реализацию учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется
внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию функциональной грамотности.
Содержательное наполнение модели плана внеурочной деятельности приведено в таблице
1.
Таблица 1.
Модель плана
внеурочной
деятельности

Содержательное наполнение

Учебно-познавательная
деятельность

занятия обучающихся по углубленному изучению отдельных учебных
предметов;
занятия
обучающихся
по
формированию
функциональной грамотности;
занятия обучающихся с педагогами, сопровождающими
проектноисследовательскую деятельность;
профориентационные занятия обучающихся;

С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ начального
общего, основного общего и среднего общего образования при формировании плана внеурочной
деятельности образовательной организации предусматривается часть, рекомендуемую для всех
обучающихся:
1 час в неделю – на информационно-просветительские занятия патриотической,
нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник, первый
урок);
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения
обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой
природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном направлены на
формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему
для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
5

Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» - разговор и (или) беседа с
обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в
современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира,
техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной
культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и
ответственным отношением к собственным поступкам.
1 час в неделю – на занятия по формированию функциональной грамотности
обучающихся (в том числе финансовой грамотности);
1 час в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных
интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства).
Кроме того, в вариативную часть плана внеурочной деятельности включено:
3 часа в неделю – на занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и
социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения изучения
отдельных учебных предметов на углубленном уровне, проектно-исследовательской
деятельности, исторического просвещения);
2 часа в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей
обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в школьных
театрах, школьных музеях, школьных спортивных клубах, а также в рамках реализации программы
развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России»);
2 часа в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и
потребностей обучающихся (в том числе в рамках Российского движения школьников,
реализации проекта «Россия – страна возможностей»).
Основное содержание занятий внеурочной деятельности отражено в таблице 2.
Таблица 2.
Направления внеурочной деятельности, включенные в план внеурочной деятельности
МАОУ СОШ № 63
Направление
внеурочной
деятельности

Рекомендуемое
количество
часов в неделю

Основное содержание занятий

Часть для всех обучающихся
Информационно
просветительские
занятия
патриотической,
нравственной
и экологической
направленности
«Разговоры о
важном»

1

Основная цель: развитие ценностного отношения
обучающихся к своей Родине – России, населяющим ее
людям, ее уникальной истории, богатой природе и
великой культуре.
Основная задача: формирование соответствующей
внутренней позиции личности школьника, необходимой
ему для конструктивного и ответственного поведения в
обществе.
Основные темы занятий связаны с важнейшими
аспектами жизни человека в современной России:
знанием родной истории и пониманием сложностей
современного мира, техническим прогрессом и
сохранением природы, ориентацией в мировой
художественной культуре и повседневной культуре
поведения,
доброжелательным
отношением
к
окружающим
и
ответственным
отношением
к
собственным поступкам.

6

Занятия
по формированию
функциональной
грамотности
обучающихся

1

Основная цель: развитие способности обучающихся
применять приобретённые знания, умения и навыки для
решения задач в различных сферах жизнедеятельности,
(обеспечение связи обучения с жизнью).
Основная
задача:
формирование
и
развитие функциональной грамотности школьников:
читательской, математической, естественно-научной,
финансовой, направленной и на развитие креативного
мышления и глобальных компетенций.
Основные организационные формы: интегрированные
курсы, метапредметные кружки или факультативы

Занятия,
направленные на
удовлетворение
профориентационных
интересов
и потребностей
обучающихся

1

Основная цель: развитие ценностного отношения
обучающихся к труду, как основному способу
достижения жизненного благополучия и ощущения
уверенности в жизни.
Основная задача: формирование готовности школьников
к осознанному выбору направления продолжения своего
образования и будущей профессии, осознание важности
получаемых в школе знаний для дальнейшей
профессиональной
и
внепрофессиональной
деятельности.
Основные
организационные
формы:
профориентационные беседы, деловые игры, квесты,
решение
кейсов,
изучение
специализированных
цифровых
ресурсов,
профессиональные
пробы,
моделирующие
профессиональную
деятельность,
экскурсии,
посещение
ярмарок
профессий
и
профориентационных парков.
Основное содержание:
знакомство с миром профессий и способами получения
профессионального образования;
создание условий для развития надпрофессиональных
навыков (общения, работы в команде, поведения в
конфликтной ситуации и т.п.);
создание условий для познания обучающимся самого
себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как
условий для формирования уверенности в себе,
способности адекватно оценивать свои силы и
возможности.
Вариативная часть

Занятия, связанные с
реализацией особых
интеллектуальных и
социокультурных
потребностей
обучающихся

3

Основная цель: интеллектуальное и общекультурное
развитие обучающихся, удовлетворение их особых
познавательных,
культурных,
оздоровительных
потребностей и интересов.
Основная задача: формирование ценностного отношения
обучающихся к знаниям, как залогу их
собственного будущего, и к культуре в целом, как к
духовному богатству общества, сохраняющему
национальную самобытность народов России.

7

Основные направления деятельности:
занятия по дополнительному или углубленному
изучению учебных предметов или модулей;
занятия в рамках исследовательской и проектной
деятельности;
занятия, связанные с освоением регионального
компонента образования или особыми этнокультурными
интересами участников образовательных отношений;
дополнительные занятия для школьников, испытывающих
затруднения в освоении учебной программы или
трудности в освоении языка обучения;
специальные занятия для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья
или испытывающими
затруднения в социальной коммуникации.
Занятия,
направленные на
удовлетворение
интересов
и
потребностей
обучающихся
в творческом и
физическом
развитии, помощь в
самореализации,
раскрытии
и развитии
способностей и
талантов

2

Основная цель: удовлетворение интересов и потребностей
обучающихся в творческом и физическом развитии,
помощь в самореализации, раскрытии и развитии
способностей и талантов.
Основные задачи:
раскрытие творческих способностей школьников,
формирование у них чувства вкуса и умения ценить
прекрасное, формирование ценностного отношения к
культуре;
физическое развитие обучающихся, привитие им любви к
спорту и побуждение к здоровому образу жизни,
воспитание силы воли, ответственности, формирование
установок на защиту слабых;
оздоровление школьников, привитие им любви к своему
краю, его истории, культуре, природе, развитие их
самостоятельности и ответственности, формирование
навыков самообслуживающего труда.
Основные организационные формы:
занятия
школьников
в
различных
творческих
объединениях (музыкальных, хоровых или танцевальных
студиях,
театральных
кружках
или
кружках
художественного
творчества,
журналистских,
поэтических или писательских клубах и т.п.);
занятия школьников в спортивных объединениях
(секциях и клубах, организация спортивных турниров и
соревнований);
занятия
школьников в
объединениях
туристскокраеведческой направленности (экскурсии,
развитие школьных музеев);
занятия по Программе развития социальной активности
обучающихся начальных классов «Орлята России».

Занятия,
направленные на
удовлетворение
социальных
интересов
и потребностей

2

Основная цель: развитие важных для жизни
подрастающего человека социальных умений –
заботиться о других и организовывать свою собственную
деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя
инициативу и нести ответственность, отстаивать свою
точку зрения и принимать другие точки зрения.
8

обучающихся, на
педагогическое
сопровождение
деятельности
социально
ориентированных
ученических
сообществ, детских
общественных
объединений,
органов
ученического
самоуправления, на
организацию
совместно
с обучающимися
комплекса
мероприятий
воспитательной
направленности

Основная задача: обеспечение психологического
благополучия
обучающихся
в
образовательном
пространстве школы, создание условий для развития
ответственности за формирование макро и микро
коммуникаций, складывающихся в образовательной
организации, понимания зон личного влияния на уклад
школьной жизни.
Основные организационные формы:
педагогическое
сопровождение
деятельности
Российского движения школьников и Юнармейских
отрядов;
волонтерских, трудовых, экологических отрядов,
создаваемых для социально ориентированной работы;
выборного Совета обучающихся, создаваемого для учета
мнения
школьников
по
вопросам
управления
образовательной организацией;
Совета старост, объединяющего старост классов для
облегчения распространения значимой для школьников
информации и получения обратной связи от классных
коллективов;
постоянно
действующего
школьного актива,
инициирующего
и
организующего проведение
личностно
значимых
для школьников событий
(соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников,
флешмобов);
творческих советов, отвечающих за проведение тех или
иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров,
акций;
созданной из наиболее авторитетных старшеклассников
группы по урегулированию конфликтных ситуаций в
школе и т.п.

Направления и цели внеурочной деятельности.
Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие школьника,
углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового
безопасного образа жизни.
Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение
учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов.
Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной
коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества.
Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система
разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к
импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в
театрализованной деятельности.
Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной
деятельности, которые формируют представления обучающихся о разнообразных современных
информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере.
Интеллектуальные марафоны организуются через систему интеллектуальных
соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию
обучающегося, его познавательные интересу и способности к самообразованию.
«Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда
учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении
разных предметов.
9

Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим
требованиям:
• целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач
конкретного направления;
• преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное
активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной
(парной, групповой, коллективной);
• учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное
направление внеучебной деятельности;
• использование форм организации, предполагающих использование средств информационнокоммуникационных технологий.
Формы организации внеурочной деятельности:
• учебные курсы и факультативы;
• художественные, музыкальные и спортивные студии;
• соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, миниисследования;
• общественно полезные практики и другие.
При организации внеурочной деятельности в МАОУ СОШ № 63 принимают участие все
педагогические работники данной организации (учителя начальной школы, учителя-предметники,
социальные педагоги, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, логопед, воспитатели,
библиотекарь и другие).
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части
создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную,
техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности
и дополнительного образования строится на использовании единых форм организации.
Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как правило,
педагогический работник, преподающий на уровне начального общего образования, заместитель
директора по учебно-воспитательной работе.

10

План внеурочной деятельности на уровне начального общего образования
Форма организации внеурочной
деятельности

Класс

1абвде

2 абвд

3 абвд

4 абвд

год

неделя

неделя

год

неделя

неделя

Количество часов
год

год

Инвариативная часть (часть, рекомендуемая для всех обучающихся)
Курсы внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
1

33

1

34

1

34

1

34

1

33

1

34

1

34

1

34

1

33

1

34

1

34

1

34

Орлята России

1

33

1

34

Ритмика

1

33

-

-

-

-

-

-

Вокальная студия

-

-

-

-

1

34

-

-

Изостудия

-

-

-

-

1

34

-

-

Студия современного танца

-

-

-

-

1

34

1

34

Подвижные игры

-

-

-

-

-

-

1

34

«Основы функциональной грамотности»
«Разговор о правильном питание»

Вариативная часть
Курсы внеурочной деятельности

Занятия, направленные на удовлетворение интересов
и
потребностей обучающихся
в творческом и физическом
развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и
талантов
Участие в мероприятиях интеллектуально-творческой направленности
Олимпиады, фестивали, конкурсы,
викторины, конференции, проектная
1
33
34
1
1
деятельность, предметные недели
Образовательные экскурсии, поездки
Участие в мероприятиях спортивно-оздоровительной направленности

34

1

34

Соревнования, кроссы, сборы, веселые
старты, игровые программы, эстафеты,
«Зарница»

34

1

34

1

33

1

34

1

Занятия, направленные на удовлетворение социальных
интересов и потребностей
обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально
ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений,
органов ученического самоуправления, на организацию
совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной
направленности
Участие в самоуправлении класса и школы

1

33

1

34

1

34

1

34

11

Участие в конкурсах и акциях РДДМ

1
ИТОГО:

ВСЕГО:

33
10

330

34

1
9

1

10
306
1316

34

1

340

10

34

340

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».