Приложение к ДООП Рабочая программа курса «Школа развития для детей 6-7 лет» Модуль «Математические ступеньки» (платные образовательные услуги) Планируемые результаты обучения В результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа развития для детей 6-7 лет» обучающиеся должны: Знать/понимать: распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных; - иметь представление о домашних животных; о перелётных и зимующих птицах; о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе; о лесных ягодах и грибах; об овощах и фруктах; о деревьях, кустарниках и цветах; - перечислять в правильной последовательности времена года; - иметь представление о сезонных изменениях в природе; - определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег; - иметь представление о строении солнечной системы (созвездия, Солнце, Луна). - определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы); - в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя); - при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей; - понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей; - выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы; -понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; - высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам; - объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему; - сформированность положительной мотивации к учебной деятельности; - называть свои фамилию, имя, домашний адрес; - слушать и понимать речь других; - учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения; - учиться оформлять свои мысли в устной форме; - строить понятные для партнера высказывания; - уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности; - совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им; - сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов; - учиться выполнять различные роли при совместной работе. - отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения; - задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения; - рассказывать наизусть небольшое стихотворение; - конструировать словосочетания и предложения; - определять количество слов в предложении; - составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок; - выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву; - делить слова на слоги, выделяя ударный слог; - различать звуки и буквы; - узнавать и различать буквы русского алфавита; - правильно держать ручку и карандаш; - аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру. - продолжать заданную закономерность; - называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке; - вести счет предметов в пределах 10; - соотносить число предметов и цифру; - сравнивать группы предметов с помощью составления пар; - составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы: «Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?»; - классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию; - устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра; - распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, 2 прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности; - обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать простейшие фигуры «от руки»; - ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги; - определять число деталей в простейшей конструкции предмета и их взаимного расположение; - уметь придумывать свои конструкции, создавать к ним схемы – рисунки, планировать последовательность действий, воплощать идеи конструкции по плану, получать задуманное; - конструировать индивидуально, в сотворчестве со взрослыми и коллективно по образцу, по условию, по замыслу; - уметь конструировать игрушки и поделки, в основе которых лежат рельефные, барельефные и объемные формы, делать простейшие выкройки, выполнять несложные оригами; - владеть приемами как скульптурной лепки – лепка предмета из одного куска, так и конструктивной – разминание, сдавливание, оттягивание, прищипывание, раскатывание, прилепливание, сглаживание; - уметь конструировать формы цифр и печатных букв; - правильно пользоваться инструментами – стекой, гладилкой, ножницами: использовать по назначению, правильно держать их и действовать ими; - соблюдать правила культуры труда, подготовка и уборка рабочего места. Содержание программы Содержание раздела программы «Математические ступеньки» На занятиях будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях: -формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых вначальной школе; -логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа; - символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками. 3 Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др. Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились. Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг. Содержательнологические задания на развитие: — внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.; — воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.; — памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала; — мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др. 4 Тематическое планирование «Математические ступеньки» № Тема занятия п/п Количество часов Пространственные и временные представления. Подготовка к изучению числа – 11 часов 1 Уточнение пространственных представлений (вверху, внизу, между, 1 час слева, справа) 2 Признаки предметов. Сравнение предметов по размеру: 1 час большой – маленький, больше – меньше. 3 Сравнение предметов по размеру: высокий – низкий, выше –ниже. 1 час 4 Ориентация на плоскости: слева, справа. 1 час 5 Длина. Длиннее – короче. 1 час 6 Сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же. 1 час 7 Закрепление пройденного материала. 1 час 8 Круг. Многоугольники: треугольник, четырехугольник. 1 час 9 Прямоугольник, квадрат. 1 час 10 Сравнение групп предметов по количеству: позже, раньше. 1 час 11 Сравнение объектов по массе: легкий – тяжелый, легче – тяжелее. 1 час Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание чисел – 17 часов 12 Число и цифра 1. Понятия «один – много». 1 час 13 Число и цифра 2. Понятие «пара». 1 час 14 Число и цифра 3. Состав числа 3. 1 час 15 Число и цифра 4. Состав числа 4. 1 час 16 Число и цифра 0. 1 час 17 Число и цифра 5. Состав числа 5. 1 час 18 Понятие «равенство». Знак «=». 1 час 19 Действие «сложение». Конкретный смысл действия «сложение». Знак 1 час действия «сложения» +. 20 Действие «вычитание». Конкретный смысл действия «вычитание». Знак 1 час 5 действия «вычитания» –. 21 Число и цифра 6. 1 час 22 Число и цифра 7. 1 час 23 Число и цифра 8. 1 час 24 Число и цифра 9. 1 час 25 Число 10. Особенности записи числа 10. 1 час 26 Числа и цифры 1 час 27-28 Повторение 2 часа 6