МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЕРХ-ИСЕТСКОГО РАЙОНА МАОУ - СОШ № 168 УТВЕРЖДЕНО Директором МАОУ – СОШ № 168 Т.О. Вяткиной ПРОГРАММА ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА г. Екатеринбург 2024 1. Пояснительная записка. Настоящая целевая модель наставничества МАОУ - СОШ № 168, осуществляющего образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам (далее - целевая модель наставничества) разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» и «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников (далее - педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов МАОУ - СОШ № 168. Создание целевой модели наставничества МАОУ - СОШ № 168 позволит решить задачу адаптации учителей на рабочем месте, учитывать потребности молодых педагогов, предупреждать отток кадров, а также создавать условия для помощи всем педагогам, имеющим профессиональный дефицит. В программе используются следующие понятия и термины. Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся». Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Куратор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества. Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях. Методология наставничества - система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого. Активное слушание - практика, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, таких как активное выражение собственных переживаний и соображений, уточнения, паузы и т.д. Применяется, в частности, в наставничестве, чтобы установить доверительные отношения между наставником и наставляемым. Буллинг - проявление агрессии, то числе физическое насилие, унижение, издевательства в отношении обучающегося образовательной организации со стороны других обучающихся и/или учителей. Одна из современных разновидностей буллинга кибербуллинг, травля в социальных сетях. Метакомпетенции - способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками. Тьютор - специалист в области педагогики, который помогает обучающемуся определиться с индивидуальным образовательным маршрутом. Благодарный выпускник - выпускник образовательной организации, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.). Школьное сообщество (сообщество образовательной организации) - сотрудники данной образовательной организации, обучающиеся, их родители, выпускники и любые другие субъекты, которые объединены стремлением внести свой вклад в развитие организации и совместно действуют ради этой цели. 2. Нормативные основы целевой модели наставничества. Нормативные правовые акты международного уровня. • Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. № 1559- 1. • Всеобщая Декларация добровольчества, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE, Амстердам, январь, 2001 год). • Резолюция Европейского парламента 2011/2088(INI) от 1 декабря 2011 г. «О предотвращении преждевременного оставления школы». Нормативные правовые акты Российской Федерации. • Конституция Российской Федерации. • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». • Стратегия развития волонтерского движения в России, утвержденная на заседании Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам молодежи (протокол № 45 от 14 мая 2010 г.). • Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р. • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до2025 года (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г № 996-р). • Гражданский кодекс Российской Федерации. • Трудовой кодекс Российской Федерации. • Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельностии благотворительных организациях». • • • Федеральный закон от 19 мая 1995 г № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Распоряжение министерства образования Российской Федерации № Р-145 от 25 декабря 2019 г. «Об утверждении методологии (целевой) модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися». Нормативные правовые акты МАОУ - СОШ № 168 Устав МАОУ - СОШ № 168. Программа развития МАОУ - СОШ № 168. Отчет о результатах самообследования деятельности МАОУ - СОШ № 168. Положение о педагогическом совете. Положение о методическом совете. 3. Задачи целевой модели наставничества МАОУ - СОШ № 168. 1. Разработка и реализация мероприятий «дорожной карты» внедрения целевой модели. 2. Разработка и реализация программ наставничества. 3. Реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества. 4. Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программнаставничества. 5. Осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистови педагогов, участвующих в программах наставничества. 6. Проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программнаставничества в школе. 7. Формирования баз данных, Программы наставничества и лучших практик. 8. Обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой моделинаставничества, в формате непрерывного образования. 4. Ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества 1. Измеримое улучшение показателей, обучающихся в образовательной, культурной, спортивной сферах и сфере дополнительного образования. 2. Улучшение психологического климата в образовательной организации внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнерства. 3. Плавный «вход» молодого учителя и специалиста в целом в профессию, построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов. 4. Адаптация учителя в новом педагогическом коллективе. 5. Измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов и сотрудниковшколы, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций. 6. Практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательныхтраекторий. 7. Формирование осознанной позиции, необходимой для выбора образовательнойтраектории и будущей профессиональной реализации. 8. Формирования активной гражданской позиции школьного сообщества. 9. Рост информированности о перспективах самостоятельного выбора векторовтворческого развития, карьерных и иных возможностях. 10. Повышение уровня форсированности ценностных и жизненных позиций иориентиров. 11. Снижение конфликтности и развитые коммуникативных навыков, для горизонтального и вертикальногосоциального движения. 12. Снижение проблем адаптации в (новом) учебном коллективе: психологические,организационные и социальные. Структура управления реализацией целевой модели наставничества МАОУ СОШ № 168 Уровни структуры Направления деятельности. Департамент 1. Осуществление государственного управление в образования и сфере образования. молодежной политики 2. Принимает решение о внедрении целевой Свердловской области моделинаставничества. 3. Обеспечивает организацию инфраструктуры и материально- техническое обеспечение программ наставничества. Государстве 1. Организационная, методическая, экспертнонное консультационная, информационная и просветительская автономное поддержка участников внедрения целевой модели учреждение наставничества. дополнительного 2. Выработка предложений по совместному профессионального использованию инфраструктуры в целях внедрения образования целевой модели наставничества. Свердловской области 3. Содействие распространению и внедрению лучших «Институт развития наставнических практик различных форм и ролевых образования» моделей для обучающихся, педагогов и молодых специалистов Свердловской области. 4. Содействие привлечению к реализации наставнических программ образовательных организаций; предприятий и организаций Свердловской области; государственных бюджетных учреждений культуры и спорта; юридических и физических лиц, чья деятельность связана с образовательной, спортивной, культурной и досуговой деятельностью. Департамент 1. Контролирует реализацию мероприятий по образования внедрению целевоймодели наставничества; администрации 2. Обеспечивает развитие инфраструктурных, материально- технических ресурсов и кадрового Верх-Исетского потенциала МАОУ – СОШ № 168, осуществляющих района города образовательную деятельность по общеобразовательным, Екатеринбурга дополнительным общеобразовательным программам. 3. Содействует привлечению к реализации программ наставничества образовательных организаций; предприятий и организаций муниципалитета; государственных бюджетных учреждений культуры и спорта; юридических и физических лиц, чья деятельность связана с образовательной, спортивной, культурной и досуговой деятельностью. 1. Разработка и утверждение комплекта нормативных документов, необходимых для внедрения целевой модели наставничества МАОУ - СОШ № 168 2. Разработка целевой модели наставничества МАОУ – СОШ № 168. 3. Разработка и реализация мероприятий дорожной картывнедрения целевой модели МАОУ - СОШ № 168. 4. Реализация программ наставничества 5. Реализация кадровой политики в программе наставничества. 6. Назначение куратора внедрения целевой модели наставничества МАОУ - СОШ № 168. 7. Инфраструктурное и материально-техническое обеспечениереализации программ наставничества. Куратор целевой 1. Формирование базы наставников и наставляемых. 2. Организация обучения наставников (в том числе модели привлечение экспертов для проведения обучения). наставничества 3. Контроль процедуры внедрения целевой модели МАОУ – СОШ №168 наставничества. 4. Контроль проведения программ наставничества. 5. Участие в оценке вовлеченности обучающихся вразличные формы наставничества. 6. Решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации модели. 7. Мониторинг результатов эффективности реализации целевой модели наставничества. Ответственные лица Разработка программ моделей форм наставничества. за направления форм Контроль за реализацией. наставничества Наставники и Модели форм наставничества. 1. Реализация Форма наставничества «Учитель - учитель». наставляемые 2. Реализация Форма наставничества «Ученик - ученик». МАОУ-СОШ № 168 Кадровая система реализации целевой модели наставничества МАОУ - СОШ № 168 Целевой модели наставничества выделяется три главные роли: 1. Наставляемый – участник программы, который через взаимодействие с 5. наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. 2.Наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного и профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. 3. Куратор – сотрудник образовательной организации, который отвечает за организацию всего цикла программы наставничества. Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников. Формирование этих баз осуществляется директором школы, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами школы, располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков будущих участников программы. ● Формирование базы наставляемых: из числа обучающихся: проявивших выдающиеся способности; демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты; попавших в трудную жизненную ситуацию; имеющих проблемы с поведением; не принимающих участие в жизни школы, отстраненных от коллектива из числа педагогов: молодых специалистов; находящихся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости; находящихся в процессе адаптации на новом месте работы; желающими овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями и т.д. ● Формирование базы наставников из числа: педагогов и специалистов, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы; ветеранов педагогического труда. База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей). 7. Этапы реализации целевой модели наставничества МАОУ- СОШ № 168 Этапы Подготовка условий Мероприятия 1. Создание благоприятных для условий для запуска программы. запуска 2. Сбор предварительных программы запросов от потенциальных наставничества наставляемых. 3. Выбор аудитории для поиска наставников. 4. Информирование и выбор форм наставничества. Результат Дорожная карта реализации наставничества. Пакет документов. Формирование базы наставляемых Формированная база Наставляемых с картой запросов. 1. Выявление конкретных проблем обучающихся школы, которые можно решить с помощьюнаставничества. 2. Сбор и систематизация запросов от потенциальных наставляемых. Отбор и обучение 1. Выявление наставников, входящих вбазу потенциальных наставников наставников, подходящих для конкретной программы. 2. Обучение наставников для работыс наставляемыми. Формирование наставнических пар/групп Организация хода наставнической программы 1. Провести общую встречу с участием всех отобранных наставников и всех наставляемых в любом формате. 2. Зафиксировать сложившиеся пары в специальной базе куратора. Закрепление гармоничных и продуктивных отношений в наставнической паре/группе так, чтобы они были максимально комфортными, стабильными и результативными для обеих сторон. Работа в каждой паре/группе ● включает: встречу-знакомство, пробную рабочую встречу, встречу-планирование, комплекс последовательных встреч, итоговую встречу. 1. Заполненные анкеты в письменной свободной форме всеми потенциальными наставниками. 2. Собеседование с наставниками. 3.Программа обучения. Сформированные наставнические пары / группы, готовые продолжить работу в рамках программы Мониторинг: ● сбор обратной связи от наставляемых – для мониторинга динамики влияния программы на наставляемых; сбор обратной связи от наставников, наставляемых и кураторов–для мониторинга эффективности реализации программы. Завершение программы наставничества 1. Подведение итогов работы каждойпары/группы. 2. Подведение итогов программы школы. 3. Публичное подведение итогов и популяризация практик. Собраны лучшие наставнические практики. Поощрение наставников. 8. Формы наставничества МАОУ - СОШ № 168 Для успешной реализации целевой модели наставничества предусматривается выделение 2 возможных форм наставничества. Исходя из образовательных потребностей МАОУ - СОШ № 168» в данной целевой модели наставничества рассматриваются две формы наставничества: «Учитель – учитель», «Ученик – ученик». 8.1. Форма наставничества «Учитель – учитель». Цель: разносторонняя поддержка для успешного закрепления на месте работы молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня и поддержка нового сотрудника при смене его места работы, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне. Задачи: 1. Способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своейпрофессиональной деятельности. 2. Развивать интерес к методике построения и организации результативного учебногопроцесса. 3. Ориентировать начинающего педагога на творческое использование передовогопедагогического опыта в своей деятельности. 4. Прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях егозакрепления в образовательной организации. 5. Ускорить процесс профессионального становления педагога. Результат: 1. Высокий уровень включенности молодых специалистов и новых педагогов в педагогическую работу и культурную жизнь образовательной организации. 2. Усиление уверенности в собственных силах и развитие личного творческого ипедагогического потенциала. 3. Улучшение психологического климата в образовательной организации. 4. Повышение уровня удовлетворенности в собственной работой и улучшениепсихоэмоционального состояния специалистов. 5. Рост числа специалистов, желающих продолжить свою работу в данном коллективеобразовательного учреждения. 6. Качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных наставляемыхклассах и группах. 7. Сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами. 8. Рост числа собственных профессиональных работ (статей, исследований, методических практик молодого специалиста и т. д.) 9. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах. Организация систематического мониторинга программ наставничества дает возможность четко представлять, как происходит процесс наставничества, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым (группой наставляемых), а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности наставника своей деятельностью. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов: 1) оценка качества процесса реализации программы наставничества; 2) оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов. 9.1. Мониторинг и оценка качества процесса реализации программы наставничества Этап 1. Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар или групп "наставник-наставляемый". Мониторинг помогает, как выявить соответствие условий организации программы наставничества требованиям и принципам модели, так и отследить важные показатели качественного изменения образовательной организации, реализующей программу наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной сферах. Цели мониторинга: 1) оценка качества реализуемой программы наставничества; 2) оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри образовательной организации и сотрудничающих с ней организаций или индивидов. Задачи мониторинга: сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования); обоснование требований к процессу реализации программы наставничества, кличности наставника; контроль хода программы наставничества; описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого (группы наставляемых); определение условий эффективной программы наставничества; контроль показателей социального и профессионального благополучия. Оформление результатов. По результатам опроса в рамках первого этапа мониторинга будет предоставлен SWOT анализ реализуемой программы наставничества. Сбор данных для построения SWOT анализа осуществляется посредством анкеты. Анкета содержит открытые вопросы, закрытые вопросы, вопросы с оценочным параметром. Анкета учитывает особенности требований к трем формам наставничества. SWOT-анализ проводит куратор программы. Для оценки соответствия условий организации программы наставничества требованиям модели и программ, по которым она осуществляется, принципам, заложенным в модели и программах, а также современным подходам и технологиям, используется анкета куратора. Результатом успешного мониторинга будет аналитика реализуемой программы наставничества, которая позволит выделить ее сильные и слабые стороны, изменения качественных и количественных показателей социального и профессионального благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными результатами участников программы наставничества. 9. Мониторинг и оценка влияния программ на всех участников Этап 2. Второй этап мониторинга позволяет оценить: мотивационноличностный и профессиональный рост участников программы наставничества; развитие метапредметных навыков и уровня вовлеченности обучающихся в образовательную деятельность; качество изменений в освоении обучающимися образовательных программ; динамику образовательных результатов с учетом эмоционально-личностных, интеллектуальных, мотивационных и социальных черт участников. Основываясь на результатах данного этапа, можно выдвинуть предположение о наличии положительной динамики влияния программ наставничества на повышение активности и заинтересованности участников в образовательной и профессиональной деятельности, о снижении уровня тревожности в коллективе, а также о наиболее рациональной и эффективной стратегии дальнейшего формирования пар «наставник - наставляемый». Процесс мониторинга влияния программ на всех участников включает два подэтапа,первый из которых осуществляется до входа в программу наставничества, а второй - по итогам прохождения программы. Соответственно, все зависимые от воздействия программы наставничества параметры фиксируются дважды. Цели мониторинга влияния программ наставничества на всех участников. 1. Глубокая оценка изучаемых личностных характеристик участников программы. 2. Оценка динамики характеристик образовательного процесса (оценка качества измененийв освоении обучающимися образовательных программ). 3. Анализ и необходимая корректировка сформированных стратегий образования пар"наставник-наставляемый». Задачи мониторинга: научное и практическое обоснование требований к процессу организации программы наставничества, к личности наставника; экспериментальное подтверждение необходимости выдвижения описанных в целевой модели требований к личности наставника; определение условий эффективной программы наставничества; анализ эффективности предложенных стратегий образования пар и внесение корректировок во все этапы реализации программы в соответствии с результатами; сравнение характеристик образовательного процесса на «входе» и «выходе» реализуемой программы; сравнение изучаемых личностных характеристик (вовлеченность, активность, самооценка, тревожность и др.) участников программы наставничества на "входе" и "выходе" реализуемой программы. 10. Механизмы мотивации и поощрения наставников К числу лучших мотивирующих наставника факторов можно отнести поддержку системы наставничества на школьном, общественном, муниципальном и государственном уровнях; создание среды, в которой наставничество воспринимается как почетная миссия, где формируется ощущение причастности к большому и важному делу, в котором наставнику отводится ведущая роль. Мероприятия по популяризации роли наставника. Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников нашкольном уровне. Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Проведение школьного конкурса профессионального мастерства «Наставник года», «Лучшая пара», «Наставник+»; Награждение школьными грамотами «Лучший наставник». Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся. Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формирование предложений, касающихся развития ОО