Приложение к адаптированной образовательной программе начального общего образования МАОУ – СОШ № 168 УТВЕРЖДЕНО Приказом директора № 01-01-11/39 от 30.08.2024г. Вступают в силу с 01.09.2024г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН АООП НОО обучающихся 1-4 классов, с задержкой психического развития Муниципального автономного общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы № 168 на 2024-2025 учебный год г. Екатеринбург Пояснительная записка Нормативно-правовые и методологические основания Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (в ред. от 07.03.2018) с изменениями и дополнениями (ст.2 п.22). Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 N1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. № 26) Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1, 7.2) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)) Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки РФ от19.12.2014г. №1598); Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержденной приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года,№1023. Регистрационный номер72654. Приказа Министерства просвещения РФ от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО» (Зарегистрирован 29.08.2022 № 69822) Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 “Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" от 28.09.2020 № 28 (далее СП 2.4.3648-20); Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации “Об утверждении Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания” от 28.01.2021 №2 (далее СанПиН 1.2.3685-21); Приказом Министерства просвещения Российской Федерации “Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников” от 21.09.2022 № 858; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации “Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования” от 09.06.2016 № 699. Учебный план начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития обеспечивает достижение планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ ЗПР: - достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися в соответствии с индивидуальными возможностями и способностями; - овладение универсальными учебными действиями на доступном уровне; - формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающихся с ЗПР (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью сохранение и укрепление здоровья обучающихся; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; - обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования. Общие положения Учебный план для обучающихся с задержкой психического развития обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (варианты 7.1,) (далее – ФГОС НОО ОВЗ), определяет общий объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по годам обучения, являясь основным механизмом реализации Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития МАОУ - СОШ № 168. Учебный план для обучающихся с задержкой психического развития обеспечивает выполнение требований, установленных СанПиН 2.4.2.3286-15, и предусматривает 4летний нормативный срок освоения АООП НОО ЗПР (вариант 7.1), 5-летний нормативный срок освоения АООП НОО ЗПР (вариант 7.2) Основанием для введения в действие АООП НОО ЗПР (вариант 7.1) является действующее заключение психолого-медико-педагогической комиссии и заявление (согласие) родителей (законных представителей). 2024-2025 учебном году по АООП НОО ЗПР (вариант 7.1) получает образование 5 обучающийся, по АООП НОО ЗПР (вариант 7.2) получают образование 6 обучающихся 14 классов. Вариант 7.1. – для образования обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего получить НОО, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки. (1-4 классы). Одним из важнейших условий является устойчивость форм адаптивного поведения. Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе. Вариант 7.2. - для образования обучающихся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершениюобучения в начальной школе. Особенности учебного плана начального общего образования. Содержание учебной деятельности. Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы). Обязательные предметные области учебного плана, учебные предметы и основные задачи реализации содержания предметных областей соответствуют ФГОС НОО. Неспособность обучающегося с ЗПР полноценно освоить отдельный предмет в структуре АООП НОО не должна служить препятствием для выбора или продолжения ее освоения, поскольку у данной категории обучающихся может быть специфическое расстройство школьных навыков (дислексия, дисграфия), а также выраженные нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороны двигательной сферы, препятствующие ее освоению в полном объеме. В ходе освоения образовательных программ начального общего образования формируется речевая деятельность, внутренняя позиция обучающегося, определяющая новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития, базовые основы знаний и надпредметные умения, составляющие учебную деятельность обучающегося начальных классов: система учебных и познавательных мотивов: умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат; универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные); познавательная мотивация, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения,здорового образа жизни. Учебный план включает обязательную часть учебного плана и часть, формируемую участникамиобразовательных отношений. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки. Обязательная часть учебного плана включает обязательные предметные области:русский язык и литературное чтение, иностранный язык, математика и информатика,обществознание и естествознание (окружающий мир), основы религиозных культур и светской этики (вводится в 4-ом классе), искусство, технология, физическая культура. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает индивидуальные потребности обучающихся и предусматривает: - учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов; - учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся с ОВЗ, в том числеэтнокультурные; - увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебныхпредметов обязательной части; - введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию недостатков в психическом и(или) физическом развитии; - введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся в 1 классе в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями отсутствует. Вариант 7.2. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет, за счет введения первого дополнительного класса.(по заявлению родителя (законного представителя) и заключению ПМПК дублирование 3 класса, в связи с неполным освоением учебной программы за 3 класс) Вариант 7.2. характеризуется усилением внимания к формированию у обучающихся с ЗПР полноценных социальных (жизненных) компетенций; коррекции недостатков в психическом и (или) физическом развитии, оказанию помощи в освоении содержания образования и формированию готовности к продолжению образования на последующей ступени основного общего образования. Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ЗПР, которые включают использование адаптированной образовательной программы, специальных методов обучения и воспитания, проведение индивидуальных и групповых коррекционно- развивающих занятий, направленных на коррекцию недостатковв физическом и (или) психическом развитии и формирование социальных (жизненных) компетенций. Неспособность обучающегося с ЗПР освоить вариант 7.2. АООП НОО в полном объеме не должна служить препятствием для продолжения ее освоения. При возникновении трудностей в освоении обучающимся с ЗПР содержания АООП НОО он может быть переведен на обучение по индивидуальному учебному плану с учетом его особенностей и образовательных потребностей. Учебный план включает обязательную часть учебного плана и часть, формируемую участниками образовательных отношений. В части, формируемой участниками образовательных отношений, предпочтительно использоватькурсы, способствующие усвоению полноценных жизненных компетенций и использованию полученных знаний в реальных условиях. Внеурочная деятельность содержит коррекционно-развивающий блок, реализующийся в объеме 3 недельных часов (индивидуальные занятия с педагогомпсихологом, логопедом, дефектологом и индивидуальные занятия по предметам с целью предотвращения и/или устранения трудностей и/ или пробелов в освоении программ). Формы промежуточной аттестации обучающихся. Формы, периоды и сроки проведения промежуточной аттестации обучающихся с задержкой психического развития совпадают с формами, периодами и сроками проведения промежуточной аттестации обучающихся при освоении Основной образовательной программы начального общего образования. Формой промежуточной аттестации на уровне начального общего образования является годовое оценивание обучающихся (накопительная балльная система зачета результатов деятельности обучающегося), которое проводится на основе результатов четвертного оценивания. Предметом оценки освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО является достижение предметных и метапредметных результатов, достижение результатов освоения программы коррекционной работы. Промежуточная аттестация на уровне начального общего образования для данной категории обучающихся будет проведена с учетом трудностей обучающейся с ЗПР в овладении письмом, чтением или счетом. Вывод об успешности овладения содержанием АООП НОО будет сделан на основании положительной индивидуальной динамики. АООП НОО ЗПР реализуется средствами учебников образовательной системы «Школа России». Внеурочная деятельность Время, отводимое на внеурочную деятельность по варианту 7.1. составляет за четыре года обучения до 810 часов. Время, отводимое на внеурочную деятельность (с учетом часов, отводимых на коррекционно- развивающую область) по варианту 7.2. составляет не менее 1014 часов за пять лет обучения. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения АООП НОО. Содержание коррекционно-развивающей области определяется для каждого обучающегося с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПРА. Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами: «Коррекционноразвивающие занятия (логопедические и психокоррекционные)» (фронтальные и (или) индивидуальные занятия). Программно-методическое обеспечение начального общего образования. Согласно ч.3 ст. 79 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия, включающие в себя использование специальных образовательных программ, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов. Варианты 7.1. и 7.2. предусматривает использование базовых учебников для сверстников безограничения здоровья. При реализации варианта 7.1. учебного плана МАОУ - СОШ № 168 использует учебники в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начальногообщего образования. В федеральный перечень учебников включены: Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основнойобразовательной программы. Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательнойпрограммы, формируемой участниками образовательных отношений. Количество учебников в перечне по каждому предмету для каждого класса позволяет школе осознанно выбрать именно тот учебник (линию учебников), который позволяет учитывать особенности образовательной программы, реализуемой школой. Выбор учебников и учебных пособий, используемых в образовательной деятельности в начальной школе, осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий определенным образовательным учреждением. Учебный план начального общего образования в рамках ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, реализующегоадаптированные образовательные программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития(вариант 7.1, срок обучения 4 года) Количество часов в неделю /год Предметные области Учебные предметы Обязательная часть Русский язык и Русский язык Классы 1 2 3 4 Количество (или перечень) классов 5 6 5 4 5/165 5/170 5/170 5/170 Количест во учебных часов на уровне НОО 675 литературное чтение Литературное чтение Иностранный язык Иностранный язык Математика и Математика информатика Обществознание и Окружающий мир естествознание (Окружающий мир) Основы Основы религиозных религиозных культур и светской культур и этики светской этики Музыка Искусство Изобразительное искусство Технология Технология Физическая Физическая культура культура Итого Часть, формируемая участниками образовательного процесса Математика и конструирование/занимательная математика Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5– дневной учебной неделе Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область): коррекционно-развивающая область Логопедические занятия Психокоррекционные занятия Дефектологические занятия направления внеурочной деятельности Итого 4/132 4/136 4/136 4/136 540 4/132 2/68 4/136 2/68 4/136 2/68 4/136 204 540 2/66 2/68 2/68 2/68 270 - - - 1/34 34 1/33 1/33 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 135 135 1/33 2/66 1/34 2/68 1/34 2/68 1/34 2/68 135 270 20/660 1/33 22/748 1/34 22/748 1/34 23/782 0 2938 101 1/33 1/34 1/34 0 101 21/693 23/782 23/782 23/782 3039 6/198 6/204 6/204 6/204 810 3/99 1/33 1/33 1/33 3/99 29/957 3/102 1/34 1/34 1/34 3/102 29/986 3/102 1/34 1/34 1/34 3/102 29/986 3/102 1/34 1/34 1/34 3/102 29/986 12/405 4/135 4/135 4/135 12/405 3849 Учебный план начального общего образования в рамках ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ, реализующегоадаптированные образовательные программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития(вариант 7.2, срок обучения 5 года) Количество часов в неделю /год Предметные области Учебные предметы Классы 1 5 Обязательная часть Русский язык и Русский язык 5/165 2 3 3 4 Количество (или перечень) классов 6 5 5/170 5/170 5 5/170 4 5/170 Количест во учебных часов на уровне НОО 845 литературное чтение Литературное чтение Иностранный Иностранный язык язык Математика и Математика информатика Обществознание и Окружающий естествознание мир (Окружающий мир) Основы Основы религиозных религиозных культур и светской культур и этики светской этики Музыка Искусство Изобразительн ое искусство Технология Технология Физическая Физическая культура культура Итого Часть, формируемая участниками образовательного процесса Математика и конструирование/занимательная математика Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5– дневной учебной неделе Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область): коррекционно-развивающая область Логопедические занятия Психокоррекционные занятия Дефектологические занятия направления внеурочной деятельности Итого 4/132 4/136 4/136 4/136 4/136 676 - 2/68 2/68 2/68 2/68 272 4/132 4/136 4/136 4/136 4/136 676 2/66 2/68 2/68 2/68 2/68 338 - - - - 1/34 34 1/33 1/33 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 169 169 1/33 2/66 1/34 2/68 1/34 2/68 1/34 2/68 1/34 2/68 169 338 20/660 1/33 22/748 1/34 22/748 1/34 22/748 1/34 23/782 0 2938 135 1/33 1/34 1/34 1/34 0 135 21/693 23/782 23/782 23/782 23/782 3039 6/198 6/204 6/204 6/204 6/204 40/1014 3/99 1/33 1/33 1/33 3/99 3/102 1/34 1/34 1/34 3/102 3/102 1/34 1/34 1/34 3/102 3/102 1/34 1/34 1/34 3/102 3/102 1/34 1/34 1/34 3/102 1014 4/135 4/135 4/135 12/405 29/957 29/986 29/986 29/986 29/986 4053