РП Дискуссионные вопросы обществознания 11 класс

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 168
620102 г. Екатеринбург, ул. Серафимы Дерябиной, д. 27а, телефон-факс (343) 233-40-81 e-mail: soch168@eduekb.ru
ИНН/КПП 6658066139/665801001 ОКПО 41746036

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
№ 01-01-11/39 от 30.08.2024г.
Вступают в силу с 01.09.2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Дискуссионные вопросы обществознания»
для обучающихся 11 классов

г. Екатеринбург 2024 г.

1. Цель
Целью курса является систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся
в рамках обществоведческого курса.
2. Основные задачи учебного предмета:
 На основе изучения и повторения ключевых проблем современного обществознания
систематизировать и обобщить предметные знания учащихся.
 Способствовать воспитанию учащихся в духе гражданского патриотизма, правосознания,
активной жизненной позиции.
 Выделять разные виды взаимосвязей человеческой деятельности, общественных процессов и
тенденций мирового развития;.
 Ознакомить учащихся со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по
предмету; распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с
развернутым ответом);
 формирование
умения
анализировать
позицию
автора
текста;
перекодирование информации, т.е. превращать текст в таблицы, графики, схемы; вести
дискуссию, слушать и слышать оппонентов.

выработка у учащихся способности самостоятельно ориентироваться в быстро изменяющемся
мире, находить в нем свое место и адекватный ответ «вызовам» времени;

дать представление о современных глобальных проблемах человечества, способах и
перспективах их решения, помочь им на пороге их взрослой жизни научиться критическому
анализу ситуаций и различных точек зрения.
Место предмета в учебном плане
«Сложные вопросы обществознания» изучаются в 11 классе классического профиля. В год
на изучение предмета отводится 34 часа, общая недельная нагрузка в каждом году обучения
составляет 1 час.

3.

4.
1.

Учебно-методический комплект:
Обществознание. 11 класс. Боголюбов Л.Н. и др. М.: Просвещение, 2009.

5.
Планируемые результаты
Знать и понимать
 биосоциальную сущность человека;
 основные этапы и факторы социализации личности;
 место и роль человека в системе общественных отношений;
 закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
 тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также
важнейших социальных институтов;
 основные социальные институты и процессы;
 необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,
механизмы правового регулирования;
 особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь
 характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления,
процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
 анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты
и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками
изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
 объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов;
 раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально
экономических и гуманитарных наук;

 осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых
системах (текст, схема, таблица, диаграмма);
 извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных,
публицистических и др.) знания по заданным темам;
 систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную
информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
 оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы,
организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
 формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные
суждения и аргументы по определенным проблемам;
 применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения для:
 самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия
собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном
общении и массовой коммуникации
 оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических
ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
 решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности.

6. Содержание программы
Тема 1. Человек
Природа человека. Человек как результат биологической, со­циальной и культурной
эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо.
Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и
гражданственность.
Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация.
Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.
Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное.
Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное
знание.
Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование.
Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности
личности.
Тема 2. Общество
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и общественное сознание
Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество
как сложная динамичная система.
Социум как особая часть мира. Функции и подсистемы общества. Взаимосвязь
экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества.
Типология обществ. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества,
их характерные черты.
Процессы глобализация и становление единого человечества.
Последствия процесса
глобализации: позитивные и негативные. основные факторы единства современного
человечества. Глобальные проблемы человечества. Причины возникновения. Основные
направления решения глобальных проблем. Социальные прогнозы перспектив человечества.
Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза
современной цивилизации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.
Особенности современного мира. XXI век и новые угрозы для человечества. Глобальная
безопасность в современном мире. Россия в глобальном мире: вызовы и задачи

Тема 3. Духовная сфера общества
Духовная жизнь общества. Искусство и духовная жизнь, его формы, основные направления.
Эстетическая культура. Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Непрерывное
образование и самообразование. Тенденции духовной жизни современной России
Культура: понятие, многообразие, формы. Культура и духовная жизнь. Фор­мы и
разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой
информации. Религия и язык как явление культуры. Мировые религии. религия и современный
мир. Культурные различия и современные конфликты.
Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная
культура.
Тема 3. Социальная сфера общества
Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная
стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность. Социальные взаимодействия.
Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда.
Культура труда.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм.
Социальный контроль и самоконтроль.
Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и
межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.
Тема 4. Экономическая сфера общества
Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как
основа жизнеобеспечения общества. Экономика и экономическая наука. Взаимовлияние
экономики и политики. Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое
поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего
субъекта. Культура производства и потребления. Защита прав потребителя. Рыночные
отношения. Роль государства в экономике. Рынок труда. Государственная политика в области
занятости. Мировая экономика. Международная торговля. Глобальные проблемы экономики.
Тема 5. Политическая сфера общества
5.1 Политика
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть,
ее происхождение и виды. Политическая система. Государство в политической системе.
Политические режимы. Политическая жизнь современной России.
Гражданское общество и правовое государство. Демократические выборы и политические
партии. Участие граждан в политической жизни. Политический процесс, участие. Политическая
культура.
Власть в информационном обществе. Информационное общество: политическое и
социальное своеобразие. Средства массовой информации: между властью и гражданским
обществом. Государство и свобода СМИ.
Особенности русской политической культуры. Собирание русских земель и изменение
политической культуры.
Революции в России. Политическая преемственность в российской истории. Политическая
система современной России. Россия - смешанная республика. Президент. Парламент.
Устройство исполнительной и судебной власти.
5.2 Право

Право как особая система норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения.
Публичное и частное право.
Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.
Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Современное
российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского,
трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.
Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.
7. Тематическое планирование
Номер
п/п
1

Количество
часов
1

2
3
4 -5
6-7
8

1
1
2
2
1

9
10
11
12
13-15
16-18
19-21
22-24

1
1
1
1
3
3
3
3

25
26 -27
28-29
30
31
32-33
34

1
2
2
1
1
2
1

Тема урока
Введение
1.Человек
Человек как результат биологической и социальной эволюции.
Человек как творец и творение культуры.
Потребности и интересы человека. Познание и знание.
Деятельность и мышление.
Свобода и ответственность личности.
2.Общество
Общество. Общественное сознание.
Социум как особенная часть мира.
Общество, природа, культура.
Типология обществ.
Духовная жизнь общества.
Социальная сфера общества.
Экономическая сфера жизни общества.
Политическая сфера жизни общества.
3.Современное общество
Глобализация и глобальные проблемы человечества.
Что нас разделяет: культура, религия.
Учитесь мыслить глобально.
XXI век и новые угрозы для человечества.
Россия и «русский мир».
Россия в глобальном мире: вызовы и задачи.
Обобщающий урок.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».