Приложение к адаптированной образовательной программе начального общего образования МАОУ – СОШ № 168 УТВЕРЖДЕНО Приказом директора № 01-01-11/39 от 30.08.2024г. Вступают в силу с 01.09.2024г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН АООП НОО обучающихся 1-4 классов, с тяжелым нарушением речи Муниципального автономного общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы № 168 на 2024-2025 учебный год г. Екатеринбург Пояснительная записка Нормативно-правовые и методологические основания Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (в ред. от 07.03.2018) с изменениями и дополнениями (ст.2 п.22). Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 N1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелым нарушением речи (вариант 5.1, 5.2) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)) Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки РФ от19.12.2014г. №1598); Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержденной приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года,№1023. Регистрационный номер72654. Приказа Министерства просвещения РФ от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО» (Зарегистрирован 29.08.2022 № 69822) Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 “Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" от 28.09.2020 № 28 (далее СП 2.4.3648-20); Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации “Об утверждении Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания” от 28.01.2021 №2 (далее СанПиН 1.2.3685-21); Приказом Министерства просвещения Российской Федерации “Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников” от 21.09.2022 № 858; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации “Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования” от 09.06.2016 № 699. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Учебный план соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных действующим СанПиНом. В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ТНР. Коррекционноразвивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического развития обучающихся. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования обучающихся с ТНР: - формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; - готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям; - формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; - личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью; - коррекция/профилактика речеязыковых расстройств; - формирование коммуникативной компетентности обучающихся с ТНР. Обязательная часть учебного плана включает предметные области, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования, содержит перечень учебных предметов, предусмотренных действующим ФГОС НОО и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Общие положения Учебный план для обучающихся с задержкой психического развития обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ТНР варианты 5.1, 5.2) (далее – ФГОС НОО ОВЗ), определяет общий объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по годам обучения, являясь основным механизмом реализации Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи МАОУ - СОШ № 168. Учебный план для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5,1,5.2) обеспечивает выполнение требований, установленных СанПиН 2.4.2. 3648 – 20 СанПиН 2.4.2. 3648 – 20, и предусматривает 4 (5)-летний нормативный срок освоения АООП НОО ТНР (вариант 5.1, 5.2). Сроки освоения АООП НОО (вариант 5.1, 5.2) обучающимися с ТНР составляют 4 (5) лет, с обязательным введением 1 дополнительного класса при условии, если родители (законные представители) предоставили заключение ПМПК о создании условий для обучения ребенка по АООП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1, 5.2) при зачислении ребенка в школу в возрасте 6,5-7,5 лет. В случае, если заключение ПМПК предоставлено родителями (законными представителями) позднее (середина 1-го класса, 2 класс и т.п.), то ребенок дублирует тот класс, в котором обучался ранее. В 2024-2025 учебном году по АООП НОО ТНР (вариант 5.1) получает образование 4 обучающийся, по АООП НОО ТНР (вариант 5.2) получают образование 2 обучающихся 1-4 классов. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ТНР учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарногигиеническими требованиями. Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовнонравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивнооздоровительное). Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной организации. В целях обеспечения индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР и необходимую коррекцию недостатков в речевом, психическом и/или физическом развитии; учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов; учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные. Время, отводимое на внеурочную деятельность (6 часов в неделю), составляет до 810 часов (при наличии I дополнительного класса – до 1014 часов). Часы, отводимые на коррекционно-развивающую область, включаются в часы, отводимые на внеурочную деятельность (в объеме не менее 5 часов), и являются обязательными. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации адаптированной основной общеобразовательной программы НОО определяет образовательная организация. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, и не должно допускать перегрузку обучающихся в течение учебного дня, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию адаптированной основной общеобразовательной программы. Вся образовательная и воспитательная деятельность должна быть построена так, чтобы на всех уроках и внеклассных мероприятиях осуществлялась работа по коррекции/профилактике нарушений и развитию речи обучающихся с ТНР, обеспечивающая тесную связь содержания образования с его развивающей направленностью. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ТНР в процессе освоения АООП НОО реализуется в урочное и внеурочное время и осуществляется специалистами по заключению ПМПК (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагогпсихолог, и др.) Учебные планы обеспечивают, в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования, возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации, а так же возможность их изучения, и устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ТНР может включать как один, так и несколько учебных планов. Адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с ТНР предусматривается создание индивидуальных учебных планов с учетом особых образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с ТНР. Это целесообразно рекомендовать для обучающихся с I уровнем речевого развития (по Р.Е. Левиной), характеризующихся «отсутствием общеупотребительной речи», имеющих выраженный дефицит сенсорного, языкового развития, ярко выраженные коммуникативные барьеры, нарушающие возможность установления речевого взаимодействия с окружающими. Основной целью формирования социальной компетенции этих детей является вовлечение их в речевое и социальное взаимодействие с родителями и сверстниками через интенсивное развитие форм и способов невербальной и доступной вербальной коммуникации. Индивидуальный учебный план разрабатывается самостоятельно образовательной организацией на основе адаптированной основной общеобразовательной программы с учетом особенностей развития и возможностей групп или отдельных обучающихся с ТНР. Основанием для создания индивидуального учебного плана является заключение консилиума на основе углубленного психолого-педагогического обследования. В этом случае обучающийся может получить образование, уровень которого определяется его индивидуальными возможностями, и основное содержание образования составляют формирование практических навыков, необходимых в типичных социальных и бытовых ситуациях, и овладение навыками разговорно-обиходной речи Формы промежуточной аттестации обучающихся. Формы, периоды и сроки проведения промежуточной аттестации обучающихся с задержкой психического развития совпадают с формами, периодами и сроками проведения промежуточной аттестации обучающихся при освоении Основной образовательной программы начального общего образования. Формой промежуточной аттестации на уровне начального общего образования является годовое оценивание обучающихся (накопительная балльная система зачета результатов деятельности обучающегося), которое проводится на основе результатов четвертного оценивания. Предметом оценки освоения обучающимися с ТНР АООП НОО является достижение предметных и метапредметных результатов, достижение результатов освоения программы коррекционной работы. Промежуточная аттестация на уровне начального общего образования для данной категории обучающихся будет проведена с учетом трудностей обучающейся с ТНР в овладении письмом, чтением или счетом. Вывод об успешности овладения содержанием АООП НОО будет сделан на основании положительной индивидуальной динамики. АООП НОО ТНР реализуется средствами учебников образовательной системы «Школа России». Учебный план начального общего образования в рамках ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, реализующегоадаптированные образовательные программы начального общего образования для обучающихся с тяжелым нарушением речи (вариант 5.1, срок обучения 4 года) Количество часов в неделю /год Предметные области Классы Учебные предметы Обязательная часть Русский язык и Русский язык литературное чтение Литературное чтение Иностранный язык Иностранный язык Математика и Математика информатика Обществознание и Окружающий мир 1 2 3 4 Количество (или перечень) классов Количест во учебных часов на уровне НОО 4 5 6 5 5/165 4/132 5/170 4/136 5/170 4/136 5/170 4/136 675 540 4/132 2/68 4/136 2/68 4/136 2/68 4/136 204 540 2/66 2/68 2/68 2/68 270 естествознание (Окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики Музыка Искусство Изобразительное искусство Технология Технология Физическая Физическая культура культура Итого Часть, формируемая участниками образовательного процесса Математика и конструирование/занимательная математика Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5– дневной учебной неделе Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область): коррекционно-развивающая область Логопедические занятия Психокоррекционные занятия Дефектологические занятия направления внеурочной деятельности Итого - - - 1/34 34 1/33 1/33 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 135 135 1/33 2/66 1/34 2/68 1/34 2/68 1/34 2/68 135 270 20/660 1/33 22/748 1/34 22/748 1/34 23/782 0 2938 101 1/33 1/34 1/34 0 101 21/693 23/782 23/782 23/782 3039 6/198 6/204 6/204 6/204 810 3/99 1/33 1/33 1/33 3/99 29/957 3/102 1/34 1/34 1/34 3/102 29/986 3/102 1/34 1/34 1/34 3/102 29/986 3/102 1/34 1/34 1/34 3/102 29/986 12/405 4/135 4/135 4/135 12/405 3849 Учебный план начального общего образования в рамках ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, реализующегоадаптированные образовательные программы начального общего образования для обучающихся с тяжелым нарушением речи (вариант 5.2, срок обучения 5 лет) Количество часов в неделю /год Предметны области Учебные предметы Классы Количест во учебных часов на уровне НОО 1 1 2 3 4 Количество (или перечень) классов 4 4 5 6 5 5/165 5/170 5/170 5/170 840 4/132 4/136 4/136 4/136 672 - 2/68 2/68 2/68 204 4/132 4/136 4/136 4/136 672 Обязательная часть Русский Русский 5/165 язык и язык литературно Литературно 4/132 е чтение е чтение Иностранны Иностранны й язык й язык Математика Математика 4/132 и информатик а Обществозн ание и естествознан ие (Окружающ ий мир) Основы религиозных культур и светской этики Окружающи й мир Основы религиозных культур и светской этики Музыка Изобразител Искусство ьное искусство Технология Технология Физическая Физическая культура культура Итого Часть, формируемая участниками образовательного процесса Математика и конструирование/занимател ьная математика Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5– дневной учебной неделе Внеурочная деятельность (включая коррекционноразвивающую область): коррекционно-развивающая область Логопедические занятия Психокоррекционные занятия Дефектологические занятия направления внеурочной деятельности Итого 2/66 2/66 2/68 2/68 2/68 336 - - - 1/34 34 1/33 1/33 1/33 1/33 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 168 168 1/33 2/66 1/33 2/66 1/34 2/68 1/34 2/68 1/34 2/68 168 336 20/660 1/33 20/660 1/33 22/748 1/34 22/748 1/34 23/782 0 3598 134 1/33 1/33 1/34 1/34 0 134 21/693 21/693 23/782 23/782 23/782 3732 6/198 6/198 6/204 6/204 6/204 1008 3/99 3/99 3/102 3/102 3/102 15/504 1/33 1/33 1/33 1/33 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 5/168 5/168 1/33 3/99 1/33 3/99 1/34 3/102 1/34 3/102 1/34 3/102 5/168 15/504 29/957 29/957 29/986 29/986 29/986 4872