Приложение
к образовательной программе
начального общего образования
МАОУ – СОШ № 168
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
№ 01-01-11/39 от 30.08.2024г.
Вступают в силу с 01.09.2024г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ООП НОО
обучающихся 1-4 классов
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения –
средней общеобразовательной школы № 168
на 2024-2025 учебный год
г. Екатеринбург
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план начального общего образования МАОУ - СОШ № 168 разработан
в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г.
№ 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (в ред. Приказов
Минобрнауки России от 26.11.2010г. № 1241, от 22.09.2011г. № 2357, от 18.12.2012г.
№ 1060, от 29.12.2014г. № 1643, от 18.05.2015г. № 507, от 31.12.2015г. № 1576);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 9 октября 2017 г. № ТС-945/08 “О
реализации прав граждан на получение образования на родном языке”
- Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 10.11.2017 № 020181/9784 «О соблюдении требований ФГОС в части изучения
родного языка»
- СанПиН 2.4.2.3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи в
общеобразовательных учреждениях», постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28, зарегистрированным в
Минюсте России 18.12.2020г., регистрационный номер 61573;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (Зарегистрирован 29.01.2021 № 62296); Закон Свердловской области от 15.07.2013 №78-ОЗ (ред.17.10.2013) «Образовании в
Свердловской области» (принят Законодательным Собранием Свердловской области
09.07.2013);
- Уставом ОУ;
- Образовательной программой начального общего образования МАОУ - СОШ № 168;
Учебный план ОУ является нормативно - правовым актом, устанавливающим
перечень предметов и объём учебного времени, отводимого на выполнение
федерального государственного образовательного стандарта, и обеспечивает:
- права обучающихся
на получение качественного
общего образования,
установленного государственным стандартом общего образования;
- непрерывность начального, основного, среднего общего образования;
- оптимальную нагрузку обучающихся, осуществление образовательной деятельности
в соответствии с валеологическими критериями и нормами.
Учебный план начального общего образования на 2024 -2025 учебный год
разработан на основании основной образовательной программы начального общего
образования МАОУ - СОШ № 168 в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта.
Учебный план МАОУ - СОШ № 168 для I-IV классов ориентирован на 4-летний
нормативный срок освоения образовательных программ начального общего
образования. Учебный год начинается 1 сентября. Продолжительность учебного
года:
1 классы – 33 учебные недели;
2 – 4 классы – 34 учебные недели.
В
процессе
освоения
общеобразовательных
программ
обучающимся
предоставляются каникулы. Сроки начала и окончания каникул определены
Календарным учебным графиком школы. Продолжительность каникул составляет не
менее 30 календарных дней.
Учебная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели. Для
предупреждения переутомления в течение недели обучающиеся имеют облегченный
учебный день в четверг. Расписание уроков составляется с учетом дневной и
недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных
предметов (в соответствии с санитарными правилами и нормами Сан ПиН 1.2.4.368521).
Обучение в Учреждении осуществляется:
для обучающихся 1 - 4 классов устанавливается пятидневная учебная неделя;
Обучение в Учреждении организовано в две смены.
Продолжительность уроков.
Во 2 - 11 классах продолжительность уроков - 40 минут.
Образовательная недельная нагрузка обучающихся не превышает предельно
допустимую:
- 1 класс – 21 час;
- 2-3 класс - 23 часа;
- 4 класс -23 часа.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной
недели:
- для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков;
Начало занятий: 08.00.
Продолжительность перемен: минимальная - 10 минут, максимальная - 20
минут. Расписание звонков:
Первая смена
1 урок 0800 - 0840
2 урок 0855 - 0935
3 урок 0950 – 1030
4 урок 1045 – 1125
5 урок 1140 – 1220
Вторая смена
0 урок 1320 – 1400
1 урок 1410 – 1450
2 урок 1505 – 1545
3 урок 1600 – 1640
4 урок 1650 – 1730
Объем домашних заданий
Затраты времени на выполнение домашних заданий не превышают во 2-3 классах
- 1,5 часа, в 4 классах - 2 часа.
Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего
объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы,
сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в порядке,
установленном локальным актом «Положение о формах, периодичности и порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся».
Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательную программу
учебного года, переводятся в следующий класс на основании «Положения о порядке и
основании перевода, отчисления и восстановления обучающихся».
Программно-целевые основания учебного плана
Реализация учебного плана позволяет образовательному учреждению
реализовать:
- личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
мотивация к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников
начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные
компетентности, личностные качества; сформированность основ российской,
гражданской идентичности;
- метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных
предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по
получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система
основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной
научной картины мира.
Начальное общее образование осуществляется через программы: «Школа
России» (1 а, б, в, д; 2 а, б, в, д, е; З а, б, в, д, е, ж; 4 а, в, д, е) и «Перспектива» (46).
Учебный план МАОУ - СОШ № 168 предусматривает:
- достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми
с ограниченными возможностями здоровья;
- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей,
через предметное содержание учебного плана;
- организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках;
- использование в образовательном процессе современных информационнообразовательных технологий деятельностного типа;
- возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке
других педагогических работников.
Структура учебного плана
Учебный план ОУ для обучающихся 1-4 классов состоит из двух частей обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса,
которая реализуется через курсы:
«Математика и конструирование» или «Занимательная математика», Каждое занятие
представляет собой сочетание коррекционно - развивающих упражнений с
разнообразным познавательным материалом. Занятия, поданные в игровой форме,
способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств школьников,
формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию
познавательных способностей и в конечном итоге - достижению хороших результатов в
учёбе.
Содержание образования на уровне начального общего образования
Начальное общее образование направлено на формирование личности
обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной
мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом,
основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления,
простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной
гигиены и здорового образа жизни).
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей для всех обучающихся на ступени начального
общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам)
обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение главных целей начального общего образования:
- формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях
основного общего образования, их приобщению к информационным технологиям;
- формирование здорового образа жизни, безопасного поведения в экстремальных
ситуациях;
- личностное развитие обучающихся в соответствии с их индивидуальностью.
Содержание предметов обязательной части направлено на достижение
следующих результатов:
Русский язык.
1.
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания.
2.
Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление
национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание
значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка
межнационального общения.
3.
Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной
речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4.
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах
речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач.
5.
Овладение различными способами передачи информации (буква, пиктограмма,
иероглиф, рисунок). Источниками информации и способами её поиска: словари,
энциклопедии,
библиотеки,
в
том
числе
компьютерные.
Овладение
квалифицированным клавиатурным письмом.
6.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение
использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных
задач.
Литературное чтение.
1.
Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры,
средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
2.
Осознание значимости чтения для личного развития; формирование
представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических
представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем
учебным предметам: формирование потребности в систематическом чтении.
3.
Понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное,
изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать
содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев.
4.
Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и
про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования
художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием
элементарных литературоведческих понятий.
5.
Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации,
работа с мультимедиа сообщениями (включающими текст, иллюстрации, аудио- и
видеофрагменты, ссылки). Анализ содержания, языковых особенностей и структуры
мультимедиа сообщения; определение роли и места иллюстративного ряда в тексте.
6.
Презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд
на компьютере. Поиск информации для проектной деятельности на материале
художественной литературы, в том числе в контролируемом Интернете.
Иностранный язык (английский).
1.
Приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с
носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и
потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения.
2.
Освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для
овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке,
расширение лингвистического кругозора.
3.
Формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого
языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским
фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.
4.
Создание небольшого текста на компьютере. Использование компьютерного
словаря, экранного перевода отдельных слов.
Математика и информатика.
1.
Использование начальных математических знаний для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и
пространственных отношений.
2.
Овладение
основами
логического
и
алгоритмического
мышления,
пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета,
прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и
выполнения алгоритмов. Работа с простыми геометрическими объектами в
интерактивной среде компьютера: построение, изменение, измерение, сравнение
геометрических объектов.
3.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для
решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
4.
Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и
числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в
соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать,
распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами,
графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и
интерпретировать данные.
5.
Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Обществознание и естествознание (Окружающий мир).
1.
Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства
гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2.
Формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3.
Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей,
норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4.
Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение,
запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации
из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном
пространстве).
5.
Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире.
6.
Фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с использованием
инструментов ИКТ. Планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор
числовых данных, проведение опытов с помощью инструментов ИКТ. Поиск
дополнительной
информации
для
решения
учебных
и
самостоятельных
познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете. Создание
информационных объектов в качестве отчёта о проведённых исследованиях.
7.
Использование компьютера при работе с картой (планом территории, «лентой
времени»), добавление ссылок в тексты и графические объекты.
Основы религиозных культур и светской этики.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 декабря 2012г. № 1060 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования
и науки Российской Федераций от 6 октября 2009г. № 373»
Слова «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заменить словами
«Основы религиозных культур и светской этики».
Дополнить сноской следующего содержания:
«По выбору родителей (законных представителей) изучаются основы православной
культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской
культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики».)
1.
Готовность
к
нравственному
самосовершенствованию,
духовному
саморазвитию.
2.
Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание
их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.
3.
Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и
общества;
4.
Формирование первоначальных представлений о светской этике, о
традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.
5.
Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в
становлении российской государственности.
6.
Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания,
духовных традициях народов России.
7.
Осознание ценности человеческой жизни.
На основании заявлений родителей (законных представителей) обучающихся для
изучения данного предмета в 4-х классах выбраны модули: «Основы мировых
религиозных культур» (60 человек), «Основы светской этики» (58 человек).
Изобразительное искусство.
1.
Сформировать первоначальных представлений о роли изобразительного
искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека.
2.
Формирование основ художественной культуры, в том числе на материале
художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание
красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с
искусством.
3.
Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и
оценке произведений искусства.
4.
Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных
видах
художественной
деятельности
(рисунке,
живописи,
скульптуре,
художественном конструировании), а также в специфических формах художественной
деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы
мультипликации и пр.).
5.
Знакомство с простыми графическим и растровым редакторами изображений,
освоение простых форм редактирования изображений: поворот, вырезание, изменение
контрастности,
яркости,
вырезание
и
добавление
фрагмента,
изменение
последовательности экранов в слайд-шоу.
Музыка.
1.
Формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни
человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
2.
Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале
музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к
музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
3.
Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному
произведению.
4.
Использование музыкальных образов при создании театрализованных и
музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений,
в импровизации.
Труд (Технология).
1.
Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном
значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности
правильного выбора профессии.
2.
Первоначальное знакомство с компьютером и всеми инструментами ИКТ:
назначение, правила безопасной работы. Первоначальный опыт работы с простыми
информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами;
сохранение результатов своей работы. Овладение приёмами поиска и использования
информации, работы с доступными электронными ресурсами.
3.
Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как
продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
4.
Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими
приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности.
5.
Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения
несложных
конструкторских,
художественно-конструкторских
(дизайнерских),
технологических и организационных задач.
6.
Приобретение
первоначальных
навыков
совместной
продуктивной
деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
7.
Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и
информационной среды и умений применять их для выполнения учебнопознавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Физическая культура.
1.
Формирование первоначальных представлений о значении физической
культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и
психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое,
интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как
факторах успешной учебы и социализации.
2.
Овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность
(режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.
д.).
3.
Формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим
состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост,
масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы,
быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Обучение в 1-4 классах Учреждения осуществляется на основе учебнометодических комплектов: «Школа России» и «Перспектива». В УМК «Школа
России» бережно сохранены лучшие традиции российской школы, доказавшие свою
эффективность в образовании учащихся младшего школьного возраста, обеспечивая
как реальные возможности личного развития и воспитания ребёнка, так и достижение
положительных результатов в его обучении. УМК «Перспектива» представляет
собой целостную информационно-образовательную среду для начальной школы,
реализующую единые идеологические, дидактические и методические принципы,
адекватные требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования.
Данные УМК направлены на реализацию системно-деятельностного подхода как
основного механизма достижения личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения основной образовательной программы начального общего
образования в контексте ФГОС НОО
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(1-4 классы)
Количество часов в неделю /год
Предметные
области
Учебные
предметы
Классы
1
2
3
4
Количество (или перечень) классов
5
6
5
4
5/165
4/132
5/170
4/136
5/170
4/136
5/170
4/136
675
540
4/132
2/68
4/136
2/68
4/136
2/68
4/136
204
540
2/66
2/68
2/68
2/68
270
Основы
религиозных
культур и
светской этики
-
-
-
1/34
34
Музыка
Изобразительное
искусство
Труд
1/33
1/33
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
1/34
135
135
1/33
2/66
1/34
2/68
1/34
2/68
1/34
2/68
135
270
20/660
1/33
22/748
1/34
22/748
1/34
23/782
0
2938
1/33
1/34
1/34
0
101
21/693
23/782
23/782
23/782
3039
Обязательная часть
Русский язык
Русский язык и
литературное
Литературное
чтение
чтение
Иностранный язык
Иностранный язык
Математика
Математика и
информатика
Окружающий мир
Обществознание и
естествознание
(Окружающий мир)
Основы
религиозных
культур и светской
этики
Искусство
Труд (Технология)
Физическая
культура
Итого
Количест
во
учебных
часов на
уровне
НОО
Физическая
культура
Часть, формируемая участниками
образовательного процесса
Математика и конструирование/
Занимательная математика
Предельно допустимая аудиторная
учебная нагрузка при 5– дневной учебной
неделе
101