Приложение к образовательной программе начального общего образования МАОУ – СОШ № 168 УТВЕРЖДЕНО Приказом директора № 01-01-11/39 от 30.08.2024г. Вступают в силу с 01.09.2024г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ООП НОО обучающихся 1-4 классов Муниципального автономного общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы № 168 на 2024-2025 учебный год г. Екатеринбург ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план начального общего образования МАОУ - СОШ № 168 разработан в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: - Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010г. № 1241, от 22.09.2011г. № 2357, от 18.12.2012г. № 1060, от 29.12.2014г. № 1643, от 18.05.2015г. № 507, от 31.12.2015г. № 1576); - Письмо Министерства образования и науки РФ от 9 октября 2017 г. № ТС-945/08 “О реализации прав граждан на получение образования на родном языке” - Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 10.11.2017 № 020181/9784 «О соблюдении требований ФГОС в части изучения родного языка» - СанПиН 2.4.2.3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи в общеобразовательных учреждениях», постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28, зарегистрированным в Минюсте России 18.12.2020г., регистрационный номер 61573; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (Зарегистрирован 29.01.2021 № 62296); Закон Свердловской области от 15.07.2013 №78-ОЗ (ред.17.10.2013) «Образовании в Свердловской области» (принят Законодательным Собранием Свердловской области 09.07.2013); - Уставом ОУ; - Образовательной программой начального общего образования МАОУ - СОШ № 168; Учебный план ОУ является нормативно - правовым актом, устанавливающим перечень предметов и объём учебного времени, отводимого на выполнение федерального государственного образовательного стандарта, и обеспечивает: - права обучающихся на получение качественного общего образования, установленного государственным стандартом общего образования; - непрерывность начального, основного, среднего общего образования; - оптимальную нагрузку обучающихся, осуществление образовательной деятельности в соответствии с валеологическими критериями и нормами. Учебный план начального общего образования на 2024 -2025 учебный год разработан на основании основной образовательной программы начального общего образования МАОУ - СОШ № 168 в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Учебный план МАОУ - СОШ № 168 для I-IV классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Учебный год начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года: 1 классы – 33 учебные недели; 2 – 4 классы – 34 учебные недели. В процессе освоения общеобразовательных программ обучающимся предоставляются каникулы. Сроки начала и окончания каникул определены Календарным учебным графиком школы. Продолжительность каникул составляет не менее 30 календарных дней. Учебная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели. Для предупреждения переутомления в течение недели обучающиеся имеют облегченный учебный день в четверг. Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов (в соответствии с санитарными правилами и нормами Сан ПиН 1.2.4.368521). Обучение в Учреждении осуществляется: для обучающихся 1 - 4 классов устанавливается пятидневная учебная неделя; Обучение в Учреждении организовано в две смены. Продолжительность уроков. Во 2 - 11 классах продолжительность уроков - 40 минут. Образовательная недельная нагрузка обучающихся не превышает предельно допустимую: - 1 класс – 21 час; - 2-3 класс - 23 часа; - 4 класс -23 часа. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели: - для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков; Начало занятий: 08.00. Продолжительность перемен: минимальная - 10 минут, максимальная - 20 минут. Расписание звонков: Первая смена 1 урок 0800 - 0840 2 урок 0855 - 0935 3 урок 0950 – 1030 4 урок 1045 – 1125 5 урок 1140 – 1220 Вторая смена 0 урок 1320 – 1400 1 урок 1410 – 1450 2 урок 1505 – 1545 3 урок 1600 – 1640 4 урок 1650 – 1730 Объем домашних заданий Затраты времени на выполнение домашних заданий не превышают во 2-3 классах - 1,5 часа, в 4 классах - 2 часа. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в порядке, установленном локальным актом «Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся». Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс на основании «Положения о порядке и основании перевода, отчисления и восстановления обучающихся». Программно-целевые основания учебного плана Реализация учебного плана позволяет образовательному учреждению реализовать: - личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мотивация к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; - метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); - предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Начальное общее образование осуществляется через программы: «Школа России» (1 а, б, в, д; 2 а, б, в, д, е; З а, б, в, д, е, ж; 4 а, в, д, е) и «Перспектива» (46). Учебный план МАОУ - СОШ № 168 предусматривает: - достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья; - выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через предметное содержание учебного плана; - организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках; - использование в образовательном процессе современных информационнообразовательных технологий деятельностного типа; - возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке других педагогических работников. Структура учебного плана Учебный план ОУ для обучающихся 1-4 классов состоит из двух частей обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, которая реализуется через курсы: «Математика и конструирование» или «Занимательная математика», Каждое занятие представляет собой сочетание коррекционно - развивающих упражнений с разнообразным познавательным материалом. Занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств школьников, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге - достижению хороших результатов в учёбе. Содержание образования на уровне начального общего образования Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни). Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех обучающихся на ступени начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение главных целей начального общего образования: - формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; - готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщению к информационным технологиям; - формирование здорового образа жизни, безопасного поведения в экстремальных ситуациях; - личностное развитие обучающихся в соответствии с их индивидуальностью. Содержание предметов обязательной части направлено на достижение следующих результатов: Русский язык. 1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. 3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. 4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. 5. Овладение различными способами передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок). Источниками информации и способами её поиска: словари, энциклопедии, библиотеки, в том числе компьютерные. Овладение квалифицированным клавиатурным письмом. 6. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Литературное чтение. 1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. 2. Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам: формирование потребности в систематическом чтении. 3. Понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев. 4. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий. 5. Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, работа с мультимедиа сообщениями (включающими текст, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты, ссылки). Анализ содержания, языковых особенностей и структуры мультимедиа сообщения; определение роли и места иллюстративного ряда в тексте. 6. Презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере. Поиск информации для проектной деятельности на материале художественной литературы, в том числе в контролируемом Интернете. Иностранный язык (английский). 1. Приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения. 2. Освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора. 3. Формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы. 4. Создание небольшого текста на компьютере. Использование компьютерного словаря, экранного перевода отдельных слов. Математика и информатика. 1. Использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений. 2. Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов. Работа с простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера: построение, изменение, измерение, сравнение геометрических объектов. 3. Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. 4. Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные. 5. Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. Обществознание и естествознание (Окружающий мир). 1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2. Формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни. 3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. 4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве). 5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. 6. Фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ. Планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инструментов ИКТ. Поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете. Создание информационных объектов в качестве отчёта о проведённых исследованиях. 7. Использование компьютера при работе с картой (планом территории, «лентой времени»), добавление ссылок в тексты и графические объекты. Основы религиозных культур и светской этики. Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 декабря 2012г. № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федераций от 6 октября 2009г. № 373» Слова «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заменить словами «Основы религиозных культур и светской этики». Дополнить сноской следующего содержания: «По выбору родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики».) 1. Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию. 2. Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе. 3. Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; 4. Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. 5. Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности. 6. Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России. 7. Осознание ценности человеческой жизни. На основании заявлений родителей (законных представителей) обучающихся для изучения данного предмета в 4-х классах выбраны модули: «Основы мировых религиозных культур» (60 человек), «Основы светской этики» (58 человек). Изобразительное искусство. 1. Сформировать первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека. 2. Формирование основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством. 3. Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства. 4. Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.). 5. Знакомство с простыми графическим и растровым редакторами изображений, освоение простых форм редактирования изображений: поворот, вырезание, изменение контрастности, яркости, вырезание и добавление фрагмента, изменение последовательности экранов в слайд-шоу. Музыка. 1. Формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека. 2. Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности. 3. Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению. 4. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации. Труд (Технология). 1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии. 2. Первоначальное знакомство с компьютером и всеми инструментами ИКТ: назначение, правила безопасной работы. Первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами; сохранение результатов своей работы. Овладение приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами. 3. Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека. 4. Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности. 5. Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач. 6. Приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации. 7. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебнопознавательных и проектных художественно-конструкторских задач. Физическая культура. 1. Формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации. 2. Овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.). 3. Формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости). Обучение в 1-4 классах Учреждения осуществляется на основе учебнометодических комплектов: «Школа России» и «Перспектива». В УМК «Школа России» бережно сохранены лучшие традиции российской школы, доказавшие свою эффективность в образовании учащихся младшего школьного возраста, обеспечивая как реальные возможности личного развития и воспитания ребёнка, так и достижение положительных результатов в его обучении. УМК «Перспектива» представляет собой целостную информационно-образовательную среду для начальной школы, реализующую единые идеологические, дидактические и методические принципы, адекватные требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Данные УМК направлены на реализацию системно-деятельностного подхода как основного механизма достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в контексте ФГОС НОО УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (1-4 классы) Количество часов в неделю /год Предметные области Учебные предметы Классы 1 2 3 4 Количество (или перечень) классов 5 6 5 4 5/165 4/132 5/170 4/136 5/170 4/136 5/170 4/136 675 540 4/132 2/68 4/136 2/68 4/136 2/68 4/136 204 540 2/66 2/68 2/68 2/68 270 Основы религиозных культур и светской этики - - - 1/34 34 Музыка Изобразительное искусство Труд 1/33 1/33 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 1/34 135 135 1/33 2/66 1/34 2/68 1/34 2/68 1/34 2/68 135 270 20/660 1/33 22/748 1/34 22/748 1/34 23/782 0 2938 1/33 1/34 1/34 0 101 21/693 23/782 23/782 23/782 3039 Обязательная часть Русский язык Русский язык и литературное Литературное чтение чтение Иностранный язык Иностранный язык Математика Математика и информатика Окружающий мир Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Искусство Труд (Технология) Физическая культура Итого Количест во учебных часов на уровне НОО Физическая культура Часть, формируемая участниками образовательного процесса Математика и конструирование/ Занимательная математика Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5– дневной учебной неделе 101